Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11111111111111111!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
471.79 Кб
Скачать
  • 3.5. Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии

  • В широком смысле экзистенциально-феноменологическая стратегия включает в себя ряд тенденций современной философии (феноменология, экзистенциализм, персонализм, герменевтика, «философская антропология»), центрированных вокруг идеи че­ловека как основной философской проблемы и акцентирующих принципиальную уникальность и творческую активность челове­ческого опыта. Содержательное ядро этой стратегии составляют феноменология и экзистенциализм (представлены практически одним рядом авторов).

  • Ее формирование обусловлено «антропологическим кризисом» в философии и культуре нач. XX в., связанного с крушением иде­алов классического гуманизма и его веры в человека как разумное существо, находящееся в отношениях «предустановленной гармо­нии» с миром. В качестве предтеч экзистенциальной философии вы­ступают С. Кьеркегор, Фр. Ницше, Ф. М. Достоевский. В ее развитии можно выделить следующие вехи: а) нач. XX в. - феноменология Э. Гуссерля и русский экзистенциализм (Н. А. Бердяев и Л. Шестов);

  • б) 20-30 гг. - немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс);

  • в) 40-60 гг. (период максимальной популярности) - французский экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, Г. Мар- сель и др.). Разделяют также религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель) и атеистический экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

  • Методологическим основанием данной стратегии стала фено­менология Гуссерля. Преодолевая созерцательность классики (со­знание и познание - это зеркальное отражение действительности), Гуссерль использует понятие интенциональности, в соответствии с которым внешний мир всегда коррелятивен нашему сознанию (выступает как его феномен), которое творчески конституирует собственное понимание и смысл реальности.

  • Экзистенциализм переносит феноменологический проект ин­дивидуализации познавательного опыта из сферы гносеологии в онтологию. Базовым здесь становится понятие экзистенции как конкретного человеческого существования. Новизна данной онто­логии лаконичнее всего отражена в сартровской формуле: «Сущес­твование предшествует сущности». Если классика отталкивалась от единой первосущности, в равной степени проецируемой на при­роду и человека, то экзистенциализм заявляет о неправомерности (в человеке нет ничего предзаданного, он сам выбирает, кем ему стать) и пагубности (подведение всех под один знаменатель обора­чивается феноменами тоталитаризма и массы) такого подхода.

  • Понятие экзистенции акцентирует принципиальную уникаль­ность человеческого опыта, осознание которой возможно лишь в ситуации ее «пограничности». Пограничность экзистенции опре­деляется как «существование-между»:

  1. между миром сущего (сфера готовых истин, безликой толпы (Оно), технически организованного пространства культуры, пре­вращающего людей во взаимозаменяемые винтики и обрекающего их на неподлинность существования и забвение своего Я), и миром истинного бытия (Бог у Марселя, ничто у Сартра и Камю, бытие у Хайдеггера), выступающего основанием человеческого прорыва к подлинному существованию;

  2. между жизнью и смертью, когда в ситуации «или-или» че­ловек должен осуществить экзистенциальный выбор, определяя ценность своей жизни или жизни другого. Осознание временнос­ти, смертности человеческого бытия одновременно обращает Я к поискам собственного жизненного проекта и смысла.

  • Основной характеристикой экзистенции выступает свобода, ко­торая проявляет себя в двух основных ракурсах:

  1. негативная свобода, или «свобода от» (свобода бунта, на­правленного против сферы сущего, заставляющей человека быть таким, как все, бездумно плыть по течению и соглашаться с обще­принятым мнением). Предпосылками бунта являются ощущения страха, тревоги, скуки, заброшенности, свидетельствующие о не­подлинности бытия;

  2. позитивная свобода как свобода выбора, в результате кото­рого человек выбирает себя, но одновременно он выбирает мир, в котором существует. Оборотной стороной этой свободы является ответственность за сделанный выбор, за собственное Я, прерога­тивой которого становится постоянное проектирование и переопи­сание себя, и мира в целом.