Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика вариант Ани 38 страниц.docx
Скачиваний:
61
Добавлен:
30.03.2016
Размер:
116.18 Кб
Скачать

29 Билет.

Нравственная мера как сочетание меры в нравственных качествах

Философская категория меры принадлежит к числу наиболее фундаментальных, значимых, определяющих возможности человеческого познания и практики. Эта категория, как указывает «Философский энциклопедический словарь», выражает «диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта».

Аристотель писал:

«Нравственная добродетель - это обладание серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой - в недостатке».

Но также он писал:

«Не всякий поступок и не всякая страсть допускает середину, ибо у некоторых /страстей/ в самом названии выражено дурное качество, например: злорадство, бесстыдство, злоба, а из поступков - блуд, воровство, человекоубийство», «не существует избытка благоразумия и мужества».

Рассмотрим данные качества.

О благоразумии и мужестве. Можно смело говорить, что оно нисколько не контрастирует с идеей «золотой середины». Благоразумие и мужество - термины, которыми в «Никомаховой этике» обозначаются вполне конкретные положительние нравственные качества человека. То есть, говоря: «благоразумие», мы вслед за Аристотелем имеем в виду как раз искомую «золотую середину», назовём его: «способность к осмыслению собственных действий». В русском языке, а, наверное, и в других развитых языках, имеются слова типа: мудрствовать, суемудрие, умничать, заумный, заумь, перемудрить. Следовательно, способность к осмыслению собственных действий не носит исключительно положительный знак и может превзойти меру, оправданную интересами ситуации.

Употребляя понятие «мужество», мы тоже уже разумеем «золотую середину», скажем так: «способности проявлять выдержку, упорство в жизненно трудных ситуациях». Но способность эта может приобретать весьма различные формы и степени, далеко не всегда уместные и нравственно самоценные. Упорство нередко проявляется в виде упрямства, своеволия, несговорчивости, строптивости. Представляется вполне очевидным, что упорство может носить характер личностно-опасный и/или социально-вредный.

Злорадство. «Радость по чужой напасти, беде, горю» - так определяет его В.И.Даль. Однако, При всей очевидной неприглядности любых проявлений злорадства - кто возьмётся провести чёткую разделительную границу между радостью по чужому горю и чувством справедливости, правого возмездия?

Бесстыдство. Определённо отрицательное качества, но есть ситуации, в которых стыд попросту неуместен. В той же медицине, например. Для врача стыд - это нечто излишнее, прямое препятствие гуманному долгу, сохранению здоровья и жизни пациента. Безусловно, вопрос не в том, чтобы врач обязательно становился циником. Так или иначе неоднозначное сочетание стыда и бесстыдства наводит на предположение, что нравственно значимые модусы, как правило, носят характер не плоско-однозначного, взаимоисключающего противопоставления.

Злоба. «Злое расположение к кому или чему» /В.И.Даль /. Укажем здесь только на два момента. Первый. Кого нередко дети называют злым? - Требовательного, не подлизывающегося к ним человека. Но многих сторон действительности ребёнок просто ещё не научился выделять, с прошлым и будущим общается ещё не очень уверенно, и ему могут быть неведомы различия между злобой, злостью и требовательностью. Это взрослые, могут понять, что злобой нужно именовать недоброжелательную установку, что злость - это ситуативное состояние, нередко вызванное теми, кто потом на неё обижается, и что требовательность - это кажущееся недоброжелательство. Второй момент связан с тем, что некоторые профессии самым глубинным образом связаны с необходимостью проявлять требовательность (различного рода инспектора, работники проверяющих органов, руководители). Стало быть, для нерадивых работников - начальник; для воров - следователь, прокурор, конвоир; для шпионов - контрразведка и так далее - всё это будет восприниматься, как прямое средоточие злобы. Тогда как, например, работнику угрозыска в профессиональных интересах необходимы именно такие качества, которые очень близко соседствуют с так называемой злобой. Да и в спорте тренеры очень часто стремятся научить своих подопечных специфической, спортивной злости.

Из этого мы можем сделать вывод, что «пространство морали» многомерно. Каждый из нравственно значимых модусов морального явления чаще всего не самодостаточен, но сопряжён с другим, другими.

Нравственная мера в целом определяется согласованным сочетанием таких факторов как:

- отношение субъекта к Другому,

- отношение субъекта к себе,

- отношение его к окружающему миру.

То есть - не просто отношением Субъекта к Другому, а и сочетанием этого отношения с отношением Субъекта к себе самому, и с отношением его к окружающему миру

Нравственная мера - не просто «золотая середина» между недостатком и избытком. Она есть узел, в котором оказываются увязаны нравственно значимые «золотые середины»: целей и средств, формы и содержания, отношения человека к себе и к миру.

Нравственные ценности Десятословия: 8-я заповедь

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности, выгода должна

всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему.