Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика вариант Ани 38 страниц.docx
Скачиваний:
61
Добавлен:
30.03.2016
Размер:
116.18 Кб
Скачать

40 Билет.

Парадоксы счастья

Счастье - одна из величайших ценностей жизни - испокон веков неодолимо манило простых людей и всерьёз озадачивало мудрецов. Но каково оно, настоящее счастье – так доподлинно никем ещё не открыто. Никто ещё, кажется, не предложил всеобщей формулы человеческого счастья.

Счастье, судя по всему, - это действительно нечто трудновербализуемое, мимолётное и ненадёжное. Жюль Ренар утверждал, например: «Счастье – самое краткое из всех впечатлений», а Вольтер замечал, что люди ищут счастья, как пьяный свой дом: не могутего найти, но твёрдо знают, что где-то он есть. Стремление к счастью можно было бы сравнить с жаждою чего-то недостающего. С восприятием счастья связано немало парадоксов.

Два крайних варианта оценочных парадоксов счастья – когда по всем соображениям человеку должно быть хорошо, а он несчастен, или наоборот, человек радуется жизни, когда ему ну никак не подобает быть радостным.

В неоднозначности того, что мы называем счастьем, убеждают и расхожие утверждения типа:

«Счастье – это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой» (под данную формулу вполне подходит вариант, когда, устав до невыносимости в одном месте, удираешь в другое. С таким же успехом можно радостно жениться и радостно разводиться!).

«Счастье – когда тебя понимают». Казалось бы, под этим девизом подпишутся все. Но! Как быть с политиками, ведущими сложные международные переговоры? А как – в ситуации, когда нам приходится общаться с несимпатичными людьми? Шпионами?

В природе счастья как бы хитро ни переплетались внешние и внутренние факторы, сиюминутные и долговременные соображения, субъективное и объективное, – преобладающее значение имеют внутреннее состояние человека, его самооценка, взгляд на ситуацию «изнутри», а не привязанность к внешним оценочным шкалам.

Для понимания феномена счастья неплохо было бы проанализировать, или поначалу

хотя бы перечислить, близкие по смыслу понятия:

Беззаботность, безмятежность, блаженство, везение, восторг, довольство, кайф, лафа, ликование, наслаждение, нега, нирвана, оптимизм, победа, покой, пруха, радость, торжество, триумф, удача, удовлетворение, удовольствие, умиление, успех, фарт, эйфория, экстаз.

Нелишне было бы рассмотреть и понятия, противостоящие счастью:

беда, бедствие, беспокойство, болезнь, горе, грусть, катаклизм, крах, мyка, невезенье, неприятность, непруха, несчастье, неудача, облом, огорчение, опустошение, отчаянье, пессимизм, печаль, подавленность, поражение, разочарование, страдание, тоскa, трагизм, уныние, утрата, фиаско и тому подобные.

Уже этот беглый перечень очевидно демонстрирует разнообразие того, что разные люди называют счастьем. Ликование фодного по психологическому наполнению соизмеримо с радостью другого, но эти состояния явно не тождественны в нравственном и социокультурном смысле.

Человек – существо не только разнообразное, но и многомерное. И как следствие подобной многомерности мы имеем то, что один и тот же человек бывает одновременно счастлив в одном, и не очень счастлив в других отношениях. Кроме того, понятно, что, оказавшись в идентичных условиях, разные люди будут испытывать вовсе не идентичные переживания.

41 билет.

Счастье: нравственно-психологическое наполнение.

Счастье – это переживание человеком полноты бытия, связанное с самоосуществлением. Это торжество ценностей, которые человек утверждает своею жизнью.

Счастье, судя по всему, - это нечто трудновербализуемое, мимолётное и ненадёжное. Жюль Ренар утверждал, например: «Счастье – самое краткое из всех впечатлений», а Вольтер замечал, что люди ищут счастья, как пьяный свой дом: не могут его найти, но твёрдо знают, что где-то он есть. Стремление к счастью можно было бы сравнить с жаждою чего-то недостающего.

Для понимания феномена счастья неплохо было бы проанализировать, или поначалу хотя бы перечислить, близкие по смыслу понятия:

Беззаботность, безмятежность, блаженство, везение, восторг, довольство, кайф, лафа, ликование, наслаждение, нега, нирвана, оптимизм, победа, покой, пруха, радость, торжество, триумф, удача, удовлетворение, удовольствие, умиление, успех, фарт, эйфория, экстаз.

Такое большое разнообразие близких понятий говорит о многомерном психологическом наполнении счастья, которое может содержать в себе все эти чувства и каждое по отдельности. Так же можно сказать и о психологической цене счастья: то, как оно влияет на человека.

Нравственные ракурсы счастья – это и степень его открытости / утаиваемости, и ценности, им заслоняемые, вообще соотношение внутреннего переживания с внешними обстоятельствами.

Пожалуй, самое главное для нравственной оценки счастья заключено в его с о д е р ж а н и и. Тут дело не просто в успехе, и не в том, что успех достигнут на значимом поприще (в значимой сфере). Важнее всего – к каким наивысшим ценностям оказывается причастен счастливый человек.

Раз за разом мы «упираемся» в пункт, где человек, жаждущий счастья (или его уже обретший), определяет своё отношение к окружающим, к миру в целом и к себе самому, то есть выбирает: замыкается на себе, посвящает себя близким, служит каким-то отдалённым целям.

Мы выявляем два возможных смысловых ряда: в одном расположены ожидание, надежда, вера, благодать, молитвенное рвение, а в другом – упорство, пот, труд, творчество, борьба, энтузиазм.

Мы видим, что счастье складывается из обретённых ценностей (удовольствий, радостей) или устранённых антиценностей (забот, печалей, страхов, болей).

Фактически поиски человеком счастья – это поиски им самого себя, попытка понять свою собственную природу и приложить себя к миру. Древние мудрецы учили: «Познай самого себя».

Мы могли бы теперь чуть конкретизировать это наставление:

познай свои возможности (способности, энергетику), определи свои потребности, выстрой отношения с окружающими, соразмерь свои притязания с возможностями и обстоятельствами. Или, если ещё короче, - выбери посильную орбиту и займись достойным делом.