Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Буянова.docx
Скачиваний:
78
Добавлен:
08.03.2016
Размер:
508.44 Кб
Скачать

Глава 4 Родительского кодекса Швеции определения «усыновление» вообще не содержит.

Интересным является тот факт, что в мусульманских странах усыновление вообще запрещено. Этот запрет ба­зируется на положениях Корана (33:4-5): «Не устроил Аллах для человека двух сердец внутри и не сделал ва­ших приемышей вашими детьми. Возведите их к их от­цам, это более справедливо у Аллаха, а если не знаете их отцов, то это ваши братья в вере и ваши близкие». Един­ственным мусульманским государством, где существует и функционирует институт усыновления, является Ту­нис9. В других странах существует институт «приема» или «убежища», согласно которому супруги обязуются при­нять ребенка и дать ему необходимую помощь, но ребе­нок не может ни носить фамилию своей новой семьи, ни рассчитывать на часть имущества или наследство10.

Процедура усыновления, которая представляется для нас наиболее интересной, также решается в каждом зарубежном государстве индивидуально, с учетом, видимо, не только осо­бенностей правовой системы, но и менталитета нации. Не пос­леднюю роль играет и многовековая культура страны, влия­ющая на правовое регулирование усыновления.

Как верно указывает О.Н. Зайкова, частичность ин­дивидов влечет за собой формирование частичного соци­ума. Поэтому общество пытается воссоздать свою целост­ность за счет формирования института усыновления. Усы­новление является попыткой обеспечить человеку пол­ноту существования11. Человек, воспитавшийся вне семьи, позднее и вписывается в культуру как частичная едини­ца. Без микросреды (семьи) человек становится частич­ной личностью.

Усыновление также связано с такими универсалиями культуры, как «Дом», «Семья», «Родство». Дом являет­ся одним из важнейших элементов картины мира, особым культурным пространством, аккумулирующим все основ­ные сферы человеческой жизнедеятельности12.

Одной из основных задач усыновления является обес­печение ребенка Домом, введение его в мир семьи, а зна­чит, в мир культуры. В культуре создано значительное число механизмов оптимизации, воссоздания дома - от детских домов до института приемной семьи, носящих компенсационный, терапевтический характер, являющих­ся промежуточными этапами на пути к обеспечению че­ловека семьей - имитацией дома. Дом - важнейший ре­сурс, позволяющий ребенку интегрироваться в общество.

Усыновление обеспечивает человека Семьей, которая формирует сущностно-смысловое наполнение Дома, об­разует его содержательные аспекты13. Семья является основным социальным институтом, транслирующим нор­мы и ценности новым поколениям. Это основной носи­тель культурных образцов, наследуемых от поколения к поколению. Только в семье ребенок получает любовь, внимание и понимание, учится строить отношения с ок­ружающим миром. В семье формируется социальное и индивидуальное сознание14.

Как видим, культурные особенности того или иного государства, складывающиеся веками, также имеют ог­ромное влияние на процедуру усыновления.

Сказанное не позволяет обойти вниманием и культу­ру усыновления. Исходя из ценностно-нормативного под­хода к культуре, можно дать определение понятия «куль­тура усыновления» как оптимального восполнения сис­темы семейных отношений посредством усыновления (удочерения) ребенка (детей) в соответствии с нормами, ценностями и традициями конкретной культуры.

Понятие «культура усыновления» - достаточно общее, так как с его помощью можно рассматривать проблему возвращения ребенка в семью с разных позиций. Это по­нятие позволяет увидеть, зафиксировать спектр проблем, особенности формирования усыновления, определить пути реализации, спрогнозировать варианты развития данного явления.

Культура усыновления - это процесс, связанный с возвращением ребенка в семью, представленный в каж­дом обществе в различных модификациях. Фундаменталь­ными основаниями культуры усыновления является си­стема ценностей конкретного общества, определяемая особенностями функционирования культурных универ­салий «дом», «семья» («родство») и «общество».

Культура усыновления связана с целым спектром про­цессов, происходящих в обществе. Ее формализация про­исходит в юридической практике, процесс усыновления во многих культурах представлен в фольклоре (где фик­сируются образцы поведения, нормы, идеалы и ценности общества), обеспечивается проведением ритуалов и обря­дов, отражается в общественном сознании, а также в раз­личных сферах художественной культуры.

Основные формы проявления культуры усыновления в современных условиях достаточно разнообразны и свя­заны с межнациональным, открытым, независимым усы­новлением такими движениями, как «культура рожде­ния», «культурная компетентность», с формированием «позитивного языка» в сфере усыновления.

Современная культура усыновления формируется как ответ на разрушение ценностей, существовавших в тради­ционных обществах. Ее развитие предполагает формиро­вание гуманного отношения ко всем детям, оказавшимся в силу различных причин вне семьи15. И в каждом госу­дарстве мира культура усыновления прошла свои этапы развития, основные результаты которых отражает действу­ющее законодательство об усыновлении отдельно взято­го зарубежного государства.

В свете обсуждаемой проблемы нельзя не обратить внимания и на такую особенность, как разнообразие язы­ковых идеологий усыновления в зарубежных государ­ствах.

Языковые идеологии обеспечивают связь языка с груп­повой и профессиональной идентификацией, эстетикой, моралью, эпистемологией. Благодаря этой связи они под­держивают фундаментальные социальные институты.

Изучение практики языковой социализации дает возмож­ность исследовать функционирование языковых идеоло­гий, их двойственность и противоречия. Представления о том, как, где и когда использовать различные формы язы­ка или различные языки, отражаются в ежедневных со­циальных практиках16. Подобные речевые практики при­водят к становлению основной модели, в которой идео­логические притязания воспринимаются как «нормаль­ный» способ мышления и поведения.

Однако разнородность общества обусловливает нали­чие множества идеологий, так как каждая социально зна­чимая группа имеет свои интересы и формулирует свои взгляды на язык. Говорящие при этом сопоставляют свой социокультурный опыт с лингвистическими и дискурсив­ными ресурсами, наделяя языковые формы индексаль- ным значением, которое связано с характеристиками их социокультурного опыта17. Эпликация таких индексаль- ных значений служит средством натурализации границ социальных групп и обеспечивает продуктивность язы­ковой идеологии в создании и репрезентации различных социальных и культурных идентичностей18.

Настоящая монография посвящена также вопросу о том (безусловно, на анализе норм зарубежного права), следует ли развивать международное усыновление или, напротив, отказывать ему в поддержке (имеется в виду не только в рамках Российской Федерации, но и в миро­вых масштабах)? Является ли право усыновлять и быть усыновленным одним из прав человека и следует ли прак­тиковать его все в новых и новых странах? Каковы пози­тивные и негативные правовые и социальные последствия международного усыновления?

Сначала нами будут затронуты общие вопросы инсти­тута усыновления по законодательству зарубежных госу­дарств, а затем будет продемонстрировано, почему меж­дународное усыновление стало явлением, распространен­ным во всем мире, и почему все страны должны стремить­ся к тому, чтобы усыновление разрешалось только в слу­чаях, когда невозможно найти иные решения, наилучшим образом отвечающие интересам ребенка19.

В контексте изложенного находим комплексный ана­лиз процедуры усыновления в зарубежных государствах весьма ценным и своевременным.

Целью исследования, результаты которого отражены в настоящей монографии, является всестороннее и глу­бокое исследование норм зарубежного законодательства, регулирующего процедуру усыновления в зарубежных странах как Ближнего, так и Дальнего Зарубежья.

В свете поставленной цели автором были определены и решены следующие задачи:

  1. Проследить генезис нормативного материала и вы­делить основные исторические этапы эволюции институ­та усыновления в зарубежных странах.

  2. Проанализировать современную процедуру усынов­ления по действующему законодательству в странах Ближ­него и Дальнего Зарубежья.

  3. Взглянуть на проблемы международного усынов­ления с позиции зарубежного законодателя.

  4. Остановиться на актуальной, в мировом контексте, проблеме усыновления однополыми родителями.

5. Изучить практику Европейского Суда по правам человека об усыновлении в зарубежных странах.

В основу исследования положены труды таких уче­ных-представителей как российской, так и зарубежной доктрины, как: К. Баган-Курлюта, Н.С. Бессараб, О.В. Бессчетнова, Д.С. Борминская, М.М. Богуславс­кий, К.Ю. Бородич, М.А. Ботчаева, П. Влаардингерб- ройк, Д. Готман, С. Голомбок, Р. Грин, Б.А. Джандар- бек, К.К. Джинджолия, А.З. Дзугаева, Г.К. Дмитриева, О.А. Дюжева, О.Н. Зайкова, Ю.Л. Зеличенко, И.А. Зимина, В.Л. Кабанов, К.А. Кириченко, Е. Куха- ренок, А.Н. Левушкин, Н.В. Летова, Ж.М. Мансурова, Р.Л. Мурзин, Е.А. Рыжкова, Н. Синкевич, А. Спенсер, Е.А. Татаринцева, Ж.Ч. Тегизбекова, Г.Ю. Федосеева, З.Н. Эсанова и других.

Содержащиеся в монографии выводы могут быть ис­пользованы в дальнейшей теоретической разработке про­блем, связанных, в целом, с усыновлением как комплек­сной проблемой, а также в процессе дальнейшего изуче­ния зарубежного законодательства об усыновлении в час­тности. Кроме того, полученные данные приемлемо ис­пользовать при преподавании как обязательных учебных дисциплин, к примеру, «Семейное право России», «Граж­данское процессуальное право России», «Международное право», так и учебных дисциплин по выбору или вариа­тивного цикла, как-то: «Гражданский процесс зарубеж­ных стран», «Особенности рассмотрения судами отдель­ных категорий гражданских дел».

Новизнаисследования заключается в том, что впер­вые в науке на основе анализа норм зарубежного права подвергнут всестороннему исследованию институт усы­новления.