Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика. Нартов.pdf
Скачиваний:
412
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
4.74 Mб
Скачать

7. Россия на постсоветском пространстве

257

 

 

нас закрыть. Перед сложным выбором стоял и президент Бакаев1. И тем не менее парламент и президент Киргизии в конце 2008 г. приняли решение — американскую базу закрыть. Но Вашингтон упорно нажимает на Бишкек, желая остаться в Киргизии и довести численность военнослужащих до 30 тыс. человек2.

7.8. Москва — Баку: шаг навстречу друг другу

Отношения между Москвой и Баку в 90-х годах ХХ в. и начале XXI в. были похожи на качание маятника: политические охлаждение — потепление. Но в апреле 2009 г. Москва и Баку сделали шаг навстречу друг другу. Президенты двух стран обсудили широкий спектр вопросов, начиная от нагорно-карабахского конфликта и заканчивая энергетикой. Ильхам Алиев (пожизненный президент Азербайджана) сделал оптимистическое заявление: «Россия — друг Азербайджана, сосед, стратегический партнер, и на этой основе мы будем развивать наши отношения». Впрочем, и Президент РФ под- черкивал конструктивный характер двусторонних отношений: «2008 год в торгово-экономическом плане мы закончили на очень неплохих показателях. Товарооборот вырос на 40%. Конечно, этот год будет существенно сложнее. Наша задача — постараться сохранить то, что было сделано. Тем более мы достигли этого все-таки не только за счет обмена энергоносителями. Будем прилагать усилия, чтобы сохранить позитивную экономическую динамику даже в условиях экономического кризиса»3.

Вообще же с того момента, как между Баку и Москвой были установлены дипломатические отношения (4 апреля 1992 г.), была череда притяжений и отталкиваний между двумя государствами. 1990-е годы прошли под знаком отчуждения. В течение целого десятилетия глава РФ ни разу не побывал в Баку. В 2001 г. нашли общие интересы в широком спектре экономических, социальнополитических вопросов, проблем безопасности. Однако в конце 2006 г. двусторонние отношения были омрачены недопониманием по «газовому вопросу». В 2008 г. Баку выражал недовольство позицией Москвы в ООН в ходе рассмотрения азербайджанского проекта резолюции по Нагорному Карабаху, что не помешало заявить о стратегическом партнерстве.

1 Михайлов Г. Бакаев повышает цену «Манаса» // Независимая газета. 2008. 19 июня.

2См.: Переговоры о судьбе базы // Военно-промышленный курьер. 2009. ¹ 6.

3См.: Лиманов А. Восток — дело тонкое // Союзное вече. 2009. ¹ 16.

258

II. Геополитика в современном мире

 

 

Âначале 2009 г. началось новое отталкивание. Напомним, что непосредственным поводом для нового кризиса стала информация

îбезвозмездной передаче российских вооружений Армении. Москва опровергла сам факт такой сделки1.

Âначале 2009 г. в азербайджанской внешней политике возникла проблема: начался интенсивный армяно-турецкий политический диалог. Его результатом может стать соглашение об открытии государственной границы между Арменией и Турецкой Республикой: 320 км сухопутной границы предполагают открыть для свободного передвижения людей и грузов в оба конца. Во-первых, это нарушит блокаду Армении. Во-вторых, нельзя исключать отрыва всего комплекса карабахского урегулирования от армяно-турецких отношений. Для Баку это серьезная проблема. Но и России не безразлич- ны дипломатические маневры ее стратегического союзника — Армении. Открытие границы с Турцией — это серьезные проблемы для российского бизнеса и для военно-политического сотрудниче- ства. Учитывая новые обстоятельства, Москва и Баку решили на- чать новое сближение.

«кавказской политике» России азербайджанское направление занимает особое место. Баку находится между двух крайних полюсов кавказской «большой игры». Если крайним антироссийским полюсом является Тбилиси, то наиболее последовательной пророссийской силой считается Ереван. В отличие от Грузии, целенаправленно декларирующей свой стратегический курс на евроатлантиче- скую интеграцию, Азербайджан стремится к конструктивным отношениям с Россией. В 1997 г. между двумя нашими государствами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности. В 2001 и 2004 гг. были подписаны Московская и Бакинская декларации по налаживанию «высокого диалога» между двумя государствами. Товарооборот между нашими странами достиг к 2007 г. 1,5 млрд долл. А в 2008 г. вырос еще на 40%. России и Азербайджану удалось также найти взаимопонимание по вопросу Каспия.

На нем сошлись интересы не только пяти стран, чьи берега омывает Каспийское море, но и государств, чьи столицы находятся за тысячи километров. Главным фактором, предопределяющим ситуацию вокруг Каспия, является наличие нефтяных месторождений. Существует два подхода к разделу дна Каспия, который хранит в своих недрах, по различным оценкам, от 4 млрд до 15 млрд т нефти и конденсата: первый — по 20% всем; второй — раздел по демаркационным линиям, обозначенным еще при Советском Союзе. За

1 Лиманов А. Указ. соч.

7. Россия на постсоветском пространстве

259

 

 

первый подход выступает Иран (в противном случае он получает не 20, а 12% каспийского дна), за второй — все остальные государства, спор идет только за конкретные месторождения нефти. Наиболее ожесточенно его ведут Азербайджан и Туркмения. Так, камнем преткновения являются месторождения Сердар, Осман, Хазар и Актын Асыр (по-азербайджански Кяпаз, Чираг, Азерн и Шарг). Притязания к Азербайджану имеет также Иран. Он претендует на нефтяные месторождения Араз—Аков—Шарг.

Азербайджан в отличие от России и Казахстана еще не разрешил для себя удовлетворительно проблему разграничения морского дна с Туркменией и Ираном.

Россия придерживается тактики двусторонних соглашений. Иран же считает, что любые соглашения по Каспию могут считаться законными только тогда, когда они в порядке консенсуса признаны всеми прибрежными странами.

Наиболее привлекательным резервом Азербайджана является мелководная часть морского месторождения Гюнешли — единственного в республике, не занятого иностранцами. Этот огромный резервуар нефти и газового конденсата интересует не только российские нефтяные компании, но и американские, английские, французские. Миф о несметных богатствах Азербайджана усиленно раздувают американцы, утверждая, что в ближайшие 10—15 лет Баку получит со своих промыслов более 65 млрд долл. Надо только отдать эти месторождения во владения американским компаниям.

Но подтвержденных, реальных запасов нефти на шельфе азербайджанского сектора Каспия оказалось меньше, чем по прогнозам, выданным американскими специалистами в начале 1990-х годов. Государственная нефтяная компания Азербайджана добывает около 9 млн т нефти в год, из которых не менее 70% поступает на два бакинских нефтеперерабатывающих завода. Для работы этих заводов на полную мощность такого количества мало. Для экспорта остается примерно 2,5 млн т. Это в 2 раза меньше объема, который должен поставляться на Запад. Нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, торжественно открытый в 2006 г., работает не на полную мощность (менее 50 млн т). В течение ряда лет этот дорогостоящий нефтепровод будет нерентабельным1.

Итак, прогнозы, обещающие грандиозные ресурсы нефти и газа в Каспийском регионе, явно не сбылись. Нефтегазовая связь этого региона с Европой могла бы осуществляться через уже существующую систему трубопроводов, но они в основном проложены по

1 Примаков Е. Мир без России? // Российская газета. 2009. С. 160.

260

II. Геополитика в современном мире

 

 

российской территории, и это не устраивает США. В направлении Европы действовали также транспортные маршруты по нефти, минуя Россию: Баку—Супса, азербайджано-грузинский железнодорожный коридор ТРАСЕКА до Батуми1.

Без политической поддержки США, с 1992 г. выступающих за создание маршрута транспортировки каспийской нефти, альтернативного российскому, проект Баку—Тбилиси—Джейхан никогда не состоялся бы. По словам американского министра, нефтепровод является важной частью нефтяной стратегии Америки, разработанной под руководством бывшего вице-президента США Р. Чейни. Этот нефтепровод протяженностью 1760 км потребовал много рабо- чей силы и техники и стоил более 3 млрд долл. В числе подрядчиков строителей были французская нефтеперерабатывающая компания, концерн British Petroleum, российская компания «ЛУКойл» и др.

В недалеком будущем трубопровод Баку—Новороссийск может прекратить свое существование. Азербайджан не гарантирует на будущее необходимых объемов прокачки нефти по этому маршруту. Но отказ от российского маршрута может обернуться для Баку немалыми потерями. Если государственная нефтяная компания Азербайджана лишится возможности экспортировать свою нефть на мировой рынок, то это негативно скажется на всей экономике страны. Такой шаг Баку, носящий явно конъюнктурный характер, — удар по бюджету республики. Азербайджан может недосчитаться 300—400 млн долл. от экспорта нефти.

Главная надежда Баку связана с блоком месторождений Азери— Чирак—Гюнешели на шельфе Каспия. Его осваивает британский концерн. Кроме этой английской корпорации инвестиции в энергетический сектор Азербайджана вкладывают французы. Об этом пишут обозреватели многих азербайджанских газет, например: «Несмотря на мировой экономический кризис, азербайджанский энергетический рынок остается привлекательным для иностранных компаний и фирм и они готовы вкладывать инвестиции даже в некогда считавшиеся неперспективными с коммерческой точки зрения проекты. Особый интерес к таким проектам в последнее время проявляют французские компании»2.

Понимая важное геополитическое значение Азербайджана для России, Москва в последние годы доукомплектовала бригаду морской пехоты, флотилия пополнилась новым крейсером, проводятся военно-морские маневры. В одних из них приняли участие корабли

1Примаков Е. Указ. соч.

2Мамедов С. Total идет на Апшерон // Независимая газета. 2009. 3 марта.