Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛК-5.по ПиП на ФФК-26.Учитель и его работа - на....docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
40.57 Кб
Скачать

7

ЛК-5-9. Учитель и его работа (начало)

1. Характеристика учителя как личности и субъекта

2. Общие противоречия и кризисы развития

3. Периоды жизни мужчины (до зрелости)

4. Особенности жизни женщины

1. Характеристика учителя как личности и субъекта

Будем иметь в виду два актуальных уровня характеристики человека: личностный и субъектный.

Личность – это: социальное качество человека, ансамбль его общественных отношений, инструмент ориентации человека в культурной среде. Общая характеристика человека как личности раскрывается через конкретизацию его целей и ценностей, ролей и функций, норм и ритуалов.

Чаще всего, говоря о личности, раскрывают главные отношения человека к миру: к природе, в том числе и к созданной человеком, к окружающим людям, к труду и к продуктам труда (вещам), к самому себе. Об уровне развития населения в этом плане свидетельствует состояние окружающей среды и межчеловеческие повседневные отношения. Экологическая обстановка, преступность, в том числе экономическая, выраженность наркозависимости различного рода, начиная с курения, – всё это суть симптомы социальных болезней.

Об уровне развития студентов в этом плане свидетельствует, в частности, состояние мебели в аудиториях, состояние аудиторий после занятий и, в частности, содержимое столов. Распространённость в обществе, социальная типичность дурных привычек среди получающих высшее образование – это прямой показатель деградации тех, кто как будто бы должен быть в авангарде носителей культуры.

Носители крайних позиций в любых обществах были всегда, и это естественно и даже необходимо для прогрессивного развития. Светлана Алексиéвич, литератор, сказала как-то, что «необходимо, чтобы дьявол видел себя время от времени в зеркале». Перефразируя, можно сказать, что общество нуждается в примерах того, как нельзя поступать. И я помню, как в отрочестве, а именно в седьмом классе, сделал для себя это открытие…

Известен и такой афоризм: мол, история учит только тому, что она никого и ничему не учит. Однако большинство людей всё-таки руководствуются примером окружающих и потенциально готовы склониться в одну или в другую сторону. Прогресс цивилизации бесспорен, хотя есть и те, кто и возражал против этого в прошлом, и возражает против этого в наши дни. Очевидно, этим людям неизвестна даже сказка Г.Х. Андерсона «Калоши счастья», не говоря уже об исторических фактах. Конструктивные споры идут относительно тенденций нравственного развития. Но и тут бесстрастный подход заставляет признать наличие прогресса – как на уровне отдельных людей, так и на уровне всего человечества. Повторю: крайности в человеческих проявлениях всегда были, есть и будут...

Специфично для социальных отношений учителя их практическое разнообразие по содержанию и по форме. Так, в англоязычной литературе с середины ХХ века была распространена схема, раскрывающая многогранность учительской позиции, её ролевой структуры. Для русскоязычных читателей эту схему сделал доступной Владимир Леви, практикующий психотерапевт, литератор, популяризатор знаний о человеке, об отношениях человека с миром и с самим собой.

В соответствии с этой схемой, учитель – это информатор, инструктор, тренер, дрессировщик. Он также оратор, проповедник, рассказчик, артист, клоун, даже шут. Учитель – это также советник, консультант, наставник, просветитель. Он и эксперт, лидер, организатор, руководитель. Он – ещё и опекун, воспитатель, нянька. Он – товарищ, друг, утешитель, психотерапевт, врач, любимый человек, кумир. Он – и наблюдатель, исследователь, учёный, а также контролёр и надсмотрщик. Он – оценщик, критик, судья… И т.д. Всего было перечислено 36 ролей (!), и схема эта открыта для дополнения. В общем, становится ясно, насколько многогранна позиция учителя в обществе с точки зрения различных людей, насколько детально и порой неожиданно она может быть конкретизирована.

Субъектные характеристики человека, в отличие от личностных, раскрывают на уровне сознания сущность человека для него самого – как источника преобразующей активности. Можно сказать, что происходит это как осознание сверхсознательного. Самые общие субъектные характеристики человека суть его направленность, его способности, его характер. И через их проявления в различных жизненных ситуациях конкретизируется своеобразие того, какие сложности и трудности человек преодолевает и как он(а) это делает.

При общем подходе к учителю как субъекту деятельности выделяется его направленность на учебную дисциплину, на других участников педагогической ситуации, на себя. И оказывается, что около 66% среди выпускников педвузов – «предметники», около 19% – «воспитатели», и около 15% имеют выраженными оба аспекта профессиональной направленности. У представителей категории «предметников» преобладает узкопредметная и/или узкометодическая ориентация. Выраженность обоих аспектов профессиональной направленности у 15% молодых учителей свидетельствует об их высокой профессиональной ориентированности. Теперь это называют одной из педагогических «компетенцией». По-моему, более корректно говорить о педагогической направленности как общем аспекте педагогической компетентности учителя. Причём «предметно-воспитательная» направленность статистически неслучайно сочетается ещё и с максимальной требовательностью к себе и с максимальным разнообразием форм педагогической деятельности!

На 2-3-й год работы у молодого учителя происходит переключение основного внимания на уроке с себя на ученика, на класс, на коллег. Происходит выход за рамки урока для урока. Начинается (к сожалению, не у всех!) практическая реализация общеизвестной формулы – «любить детей». Некоторые «выходят» на собственные исследования; таких среди молодых учителей – до 10-15%.

В обиходе очень распространено противоречие: и студенты педвуза, и учителя «знают» о творческом характере педагогической деятельности и, в то же время, сомневаются в этом. Ибо постоянно сталкиваются с обязанностями, с тем, что в философском романе одного японского литератора ХХ века, Кобо Абэ, нашло себе выражение в метафоре песка. – Песка, который непрерывно и повсеместно наполняет наше жизненное пространство, нашу жизнь… И в теоретической педагогике даже различаются стереотипные, рутинные, и «творческие», оригинальные формы и способы деятельности. Хотя в жизни стереотипность и оригинальность, рутина и творчество друг без друга не существуют. Нет такого продукта, при получении которого не было бы рутины и исключалось бы творчество… Сейчас в повседневном обиходе для нас привычны компьютерная техника и технологии. Но и их внедрение в нашу жизнь не освободило нас от того, что в прошлом веке было метафорически обозначено как «песок». Любой настоящий труд оказывается трудным, предполагает преодоление, предполагает субъектность и соответствующие способности.

Разнообразные описания педагогических способностей фактически хорошо укладываются в общую схему, предложенную Н.В. Кузьминой. В частности, у мастеров педагогического труда выделяются: организаторские способности, конструктивные, коммуникативные, прогностические, аналитические… (Кузьмина Н.В., 1971;1985). С точки зрения их развития, в генетическом плане, актуальна такая их последовательность: 1 – аналитические, 2 – коммуникативные, 3 – конструктивные, 4 – организационные, 5 – прогностические. Онтологически же, по существованию, актуальна их обратная последовательность: высшие прогностические способности включают в себя все предыдущие.

Аналитические способности – это способности обнаруживать, различать, опознавать отдельности в действительности. Коммуникативные – это способности устанавливать, поддерживать и развивать связи с действительностью, прежде всего – с социальной действительностью: с окружающими людьми. Конструктивные – это способности упорядочивать элементы, одно- и разнородные, в пределах различных множеств и между множествами, для решения актуальных задач. Организационные – это способности стимулировать, направлять и поддерживать деятельность других людей и собственную деятельность. Прогностические – способности экстраполировать на более или менее отдалённую перспективу тенденции происходящих изменений. При высокой выраженности нескольких или даже всех способностей говорят о педагогическом таланте, а в особых случаях – и о гениальности.

Характер – это устойчивая форма проявления субъектности. Рассматривается как психический склад, как форма системы субъективных отношений, возникающих, формирующихся, раскрывающихся при преодолении препятствий. Хорошо описывается концепцией фрустрации и её моделью в форме теста рисуночной апперцепции Розенцвейга. Тест провоцирует проявление реакций на критические ситуации, чреватые конфликтом. В частности, выделяется направление реагирования на происходящее: вовне, на себя и нейтральное. И выделяется вид реагирования: «застревающее на препятствии» – в форме его оценки, «обвинительное» – в форме поиска причин фрустрации и «упорствующее» реагирование – в форме установки на разрешение ситуации.

Межсубъектная вариативность в проявлениях характера у учителей превышает межличностное и межличное разнообразие. Типичны для учителей проявления, отнесенные к профессиональной деформации: авторитарность, назидательность, уверенность в собственной непогрешимости. «Самый страшный порок – склонность к демагогии…» (Светлана Эрленовна Берестовицкая). И главное для учителя в этом плане – «гибкость, терпимость, умение видеть человека и доверять ему» (Галина Вячеславовна Иванова).