Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия Методичка.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
16.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

Тоталитарный режим

Латинское слово Totalis - означает «весь», «полный», «целый». Тоталитарным называется режим всепоглощающего властвования. Власть стремится поставить под свой контроль все стороны жизни общества и человека.

Понятие тоталитаризма ввел в научный оборот итальянский философ Дж. Джентиле – один из теоретиков фашизма. Он писал: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен…»

Фашисты рассматривали тоталитарные порядки как положительное

и жизненно важное условие процветания народа. В первой трети ХХ в. развитие капитализма было еще в значительной мере стихийным, разорительным для средних слоев населения, для рабочих и крестьян. Экономику европейских стран поражали кризисы. Свирепствовала инфляция. Было много людей обездоленных, отчаявшихся. Люди не находили точки опоры

в социально-экономическом хаосе «дикого» капитализма, утрачивали веру в себя и надежду на будущее. Не существовали или плохо работали системы социального обеспечения. В этих условиях возникло фашистское движение, обещавшее государственные гарантии, изобилие, спокойствие и порядок. Правда, с непременным условием полного подчинения индивида всепоглощающему государственному контролю.

В Италии и Германии тоталитаризм возник в результате катастрофического развития буржуазного строя. Но частную собственность он не отменял. Фашисты стремились диктаторскими методами осуществлять государственно-монополистическое регулирование экономики, модернизировать промышленность, транспорт, армию, чтобы подготовиться к борьбе за передел мира.

В России, Китае и ряде других стран установление тоталитарных порядков явилось закономерным следствием «пролетарских революций». Была подорвана или вовсе уничтожена частная собственность на средства производства. Следовательно, подавлены или погублены первые робкие ростки гражданского общества. Капитализм уничтожен, а для более передового строя исторических условий не оказалось. В этих условиях послереволюционные порядки неизбежно стали тоталитарными.

Деспотическая власть существовала во многих странах древнего мира и в Средние века. Но лишь в эпоху научно-технической революции могла возникнуть подлинно тоталитарная власть. Новейшие средства сообщения и массовой информации, технические возможности органов государственной безопасности, полиции и армии обеспечивали материальную основу полного властного контроля над обществом и отдельным человеком. Как

и авторитарный режим, тоталитаризм представляет собой господство бюрократии, Но она уже не только носитель власти, но и субъект собственности, Тоталитаризм—это крайняя степень авторитаризма. Это не ограниченное какими-либо законами и политическими силами всевластие бюрократии.

Тоталитарному режиму свойственны следующие черты.

1. Бюрократический этатизм в экономике (фр. etat – государство),

т. е. огосударствление экономической жизни, ее подчинение диктату чиновников. Степень этого диктата бывает различной. В гитлеровской Германии и фашистской Италии сохранялись частная собственность и свободные производители, рыночная экономика. Но субъекты экономики полностью подчинялись тоталитарной власти. Отраслями народного хозяйства и предприятиями руководили назначенные режимом «вожди», часто из числа предпринимателей – членов партии. В тех тоталитарных государствах, где строились социализм и коммунизм, власти уничтожали частную собственность, негосударственное предпринимательство вытеснялось и ликвидировалось. Были догматически восприняты и применены на практике некоторые взгляды В. И. Ленина, высказанные задолго до введения НЭП. Ленин одно время предполагал, что социалистическое государство должно представлять собой монополию, работающую на благо всех членов общества. Граждане будут наемными работниками этой монополии. Народное хозяйство должно быть превращено в «единую фабрику», а управление –

в «единую контору». Должны быть равенство труда и равенство оплаты. Напрашивается вывод, что специально уполномоченные лица должны следить за тем, чтобы все распределялось «правильно». Так и получилось: одни распределяли, находясь у власти, другие жили в нищете и бесправии.

В таких условиях исчезает питательная почва гражданского общества, творческая активность производителей резко ограничена монопольной государственной собственностью на средства производства.

2. Огосударствление политической жизни. Человек лишен права вступать в неконтролируемые властью социальные отношения. Режим подавляет любую политическую деятельность, происходящую не по инициативе властей. В стране действует единственная массовая партия – «руководящая и направляющая» сила общества. В партии установлена иерархия, система господства и подчинения. В большевистской партии такая дисциплина называлась «демократическим централизмом». Во главе партии находится вождь: индивидуальный (фюрер, дуче, Председатель или Секретарь Центрального Комитета) либо также и коллективный (Большой фашистский совет, Политбюро и др.). Партия превращена в часть государственной структуры, а государственный аппарат – в придаток партии. Иногда режим допускает существование нескольких других партий, но они малочисленны и вынуждены признавать политическое господство «руководящей и направляющей» силы с ее «единственно правильной» идеологией.

3. Отсутствуют политические права и свободы рядовых членов общества. Нет соревновательных выборов. Если людей приглашают иногда принять участие в голосовании, то фактически это «выборы без выбора». Складывается такое положение, будто бы народ добровольно передает свои политические права правящим страной вождям. Выдвигаются соответственно лозунги: «Народ и партия едины», «Народ – партия – фюрер», «Фашистская и пролетарская Италия, вперед!». Идеологи режима не отрицают понятия свободы личности, но свобода толкуется как познанная необходимость, т.е. необходимость следовать законам истории, «открытым» и «понятым» теоретиками официальной идеологии. От рядового человека власть требует «активной жизненной позиции». В первую очередь она должна проявляться в единодушной поддержке» партии, «чувстве глубокого удовлетворения» и благодарности за ее «заботу», а также в непримиримости к «отщепенцам», «врагам народа».

4. Отсутствует не зависящая от правительства информационная сеть. Пресекается любая информация, исходящая не от властей. Установлена жесткая цензура в средствах массовой информации и в издательствах.

5. Принудительно внедряется официальная идеология, обязательная для всех жителей страны. Инакомыслие в любых его проявлениях подавляется всеми доступными власти методами – пропагандистскими и репрессивными.

6. Общественному сознанию навязывается вера во всесилие власти. Насаждается волюнтаризм в решении многих вопросов. Власть стремится (или делает вид, что стремится) как можно быстрее «осчастливить» человека, народ и даже иногда все человечество. Крайнее самомнение, попытки произвольно решать сложнейшие проблемы, стремление «покорить» природу и построить самый передовой в мире, самый правильный общественный порядок – таковы черты тоталитарных режимов.

Мир воспринимается тоталитарным сознанием как простой, вполне открытый и всецело доступный рациональному познанию и перестройке по плану, по произволу политиков. Но в действительности мир неизмеримо сложнее, чем его представляет тоталитарное сознание. Поэтому неизбежно терпят крушение попытки власти направить развитие мира по ее «научному» усмотрению.

Чем более очевидны неудачи режима, тем сильнее его амбиции и его стремление объяснить трудности происками врагов. Поэтому тоталитарному взгляду на жизнь свойственно черно-белое, упрощенное восприятие действительности, конфронтационный подход к человечеству. Гитлеровцы различали расы полноценные и неполноценные, Китайские коммунистические лидеры противопоставляли «революционные» бедные страны «реакционным» богатым. Бывший диктатор африканского государства Гвинея А. Секу Туре делил население страны на «народ» и «антинарод»…

7. Неудачи тоталитарной власти в ее попытках «преобразования мира» усиливают стремление режима применять насильственные методы. В «социалистических» странах насаждался официальный тезис о неизбежности усиления классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму. Так обосновывалось проведение массовых репрессий. В СССР были догматически восприняты идеи В. И. Ленина о том. что сопротивление эксплуататоров начинается до их свержения и обостряется после с других сторон. Борьба ведется до победы коммунизма. Концепцию обострения классовой борьбы сталинское руководство использовало и для уничтожения революционеров-ленинцев. Ведь в бюрократическом тоталитарном государстве они оказались не ко двору.

В Китае репрессии стали особенно масштабными во время «Великой пролетарской культурной революции» 1966–76 гг. После того, как потерпела неудачу попытка построить коммунизм за несколько лет («большой скачок»), Мао Цзэдуну надо было найти и объяснить народу причины голода и разрухи. Еще древние китайские политические мыслители утверждали, что чиновники могут быть плохими, а император – никогда. «Виновниками» были объявлены «лица, облеченные властью и идущие по капиталистическому пути» (сокращенно «каппутисты»), т. е. – враждебная народу «феодальная» и «буржуазная» интеллигенция, захватившая командные посты в партии. Она якобы стремится заставить революционный Китай изменить свой красный цвет, подорвать великое всепобеждающее учение Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина – Председателя Мао Цзэдуна.

Шквал обвинений и террора обрушился на китайскую интеллигенцию. Все образованные, талантливые люди оказались под угрозой. На них натравили студентов и рабочую молодежь. Были созданы многочисленные отряды «красных охранников» и «молодых бунтарей» – необразованных молодых фанатиков, устроивших массовые погромы. Был уничтожен цвет китайской нации. Пострадали десятки миллионов людей.

Группа Мао Цзэдуна провоцировала массовые расправы, льстила «революционной» молодежи. Студентам объясняли, что взрослые люди, особенно интеллигенция, «заражены» понятиями старого общества. Маоисты с презрением говорили о «буржуазной» профессуре, которая будто бы навязывает студентам «никчемные», «старорежимные» знания специально для того, чтобы у молодых людей не оставалось времени изучать идеи Мао Цзэдуна. Как и всегда бывает при тоталитарном режиме, маоисты ценили человека необразованного, политически неискушенного, чье сознание представляет собой «чистую доску», на которой можно написать все, что угодно. Когда же «молодые революционеры» сделали свое дело, армия и силы госбезопасности разогнали их отряды и отправили юных «застрельщиков революции» на перевоспитание в деревни. Историки говорят о «потерянном поколении» китайского народа. В Китае теперь осуждают «культурную революцию», считают ее величайшей трагедией в истории страны.

8. Внешняя политика тоталитарных режимов всегда агрессивна. Пока диктаторская власть не окрепла, она проводит политику изоляционизма. Это значит, что страна превращается в «осажденную крепость». Контакты населения с окружающим миром либо запрещены, либо жестко ограничены. Режим накапливает силы для борьбы за мировое господство. Он оказывает поддержку своим сторонникам за рубежом, направляет «братскую интернациональную помощь», в том числе военную, в другие страны. Поскольку режим преследует глобальные цели переустройства мира, он вступает в военное столкновение со странами, мешающими в достижении этих целей. Тоталитаризм либо терпит полный крах и гибнет в этой войне, либо отступает на время и вновь начинает собираться с силами.

В конечном счете тоталитарный режим проявляет свою нежизнеспособность. Такая система ведет общество к самоизоляции от окружающего «несовершенного» мира. Она склонна замыкаться в себе, сохранять свои качества и функции, воспроизводиться, поддерживая, скажем так, динамическое равновесие системы. Это состояние называется гомеостазом. Оно может продолжаться очень долго.

Изначальные задачи тоталитарной структуры могут быть преданы забвению или отойти на задний план. Система все более обнаруживает свою бесплодность. Великий русский историк В. О. Ключевский писал: «Бюрократия есть сила, утратившая цель своей деятельности и потому ставшая бесцельной, но не переставшая быть сильной». К. Маркс отмечал: «Бюрократизм есть круг, из которого никто не может выскочить».

Серьезные сбои в тоталитарной системе могут наступить в результате действия как субъективных факторов (грубые ошибки, просчеты власти), так и объективных (воздействие мировой экономики, ухудшение геополитического положения государства). Но решающую роль играют рост просвещенности народа и его стремление к прогрессивным переменам. Время таких перемен наступило и в нашей стране во времена перестройки

1985–91 гг. Правда, не сбылись надежды на то, что страна сможет, по выражению Б. Ельцина, «одним махом, одним рывком… перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее».

Решающее значение для укрепления возникающих в стране робких ростков гражданского общества будет иметь способность правительства поддержать благоприятные для них экономические условия, защищать законность. Чем больше в обществе простора для творческой активности граждан, тем меньше возможности бюрократического диктата. Гражданское общество и демократическое государство обладают достаточными средствами, чтобы защитить личность от любых незаконных посягательств, отстоять права и достоинство человека. Для создания устойчивого демократического правопорядка нужны добрая воля со стороны государственного руководства и талантливое управление страной. Но что особенно важно – высокий современный уровень политической культуры граждан.