Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия Глава 3 __ТАУП.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
29.10.2018
Размер:
97.79 Кб
Скачать

Глава 3. Правовое обеспечение антикризисного управления.

3.1 Закон о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. Фз-127 и его основные отличия от законов о несостоятельности (банкротстве) 1998 и 1992 гг.

Несостоятельность (банкротство) – комплексный пра­вовой институт, основанный на нормах гражданского, ад­министративного, уголовного, трудового права, а также арбитражного судопроизводства.

Особенностью банкротства является то, что его реали­зация возможна только в рамках рыночной экономики и достигшей определенного уровня зрелости.

3.1.1 Этапы становление института банкротства в России.

Первый этап дореволюционный. Следует отметить ус­пешное решение в тот период многих вопросов, возника­ющих и в настоящее время в практике несостоятельности.

Второй этап советский период. Нормы о несостоятель­ности были включены в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. и в Гражданско-процессуальный кодекс 1927 г., од­нако они существенно отличались от дореволюционного периода, зачастую в ущерб качеству. С завершением Нэпа банкрот­ства предприятий практически прекратились, поскольку существование этого института было несовместимо с мо­нополией государственной собственности и государст­венной поддержкой убыточных предприятий. Отсутствие в этот период в законодательстве института банкротства вызвало неустойчивое состояние кредитных отношений и предпринимательской сферы, незащищенность участ­ников гражданского оборота.

К третьему этапу относится попытка возродить инсти­тут банкротства Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоя­тельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур», действо­вавшим до принятия Закона «О несостоятельности (бан­кротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г., когда стало возможным реальное проведение процедур банкротства.

Цели, реализация которых предусматривалась Законом 1992 г. :

• ликвидация убыточных, не приносящих прибыль предприятий;

• оказание помощи должникам, обладающим сущест­венным производственным потенциалом, но испы­тывающим финансовые трудности;

• создание процедур признания банкротами физичес­ких лиц, имеющих статус индивидуального предпри­нимателя или не имеющих такового;

• одновременная защита права кредиторов и должни­ков при проведении процедур банкротства.

По мере применения Закона 1992 г. выявились его существенные недостатки. Так, невозможно было «обанкротить» должни­ков, которые, несмотря на то, что имели огромные задол­женности, обладали имуществом, стоимость которого пре­вышала сумму предъявленных требований (таким было одно из критериальных условий для банкротства должника).

В Законе отсутствовали механизмы защиты кредиторов и должника от возможных действий друг против друга до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. В этот период кредиторы могли хо­датайствовать о наложении ареста на имущество должни­ка, что делало невозможным спасение бизнеса должника. Этим пользовались кредиторы, не стремящиеся к восста­новлению платежеспособности должника. Если же иму­щество должника не было арестовано, то должник мог продолжать им распоряжаться, так как не признавались недействительными сделки должника, совершенные до признания его несостоятельным (банкротом). По Закону 1992 г. невозможно было достичь баланса интересов должника и кредиторов (хотя сделан он был под должника).

[К конкретным другим недостаткам Закона относились следующие: продать предприятие можно было только при его ликвидации, чем сдерживалось оздоровление бизнеса; нарушались права кредиторов из-за невозможности признания недействительными сделок должника во внешнем управлении; не было механизма признания несостоятельности индивидуальных предпринимателей и граждан; отсутствовала градация должников на кредитные, сельскохозяйственный, градообразующие организации; ликвидация юрлиц не имееющих каких-либо активов была практически невозможной, так как кредиторы не перечисляли полагающееся авансовое вознаграждение арбитражного управляющего].

Положительный эффект закона состоял в том, что впервые появлялась возможность признания банкротами нерентабельных организаций.