Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
412
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать

Глава 9

Геополитические процессы в Западной

èВосточной Европе и Прибалтике1

«Европа хочет свое НАТО» • Тернистый путь Европы • Возможна ли ось Москва — Берлин? • Отношения между Москвой и Парижем • Россия и Италия • Россия — Великобритания: есть ли стратегическое партнерство? • Балканы — «пороховая бочка» • Восточная Европа: новые геополитические реальности • Рига, Таллин, Вильнюс переписывают историю

Будущее Калининградской области

Геополитическая карта Европы состоит как минимум из трех крупных образований (ареалов). Первое из них — Запад, ядром которого можно назвать прежде всего Францию, Испанию, Португалию, островной Запад (Англия). Второе — Средняя Европа. Сюда входят Австрия, Венгрия, Германия, Италия. Третье — Восточная Европа, в том числе и европейская Россия. Эти геополитические регионы создают на континенте зоны напряженности: постоянно возникают противоречия между континентальным и островным Западом; Средняя Европа часто противостоит островному Западу и Восточной Европе.

9.1. «Европа хочет свое НАТО»

Первая мировая война внесла серьезнейшие коррективы в мировой расклад геополитических сил. Затем эти коррективы углубили Октябрьская революция и появление на карте мира сначала РСФСР, а затем и СССР. После Второй мировой войны СССР и США в течение полувека превратились в две сверхдержавы. В геополитическом плане с 1950-х по 1990-е годы Западная Европа, включая Великобританию, объективно играла роль буферной зоны. За послевоенные годы большинство стран Европы превратились в государства-сателлиты.

Первую попытку создать объединенную сильную Европу, способную противостоять заокеанскому могучему покровителю, совершили генерал Шарль де Голль и Конрад Аденауэр. И сейчас внутри западноевропейского сообщества идут невидимые поверхностному взгляду перемены в отношениях США и Европы. Они каса-

1 Глава подготовлена канд. юрид. наук, проф. О.А. Рыхловым.

324

II. Геополитика в современном мире

 

 

ются в первую очередь условий «европеизации» НАТО, повышения

âнем роли европейцев, а также реформы блока.

Âиюле 2003 г. на встрече в Брюсселе главы Германии, Франции, Бельгии и Люксембурга договорились о формировании новой оборонной структуры. Лидеры четырех стран приняли решение о создании штаба многонациональных сил развертывания для проведения операций вне НАТО. Этот шаг, на наш взгляд, был продиктован поведением США: войной в Ираке, против которой активно выступала прежде всего Франция — член Совета Безопасности ООН, а американцы решения СБ проигнорировали.

Все четыре лидера стран — организаторов европейского НАТО договорились, что в итоге военный союз ЕС будет включать максимальное число стран1. Однако другие члены ЕС, прежде всего Великобритания, Италия, Испания и Нидерланды, не приглашенные на саммит в Брюссель, утверждали, что подобное развитие событий навредит НАТО и отношениям с США. По словам министра иностранных дел Испании, «настоящая европейская политика в сферах обороны и безопасности не может быть достигнута тремя или че- тырьмя странами»2.

Тем не менее лидеры Франции, Германии, Бельгии и Люксембурга намеревались сформировать силы быстрого реагирования, организовать доставку гуманитарной помощи, систем защиты ЕС от ядерной, биологической и химической угрозы, европейское командование стратегического воздушного транспорта, создать управления по разработкам и закупкам военного оборудования, составить схемы совместных учений вооруженных сил стран — участниц ЕС. Возможно также создание штаба, который будет нести ответственность за координацию многонациональных сил быстрого развертывания и проводить операции «без обращения к запасам и возможностям НАТО». А в конце марта 2009 г. лидеры Германии и Франции объявили о создании двусторонней системы ПВО с использованием самолетов «Авакс».

Необходимость создания наднациональных объединенных органов и сил разведки Европейского Союза впервые была записана в Маастрихтском договоре 1992 г. Агрессия США против Югославии (особенно ожесточенные бомбардировки Сербии в марте-апреле 1999 г.) показала, что США не собираются делиться разведданными ни с союзниками по НАТО, ни со странами ЕС. Именно тогда пе-

1См.: Крымов А. Европа хочет свое НАТО // Stringer. 2003. Июль.

2Òàì æå.

9. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе и Прибалтике

325

 

 

ред руководством Евросоюза встала задача переломить тенденцию ко все большему отставанию от США в обеспечении взаимодействия военных информационных систем. ЕС должен быть обеспечен «инструментарием, дающим возможность анализировать обстановку, источниками развединформации, а также необходимыми ресурсами для разработки стратегических планов»1.

В разгар военной кампании в Косове лидеры стран ЕС договорились о создании автономных разведывательных ресурсов, расширении возможностей в области разведки, транспортных средств стратегического назначения и средств боевого управления. В настоящее время в Евросоюзе действуют четыре организации, ведущие разведку: Европол, Разведывательное управление военного штаба, Центр анализа обстановки, Центр космической разведки. В Париже как независимый «мозговой центр» функционирует Институт проблем безопасности.

Франция и страны, не поддержавшие агрессию США против Ирака в 2003 г., настояли на создании в составе военного штаба нового объединенного органа планирования и управления, что вызвало протест со стороны США. Этот новый центр начал свою работу летом 2007 г.

Но имеются противоречия и между странами Евросоюза. Одной из основных причин отсутствия взаимодействия между разведывательными ведомствами различных государств как в НАТО, так и в ЕС остается их постоянное стремление обеспечить безопасность собственных коммуникационных сетей и источников получения информации: главным остается требование именно к сохранению тайны последних. Другое препятствие формированию объединенных разведывательных органов и реализации самостоятельной европейской политики — союз США и Великобритании2.

Лондон хочет, чтобы Европа была более сильной, но действовала вместе с Соединенными Штатами, а не против них, представляя собой единый сильный полюс.

Однако ни евроцентр, ни евроармия не будут независимы от НАТО. В основных документах, одобренных четверкой стран, записано, что мини-НАТО будет действовать там, где блок не заинтересован в личном участии. Подчеркивается также, что при формировании евроармии уважаются те обязанности, которые ее создатели имеют перед НАТО. Можно утверждать, что лидеры четверки гото-

1 Кондратьев А. Единая разведка Евросоюза: быть или не быть // Военнопромышленный курьер. 2009. ¹ 7.

2 Òàì æå.

326

II. Геополитика в современном мире

 

 

вятся к переделу мира где-то вместе, а где-то в конкуренции в первую очередь с Вашингтоном и Лондоном. Это видно на примере политической борьбы между США, Великобританией, с одной стороны, и Францией и Германией — с другой. Война в Ираке нача- лась в основном из-за нефти. Но на втором плане стоит защита Израиля. Его интересы в США защищает мощное сионистское лобби. Позиция Франции (отличная от американской) строилась на том, что Париж может без войны защитить интересы своих нефтяных монополий в Ираке.

9.2. Тернистый путь Европы

Сложные, противоречивые процессы протекают в глобализирующемся мире. Идею создания наднациональной армии, новой конституции ЕС высказывали лидеры Франции и Германии 45 лет назад. В частности, де Голль в 1949 г. сформулировал такую цель: в основании Европы должно лежать согласие между французами и немцами, необходимость строить Европу вместе с Россией.

В январе 1963 г. был учрежден франко-германский пакт, или Елисейский договор де Голля и канцлера Аденауэра, стоявших у исторического истока всего того, что позже стало принято называть франко-германским «Каролингским пактом», отправной точкой будущей великой Европы. Создание франко-германского сообщества де Голль определял как новую мировую революцию. Франция и Германия должны стать мотором процесса, который может привести к созданию федеративной Европы.

Елисейский договор саботировали шантажом, а затем и силовым ударом, теневым образом нанесенным по германскому Бундестагу специальными политическими службами Вашингтона, и в короткий срок Аденауэр был заменен на посту главы Федеративной Республики Германия Людвигом Эрхардом. Приход к власти де Голля и любые политико-стратегические действия голлизма всегда рассматривались в Вашингтоне как преходящие эпизоды, с которыми следует как можно быстрее кончать. Отсюда организация антинационального восстания 1968 г., имевшего одну цель: низложение голлизма. А позже — серия управляемых из Вашингтона забастовок, направленных против премьер-министра Алэна Жюпе, попытавшегося реконструировать политико-административные структуры, поднять Францию, установить голлистскую франкогерманскую ось. Так всегда Вашингтон действовал в послевоенной Франции. Так действует и сейчас.

9. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе и Прибалтике

327

 

 

Если бы в 1969 г. де Голль не был повержен и ему удалось бы, чего бы это ни стоило, сделать для Европы то, что он считал необходимым, сегодня вся Европа обрела бы голлистское дыхание.

Переориентация первых политических лиц Франции и Германии с России на США, низложение Франции — это низложение Европы, это улучшение внешней безопасности Соединенных Штатов. Нынешнее антиевропейское наступление Вашингтона есть на самом деле перманентная и превентивная оперативно скрытая оборона1.

Голлизм продолжает оставаться геополитическим концептом, сконцентрированным на интеграции сообщества евразийского континента на основе центрального революционного франко-германского ядра. Генерал де Голль рассматривал строительство франкогерманского сообщества единой судьбы в рамках как становления, так и полного совершения мировой революции.

В своих «Военных мемуарах» де Голль пишет, что в 1945 г. по специальной почте он получил личное письмо от Генриха Гиммлера. В этом письме Генрих Гиммлер пророчески призывал к установлению франко-германского сообщества, настойчиво приглашал генерала де Голля взять на себя немедленную политическую ответственность за его создание.

Сейчас группы деголлевцев пропагандируют идею великоевропейской оси Париж—Берлин—Москва, которая может стать базой движения великой истории. По сути, они развивали идеи Хаусхоффера Kontinental Block, который позволит освободить Западную Европу от англосаксонской экономической системы. Нужно заметить, что Хаусхоффер включал в континентальный блок и Японию. Таким образом, эта ось мыслилась как Париж—Берлин—Москва— Токио.

Но пока действует запущенный план, «имеющий целью помешать России выйти из ловушки самоуничтожения, в которую она загнана и в которой гибнет, ловушки, держащей ее в состоянии немыслимого стыда от ее обвала — этим же планом и предусмотрено — в нищету, в экономическое и социальное разорение. Этот планзаговор разработан как вовне, так и внутри самой России ради превентивного ее исхищения…»2.

Возрождение России Ж. Парвулеско видит в политическом, экономическом или ином взаимодействии России, Франции, Гер-

1Парвулеско Ж. Указ. соч. С. 363.

2Òàì æå. Ñ. 205.

328

II. Геополитика в современном мире

 

 

мании и Японии. «Непосредственное, прямое и полное участие Японии в континентальном проекте «Великая Сибирь»… должно стать фундаментальным призывом к вхождению — возвращению Великой Японии в лоно континентальной интеграции как основы будущей евразийской империи»1.

Хотя де Голль не одобрял внутриполитический строй в СССР,

но в 1960-х годах политика Франции в отношении СССР стала резко отличаться от политики США. В Париже возобладала концепция разрядки напряженности. Деголлевская Франция не предъявляла никаких претензий к СССР, не было военного соперничества. В развивающихся странах интересы Парижа не пересекались с интересами Москвы. Франция стремилась к ослаблению блокового противостояния, снижению опасности войны, преодолению послевоенного раскола в Европе, усилению ее экономического роста и укреплению политической стабильности.

Сейчас место на капитанском мостике альянса, тесня других, пытается занять мощная объединенная Германия. Поэтому идеи атлантизма переживают определенную трансформацию. Расширяются многосторонние формы сотрудничества блока (создан Совет Североатлантического сотрудничества, запущена программа «Партнерство ради мира», сформированы многонациональный силы, которые вели войны в Персидском заливе в 1991 г. и Югославии в 1999). Идет также усиление двусторонних связей: между европейскими державами (ФРГ—Франция), между малыми странами Северной Европы, между странами Балтийского региона. Усиливаются интеграционные отношения (связи) в сфере политики, экономики, финансов. Конец XX в. ознаменовался созданием единой европейской валюты евро и отказом от таможенного контроля. Однако даже ликвидация национальных валют и переход к единой денежной единице потребовали жесткой финансово-бюджетной дисциплины, в частности сокращения бюджетного дефицита до 3% валового национального продукта. Правительства стран Евросоюза хотели достичь этого, урезав бюджетные расходы на социальные нужды: на пенсии, пособия по безработице, на здравоохранение, образование и т.п. Но сделать этого не удалось. По призыву профсоюзов по всем странам ЕС прокатилась мощная волна протестов трудящихся и студентов.

Особенно сильное потрясение испытала в 2006 г. Франция, где студенты и поддерживающие их профсоюзы заставили правительст-

1 Парвулеско Ж. Указ. соч. С. 207.

9. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе и Прибалтике

329

 

 

во отменить антимолодежный законопроект, связанный с их трудоустройством. Почти два месяца во Франции были парализованы учебные заведения, транспорт. Значительно полевели парламенты Франции, Англии, а в Италии парламентское большинство в 2006 г. получили левые. Втянув весной 1999 г. почти 20 стран Европы в войну в Югославии, США нанесли сильнейший удар не только по интеграционным политическим и экономическим процессам, протекающим в Европе, но и по еще не окрепшей новой денежной единице — евро.

ÂАмстердаме было принято принципиальное решение о приглашении в состав Евросоюза десяти стран Центральной и Восточ- ной Европы, бывших членов СЭВ (Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, Албании), и даже некоторых бывших республик Советского Союза (Эстонии, Латвии и Литвы). Таким образом, Евросоюз к 2005 г. значительно расширился. Как показал мировой финансово-экономический кризис, рынок Европы оказался отгорожен от нас еще более мощным таможенным барьером, чем

âконце XX в. Члены ЕС расширяют дискриминацию в отношении российских товаров путем повышения пошлин.

Итак, к концу XX в. в Европе и НАТО четко обозначились д в е г р у п п ы : с одной стороны, США, Канада и часто примыкающая к ним Великобритания, а с другой — большие страны Западной Европы.

Процесс разделения имеет объективный исторический характер. После Второй мировой войны США смогли продиктовать разрушенной Европе свои условия (в соответствии с планом Маршалла) и попытались превратить этот центр одной из древнейших мировых цивилизаций в «ничейную землю», колониальную зону. Чувство национальной гордости французов и немцев было глубоко уязвлено, и они не признали этой роли.

Â1980-å годы капиталистический мир переродился в устойчи- вую систему трех сил: первая — США, вторая — Западная Европа, третья — Япония. С начала 1970-х годов происходит относительное ослабление американского влияния и укрепление экономической и геополитической мощи двух других центров. От американской гегемонии в важнейших сферах жизни сохранились военная и политическая. Поэтому в борьбе с американцами и надо искать причи- ну, корни европейской интеграции. Такое противостояние предусматривает достижение многих целей:

• создания единой европейской валюты;