Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры по истории 1 курс 1 семестр.doc
Источник:
Скачиваний:
138
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
1.07 Mб
Скачать

13. Русская церковь в конце 15в.-16 вв.

Структура Русской Православной церкви с течением времени неоднократно и сильно изменялась. По мере утверждения христианства, его проникновения в сельскую местность и окраинные районы Руси увеличивалось число епархий. Если в XI в. их было не более десятка, то ко времени нашествия монголо-татар (1237 г.) — уже 15. В XIV — начале XV вв. значительная часть земель, входивших в состав Древнерусского государства, перешла под власть Великого княжества Литовского и Польши. Под давлением местных светских властей православные иерархи этих земель время от времени выходили — а к середине XV в. окончательно вышли — из-под юрисдикции митрополита Киевского, образовав собственную, Литовскую митрополию (церковно-административный округ, находящийся под управлением митрополита). Вопрос о «двоении» митрополии вызывал затяжные и ожесточённые конфликты церковно-политического характера. Положение осложнялось тем, что ещё в 1299 г. из-за сильного разорения Киева татарами глава русской церкви перенёс свою резиденцию на северо-восток Руси, во Владимир-на-Клязьме. Однако и там было скудно и неспокойно. Примерно с середины XIV в. постоянным местопребыванием митрополита стала Москва — новая столица Северо-Восточной Руси. Это вызвало недовольство литовских князей.

В начале XIV в., желая подчеркнуть свою власть над всеми православными епархиями, митрополит Киевский добавил к своему титулу многозначительную формулу — «и всея Руси». Позднее это словосочетание, равно как и связанные с ним претензии на власть, ввели в свой титул и великие князья московские.

В отличие от своих ближайших предшественников, Петра (1308—1326 гг. — Здесь и далее в этой статье указаны годы правления. — Прим. ред.) и Феогноста (1328 — 1353 гг.), митрополит Алексий (1354—1378 гг.), сын любимого боярина Ивана Калиты, решительно использовал политическое влияние и духовный авторитет церкви в интересах московских князей. Эта деятельность Алексия, а также явное стремление московских князей пре­вратить митрополичью кафедру в послушное орудие для достижения своих политических целей вызвали глубокий внутрицерковный кризис, про­должавшийся с 1378 по 1390 г. Великий князь московский Дмитрий Иванович и его наследник Василий I не смогли в полной мере осуществить свои планы относительно церкви. Выходцы из Византии, митрополиты Киприан (1381—1382 гг. и 1390—1406 гг.) и Фотий (1408—1431 гг.) вели себя достаточно независимо по отношению к великому князю. Однако быстрый рост военно-политического могущества Москвы, упадок Визан­тийской империи, а также общий ход событий в Восточной Европе неуклонно вели к ликвидации политической самостоятельности церкви.

В 1437 г. в Москву прибыл присланный патриархом Константинопольским новый митро­полит Исидор (1437—1441 гг.). Вместе с другими византийскими иерархами он в 1439 г. подписал акт Флорентийской унии (объединения) с папским престолом. Однако в Москве не признали унию, подчинявшую русскую церковь Папе римскому, усмотрев в ней измену православию. По приказу великого князя московского Василия II митро­полит Исидор был арестован и брошен в темницу. Несколько лет спустя, в 1448 г., собор русских епископов избрал первого автокефального (само­стоятельного) митрополита — Иону, епископа Рязанского. (Обо всём этом можно более подробно прочитать в статье «Иона — митрополит Киевский и всея Руси».) После захвата Константинополя турками в 1453 г. связи русской церкви с патриархией почти полностью прекратились.

После целого ряда острых конфликтов с высшими чинами церкви великий князь москов­ский Иван III (1462—1505 гг.) добился окончатель­ного подчинения митрополичьей кафедры своей власти. С конца XV в. назначения на высшие ступени в церковной иерархии зависят исключи­тельно от воли «державного», как называли вели­кого князя придворные льстецы. Одновременно, уступая воле самодержца, церковь постепенно санкционирует обожествление личности госуда­ря — «помазанника Божьего». Эта тенден­ция отчётливо проявилась в 1498 г. в обряде коронации митрополитом Симоном (1495— 1511 гг.) внука Ивана III — Дмитрия, а также в «венчании на царство» Ивана IV митрополитом Макарием (1542—1563 гг.) в 1547 г.

Следуя примеру своих отца и деда, Василий III (1505—1533 гг.) и Иван IV (1547—1584 гг.) жёстко контролировали лояльность церкви по отношению к крепнувшему российскому самодержавию. Одна­ко они хорошо понимали роль церкви как одного из устоев социальной стабильности и законопослушания. Сурово карая строптивых иерархов, не желавших примириться с проявлениями жесто­кости российских государей, они тем не менее сохраняли за церковью монополию в вопросах вероисповедания и всячески демонстрировали своё личное благочестие.

______________________________________________________________________

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]