Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории..doc
Скачиваний:
205
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
971.26 Кб
Скачать

§ 1. Понятие „социальные функции исторической науки"

Многообразие форм влияния исторического опыта на совре­менность обусловливает наличие у исторической науки социаль­ных функций, т. е. ролей, которые историческая наука выпол­няет в жизни общества и которые в своей совокупности опреде­ляют ее социальную ценность. Ибо какими бы значительными ни были собственно научные достижения историков, социаль­ный статус нашей науки в решающей степени зависит от того, насколько эти достижения помогают обществу в решении стоя­щих перед ним проблем.

Собственно, в эффективности выполнения исторической наукой своих социальных функций и заключается ее актуаль­ность. При этом, разумеется, нельзя противопоставлять актуаль­ность научную актуальности социально-политической. Между ними существует диалектическая связь, нарушение которой одинаково пагубно как для научности истории, так и для ее партийности. Ведь глубина и основательность научного пости­жения прошлого, как мы могли убедиться, в большой мере зависят от тех импульсов, которые историческая наука по­лучает от современности, а с другой стороны, социальная эффек­тивность исторического познания в конечном счете определяет-' ся его способностью раскрывать объективные связи, существую­щие между прошлым и настоящим, и благодаря этому ставить прошлое на службу настоящему.

Необходимо оговориться. Историческое познание, естествен­но, не может быть сведено исключительно к отправлению ис­торической наукой своих социальных функций, равно как и его развитие движется не одними только социальными импуль­сами. Забвение этого неизбежно ведет к вульгаризации пони­мания природы исторического познания, а следовательно, и его социальной роли. В самом обращении человека к прошлому несомненно присутствует элемент любознательности, являю­щейся выражением свойственного человеческой природе твор­ческого начала, стремления к знаниям и истине ради них самих. Без учета этого элемента невозможно до конца понять всю историю нашей науки, важнейшие ее достижения, даже самый простой факт — почему разные историки обращаются в своих

140

исследованиях к разной проблематике. Его наличие отчасти объ­ясняет преемственность в развитии исторических знаний. Он при­сутствует во всех серьезных исследованиях, в деятельности 1 каждого научного направления, каждой исторической школы. Потребность знать свое прошлое органически присуща че-■ ловеческому обществу, будучи выражением свойственного ему стремления к самопознанию. Любознательность челове-' ка, никогда не оставляющая его жажда познания составляют необходимую предпосылку удовлетворения этой потребности. Но с первых же шагов историописания и по настоящее время . простая любознательность всегда была тесно связана с обще­ственными запросами, толкавшими людей к изучению своего прошлого, и неизменно занимала подчиненное по сравнению с ними место среди мотивов, обусловливающих потребность такого изучения.

Ведущим стимулом в обращении к истории всегда являлось стремление извлечь из знания прошлого нечто полезное для настоящего. Это полезное могло пониматься по-разному: от воспитания молодежи на героических деяниях предков до i выяснения, опираясь на данные истории, существенных за-сономерностей и тенденций общественного развития, но неиз­менным оставалось одно — обращение к прошлому всегда (социально мотивировано, направлено на удовлетворение тех или г иных общественных потребностей.

В категории „социальные функции" и воплощается ответ ис-[торической науки на эти потребности. А поскольку интерес | общества к своему прошлому всегда стимулировался опре­деленными вопросами к нему, порождаемыми настоящим, г И изучение истории было призвано давать ответы на эти вопросы, (социальные функции оказываются имманентно присущими Историческому познанию с глубокой древности.

Уже на заре историописания была осознана и четко сформу-f лирована одна из важнейших его функций — функция социаль-i ной памяти. Начиная свою знаменитую книгу, „отец истории" i писал: „Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец едставляет для того, чтобы от времени не изгладились из ней памяти деяния людей, а также чтобы не были бесславно 5ыты огромные и удивления достойные сооружения, испол-Рненные частью эллинами, частью варварами, главным же образом | для того, чтобы не забыта была причина, по которой возникла "между ними война"1. Огромная популярность в античном обществе труда и самого имени Геродота свидетельствует,

Геродот. 1,1.

141что эта целевая установка являлась выражением назревшей общественной потребности. Динамично развивавшееся в V в. до н. э. древнегреческое общество обнаруживало возрастаю­щий интерес к своему недавнему прошлому, в особенности к такой его славной странице, как греко-персидские войны, ставшие переломным моментом в истории Древней Греции, способствовавшие расцвету афинской рабовладельческой де­мократии. Этот интерес и нашел свое удовлетворение в книге Геродота, что и обусловило ее большой общественный резо­нанс.

По мере развития исторической науки и самого общества ее функции усложняются, становятся все более многообраз­ными. Пытаясь удовлетворить усиливающиеся потребности общества в осмыслении настоящего и предвидении будущего, история все активнее вторгается в его жизнь. Все более настоя­тельными делаются запросы общества, и все более широкие сферы его жизни становятся объектом изучения и прямого воз­действия исторической науки. Прогрессирующее усиление со­циальной активности исторического познания, таким образом, неизбежно ведет к расширению социальных функций истори­ческой науки.

Итак, социальные функции исторической науки не являют­ся величиной постоянной и неизменной. Они эволюционируют и видоизменяются вместе с развитием исторической науки и самого общества. Смена класса - носителя общественного прогресса — неизбежно отражается на социальных функциях историографии, способствуя, как правило, их расширению и дифференциации. Но даже в рамках господства одного класса социальные функции выражающей его интересы историографии не остаются неизменными. Вследствие того, что каждый класс на разных этапах свого развития предъявляет к изучению про­шлого разные требования, происходит их непрерывное видо­изменение, направленное на наиболее адекватное выполнение возлагающегося на историю „социального заказа".

Поэтому методологически неверно пытаться рассматривать функции исторической науки „вообще", безотносительно к ее конкретному классовому положению. Конечно, отдельные ее функции, такие, например, как функция социальной памяти или воспитательная, имманентно присущи .самой ее природе и обнаруживаются на всех этапах ее развития. Однако, не говоря уже о том, что каждое время вкладывает свое содержание в понимание этих функций (воспитательная функция маркси­стской историографии, например, по своей направленности и своему смыслу радикально отличается от аналогичной функции

142

современной реакционной историографии), только совокуп­ность функций, выполняемых наукой на каждом этапе ее раз-: вития, может дать действительное представление о ее месте в : обществе и социальной значимости.

Наконец, нельзя упускать из виду, что в конкретных усло­виях места и времени одна и та же функция может играть в жизни общества диаметрально противоположную по своему объективному значению роль. Воспитательная функция, напри­мер, присущая буржуазной историографии, в годы господства Нацизма реализовалась в духовном развращении широких слоев [Немецкого народа. На этом основании было бы абсурдно делать [Вывод о социальной вредности исторической науки вообще. Но так же будет обстоять дело с любыми попытками, рассматри­вая социальные функции исторической науки, переносить част­ное на целое. Классовый характер исторического познания является доминантой, определяющей место истории в обществе, [ ту действительную роль, позитивную или негативную, которую ■ она объективно играет в его жизни. Соответственно этому реализация исторической наукой присущих ей социальных [ функций в последнем счете зависит от природы того общества, [ интересы она выражает.

Тесная связь истории с современностью, обусловливающая ', ее зависимость от господствующих в данном обществе идейно-', политических представлений, определяет и ее возможности в осуществлении своих социальных функций. Мы уже не говорим О реакционных обществах, деформирующих самое природу Истории, сводящих ее функции к фальсификации прошлого | В угоду властям предержащим. Но даже в классово-антагонисти-<их обществах, которые находятся на восходящей стадии вое го развития, легко обнаружить отчетливые границы, пре­пятствующие полному и всестороннему раскрытию всего потен-[циапа возможностей исторической науки.

Эти рамки ставит сама природа антагонистического обще-[ ства, не заинтересованного в объективном изучении всех свой-i ственных ему противоречий. Вследствие этого и социальная [активность исторической науки носит классово ограниченный арактер, не только не способствующий полной реализации ее эзнавательных возможностей, но и серьезно препятствующий эму. Ибо такая реализация угрожала бы господствующему эложению данного класса, показывая его историчность, а [следовательно, и преходящий характер.

Только социалистическое общество впервые открыло для торичеекой науки возможность всестороннего и гармони-еского развития всех заложенных в ее природе социальных

143функций. Предъявляя истории высокие требования, оно вместе с тем создает необходимые предпосылки для их реализации в историографической практике. Главным моментом, опре­деляющим отношение социалистического общества к исто­рии, является объективно присущая ему потребность в подлин­но научном познании закономерностей социального развития, которая соответствует коренным интересам составляющих его классов/ Удовлетворение этой потребности предполагает всестороннее, не ограниченное никакими классово-эгоистиче­скими мотивами, развитие общественных наук, в том числе истории. Оно является также непременным условием поступа­тельного движения самого общества.

Ниже будут освещены основные социальные функции марксистской исторической науки. Сознавая, что выделяемые в этой главе функции не исчерпывают всего спектра социаль­ного воздействия марксистской историографии, мы в то же время полагаем, что в своей совокупности они позволяют достаточно наглядно представить то выдающееся место, какое принадлежит истории в жизни социалистического общества.

В их числе особенно значительная роль принадлежит науч­но-познавательной функции. Это фундаментальная функция исторической науки, определяющая как положение истории среди других наук, так и ее место в обществе. Реализация этой функции марксистской исторической наукой предполагает не только накопление и осмысление научных знаний, но и выяс­нение на конкретно-фактологической основе ведущих законо­мерностей общественного развития. Только успешно решая эти задачи, историческая наука может эффективно выполнять и все другие свои функции. Вот почему рассмотрение функций-марксистской исторической науки мы начинаем с характеристи­ки этой основополагающей функции. Основное внимание при этом будет сосредоточено на значении исторической науки в познании закономерностей общественного развития, ибо именно от того, насколько удачно историческая наука решает эту зада­чу, зависит эффективность выполнения ею научно-познаватель­ной функции и социальная результативность всего историческо­го познания.