Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Gibridnaya_voyna

.pdf
Скачиваний:
36
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
1.37 Mб
Скачать

Социально-психологическое измерение гибридной войны

гандистов» 1. К сожалению, позицию Лукаса разделяют далеко не все его коллеги.

«Показное миротворчество». Также имеет целью соз- дать иллюзию Москвы как миролюбивой и непричастной к конфликту стороны. Российское руководство всячески подчеркивает, что происходящее на востоке Украины является внутренним конфликтом, отрицая многочис- ленные факты участия российских военнослужащих в боевых действиях на Донбассе. Лакмусовой бумажкой для Кремля стала реакция российских высокопоставлен- ных лиц на предложение официального Киева ввести миротворцев ООН на Донбасс. «Детали нам неизвестны. Неизвестны также цели и мандат возможной операции по поддержанию мира», — сообщил представитель МИД РФ Александр Лукашевич. А постпред России при ООН Виталий Чуркин и вовсе был в недоумении: «Только что достигнуты договоренности в Минске. А когда начинают выдвигать какие-то схемы, это вызывает подозрения, что хотят развалить минские соглашения» 2.

«Целенаправленный кошмар». Российские СМИ с удо-

вольствием смакуют и прилагают массу усилий для рас- пространения в социальных сетях кадров с допросами украинских пленных, убитыми военнослужащими Укра- ины, захваченной военной техникой. Очевидно, что это делается для осуществления психологического давления на граждан нашей страны, срыва военно-мобилизацион- ных мероприятий, подрыва морального духа украинского общества.

«Дипломатические изыски». Не приходится сомне-

ваться, что Россия тщательно подготовилась к между- народной составляющей агрессивных действий против Украины. Первую скрипку в этом вопросе играл и играет

1http://www.dsnews.ua/politics/es-nakonets-to-nachal-informvoynu- protiv-putina-09022015151000

2http://www.kommersant.ru/doc/2671146

301

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, неоднократ- но демонстрировавший альтернативную логику разви- тия событий на востоке Украины. Например, в январе 2015 года С. В. Лавров заявил в ходе встречи с журна- листами: «Мы стараемся урегулировать конфликт при сохранении территориальной целостности Украины, естественно, при обеспечении прав населения юговостока в составе украинского государства. Для этого нужно начать политический процесс» 1. О том, каким должен быть упомянутый «политический процесс», он заявил еще в сентября 2014 года, после подписания пер- вых Минских договоренностей: «Она (конституционная реформа — Авт.) пока отодвинута на задний план и не знаю, собираются ли к ней киевские власти возвращать- ся. Хотя это было одним из громогласных обещаний еще начиная с соглашения от 21 февраля, которое подписы- вали А. П. Яценюк, О. Я. Тягныбок и В. В. Кличко вместе с тогдашним президентом В. Ф. Януковичем. Поэтому, говоря о важности формата, связанного с реализацией статусных договоренностей минской встречи 5 сентя- бря, ни в коем случае нельзя забывать об общеукраин- ском конституционном процессе, обязательство начать который немедленно киевские власти взяли еще мно- го месяцев назад. И мы будем добиваться того, чтобы это обязательство выполнялось». Как видим, «Мисте- ра Нет» 2 российской дипломатии не смущает, что его слова являются не чем иным, как вмешательством во внутренние дела Украины. Публичная позиция постоян- ного представителя России в Совете Безопасности ООН В. И. Чуркина не только стала объектом для насмешек, но и постоянно противопоставляется позиции мирового сообщества.

1http://www.currenttime.tv/content/article/26805927.html

2Это неформальное прозвище министра иностранных дел СССР

в 1957–1985 годах Андрея Громыко.

302

Социально-психологическое измерение гибридной войны

«Гримасы демократии». Используются для посто- янного нагнетания внутриполитического напряжения

вУкраине. Практически ни одно событие в Украине не проходит без присутствия российских СМИ, предлагаю- щих потребителям своей продукции собственную версию происходящего в нашей стране. При этом эпизоды, не вписывающиеся в концепцию «суверенной демократии», взятую на вооружение Кремлем, подвергаются безжалост- ной корректировке в интересах России.

«Фактор газа для Европы». Испытанная стратегия об- винения Украины в прошлых реальных и будущих по- тенциальных проблемах с зимними поставками газа. Летом 2014 года «Газпром» перестал поставлять газ «Не- фтегазу Украины», настаивая на погашении задолжен- ности. Украинская сторона подала иск в Стокгольмский арбитраж, однако была вынуждена 30 октября 2014 года согласиться на «зимний пакет». Ценой этого компромис- са стала выплата 3,1 миллиарда долларов «Газпрому», что существенно уменьшило золотовалютные резервы Украины и спровоцировало серьезные курсовые коле- бания гривны.

Необходимое отступление. Тактика России по убеж-

дению мирового сообщества в том, что происходящее на Донбассе является внутренними проблемами Украины,

вкоторыеРоссияневмешивается,былауспешнойдоиюля 2014 года. 17 июля в небе над городом Торез был сбит «Бо- инг-777» «Малайзийских авиалиний», на борту которого находились 298 пассажиров и членов экипажа. Боевики успели обрадоваться тому, что сбили украинский военнотранспортный самолет, но оказалось, что они ошиблись. Вокруг гибели «Боинга-777» развернулась настоящая война версий, и российская сторона прилагает немало уси- лий,чтобыпротолкнутьв информационноепространство свое видение ситуации: лайнер якобы сбил украинский штурмовик. Однако тектонические сдвиги в публичной и непубличной позиции стран Запада, усиление санкций

303

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

против России свидетельствует, что этим пропагандист- ским заверениям США и Европейский союз не поверили. Официальные данные расследования будут опубликова- ны в конце 2015 года, пока же российские пропагандисты продолжат поиски методов фальсификации информации о судьбе лайнера.

Спустя год после начала аннексии Крыма Россией мож- но определить несколько этапов информационно-психо- логической войны РФ против Украины.

— Первый (декабрь 2013 — февраль 2014 года). Дис- кредитация Майдана. Российские СМИ старательно пред- ставляли происходящее в центре Киева в качестве бунта экстремистов и националистов, инспирированного За- падом. Позволю себе предположить, что эти месседжи были направлены не только на российского потребите- ля информации, но и имели своей целью подтолкнуть В. Ф. Януковича и членов его команды к более решитель- ным действиям в отношении протестующих. По крайней мере, предположения о «третьей силе», активно раскачи- вающей ситуацию во время Революции достоинства, не нашли убедительного опровержения.

— Второй (февраль — март 2014 года). Возвращение Крыма. Усилия российской информационной машины были направлены на максимальную деморализацию украинской власти, лишение ее пространства для ма- невра, подавление воли к сопротивлению украинских военнослужащих на территории Крыма, идеологическое обеспечение аннексии Крыма и формирование благопри- ятной международной позиции в этом вопросе. Нельзя утверждать, что Россия добилась полного успеха, заручив- шись пониманием со стороны мирового сообщества, но, несмотря на это, оформила юридически присоединение полуострова к своей территории.

— Третий (весна — август 2014 года). Раскачивание Донбасса. Донецкая и Луганская области, долгое время бывшие электоральным заповедником Партии регионов,

304

Социально-психологическое измерение гибридной войны

стали объектом информационной экспансии и проник- новения вооруженных отрядов с российской территории. Наивно полагать, что действия Игоря Гиркина (Стрелко- ва), Игоря Безлера (Беса) и других полевых командиров сепаратистов не были согласованы с Россией. Донбасс

вкачестве объекта воздействия был избран по многим причинам, не последней из которых является отсутствие

врегионе политической конкуренции и доминирование российских СМИ. Этот этап завершил котел под Иловай- ском 1, в котором оказались украинские войска.

— Четвертый (осень 2014 — зима 2015 года). Провоци- рование нового Майдана. Поскольку скрывать российское военное присутствие на территории Украины станови- лось все проблематичнее, а санкции Запада постепенно набирали обороты, Кремль взял на вооружение новую тактику. Следом за реальным или мнимым поражением украинских военных (Иловайск, Дебальцево 2) информа- ционное пространство наполнялось паническими слу- хами, подогревалось недовольство внутри страны, про- воцировались акции протеста с целью дестабилизации не только управления войсками, но и системы государ- ственного управления в целом. Россия исподволь пред- лагает украинцам «новый Майдан», спекулируя на уже известном и эффективном рецепте, при этом «вынося за скобки» тот факт, что массовые выступления на этот раз могут привести к полной дезинтеграции Украины.

Подводя предварительные итоги информационно-пси- хологического измерения гибридной войны России про- тив Украины, хочу отметить следующее:

— Данный компонент межгосударственного про- тивостояния оказался лучше всего проработанным

1http://tyzhden.ua/Society/122995

2http://rian.com.ua/analytics/20150218/363688165.html; http://glavred. info/politika/boi-na-donbasse-i-bitva-za-aeroport-glavnye-podrobnosti- hronika-sobytiy-300467.html

305

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

государством-агрессором на уровне методологической подготовки.

— Состояние информационного пространства Укра- ины позволяет российским СМИ занимать здесь если не привилегированные позиции, то чувствовать себя весьма уверенно. Создание Министерства информационной по- литики во главе с Юрием Стецем не переломило ситуа- цию в этом вопросе. Ограничение враждебного доступа к украинскому информпространству кажется более важ- ной задачей, чем строительство пресловутой стены на границе с РФ.

— Украина продолжает реагировать на навязываемую ей повестку дня в информационной сфере, при этом не имея возможности симметрично отвечать на агрес- сивные действия России в этом компоненте противосто- яния.

— На международной арене информационные пози- ции России намного предпочтительнее, что во многом обусловлено более последовательной позицией государ- ства во внешней политике, резко контрастировавшей с «многовекторностью» Украины, и наличием влиятель- ного пророссийского лобби.

— Россия использует разнообразные рецепты инфор- мационно-психологического воздействия, не ограничива- ясь одними и теми же наработками. Кремль готов искать союзников среди украинских политиков самого широко- го круга, ставя условием сотрудничества одно — готов- ность действовать в контексте дестабилизации ситуации в стране.

— Украине придется непросто, поскольку западные санкции оказывают на Россию скорее «эффект анакон- ды», чем реально ощутимое действие, а в Кремле хоро- шо осознают угрозы, которые несет с собой «недобитая Украина». Нашей стране необходимо продолжать борьбу за восстановление внешнеполитической субъектности, осуществлять реальные, а не декларативные реформы,

306

Победа без гибридности

укреплять обороноспособность, строить внятную инфор- мационную политику. Сегодня это — задачи выживания для крупнейшего европейского государства.

Этот раздел уместно будет завершить словами уже не раз упомянутого в книге Карла фон Клаузевица: «Огром- ная часть информации, получаемая на войне, противо- речива, еще большая часть ложна и гораздо большая часть сомнительна. […] В обстановке боевых действий… одно сообщение следует за другим. Хорошо, если в этих сообщениях, противоречащих друг другу, существует яв- ное несоответсвие, вызывающее критическое отношение

кним, что тем самым дает нам чувство безопасности. Для неопытного человека гораздо хуже, когда случай отка- зывает ему в этой услуге: одно сообщение подтверждает и преувеличивает другое…

Как правило, люди больше склонны верить в плохое, чем в хорошее, и в некоторой мере преувеличивать пло- хое».

На самом деле цитата применима к любой войне. Од- нако в информационной сфере (плоскости) противосто- яния Украины и РФ как никогда важен каждый из нас и важно осознание своей слабости, что в итоге приведет

кукреплению и силе 1.

ПОБЕДА БЕЗ ГИБРИДНОСТИ

Став объектом агрессии в ходе гибридной войны, Украина утратила ряд альтернатив своего развития. Она больше не является «серой зоной» в центре Европейско- го континента, но перед государством стоит серьезная угроза дезинтеграции и потери собственного лица. Из-за событий последнего года у нашей страны и ее правящей

1 Клаузевиц К. фон, указ. соч., с. 154.

307

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

элиты серьезно сузилось пространство для маневра. У крупнейшего государства Европы в этой ситуации есть один единственный вариант победы: измениться и побе- дить,в противномслучаеи противник,и вчерашниеситу- ативные союзники будут не против разделения Украины начасти.Конечноже,подсамымблаговиднымпредлогом.

К сожалению, Украина сегодня остается жупелом для многих европейских государств. Тамошние политики охотно кивают на огромное по континентальным меркам государство, не сумевшее эффективно распорядиться вы- павшим на его долю шансом стать процветающим. Неспо- собность ряда украинских президентов, премьеров и не- скольких созывов парламента оперативно превратить Украину из обломка Советского Союза в современную европейскую страну привела к искажению обществен- ного видения алгоритма изменений. Две революции за неполные десять лет, случившиеся на украинской земле для Старого Света — отнюдь не свидетельство демократи- ческого развития страны, скорее показатель отсутствия эффективных демократических процедур. К сожалению, стремление сохранить эфемерную социальную стабиль- ность спровоцировало системные ошибки, сформировав- шие образ Украины как государства, у которого нет виде- ния собственного будущего.

В отличие от России Украина не может похвастать- ся последовательностью в вопросе внешней политики. До последнего времени тема европейской и евроатлан- тической интеграции в лучшем случае была элементом внутриполитической борьбы, но не стала частью государ- ственной стратегии, не нашла отклика в большой внеш- неполитической игре. Пожалуй, только Леонид Кучма во второй половине 1990 х созданием ГУАМ и сближением с НАТО пытался нащупать варианты пути на Запад для Украины. Даже формально прозападный Виктор Ющенко (как его упрекали оппоненты во время избирательной кампании 2004 года: «Ваша супруга — американка») не

308

Победа без гибридности

сумел предпринять эффективных шагов для сближения с Европой. Виктор Янукович опустился на вынужденный геополитический шпагат, оказавшись не способным ма- неврировать между Западом и Российской Федерацией. Революция достоинства не просто выбросила четвертого украинского президента на свалку истории, но и стала началом активной фазы противостояния с Россией — го- сударством, с которым Украину разделяет 2000 киломе- тров государственной границы и связывают миллионы разнообразных связей.

Трудно назвать сферу украинской политической и эко- номической жизни, на которую не пыталась бы оказать свое влияние Россия. Однако о ключевой особенности не- обходимо сказать отдельно: в Москве никогда не было даже намека на готовность вести дела с Украиной на равных. Комплекс «старшего брата» остается превалиру- ющим в российской государственной политике по отно- шению к нашей стране на протяжении столетий. Не при- ходится удивляться, что при первом же удобном случае в Кремле решили нанести по «братскому народу» удар, способный сломать хребет его государственности, к ко- торой Украина шла на протяжении нескольких веков.

Россия развернула недружественные действия против Украины не в одночасье. Есть основания полагать, что «кассетный скандал», в 2000 году приведший к полити- ческой изоляции Леонида Кучмы Западом во время его второй президентской каденции, был инициирован в Мо- скве, где с опаской восприняли его обещание во время инаугурации «стать другим Президентом». После событий на Оранжевом майдане, серьезно напугавших россий- скуюэлиту,в Кремленачалиготовитьсяк нейтрализации возможного роста украинского влияния на постсовет- ском пространстве. «Газовые войны» 2006 и 2009 годов, как свидетельствуют факты, были не только столкно- вением хозяйствующих субъектов по вопросу продажи Украине и условий поставок в Европу российского газа,

309

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

но и целенаправленными усилиями по дискредитации Украины как адекватного партнера в международных отношениях. К этому активно подключились многочис- ленные российские агенты влияния в Западной Европе. Опосредованным эффектом от «газовых войн» можно на- звать дискредитацию Виктора Ющенко как «президента Майдана» и усиление противоречий внутри украинского руководства.

Аннексии Крыма и разжиганию конфликта на Дон- бассе предшествовали несколько лет дистанционного управления Кремлем через Виктора Януковича. Тот одер- жал победу на президентских выборах в феврале 2010го, признанную цивилизованным миром. Уже в апреле того же года Россия и Украина подписали Харьковские соглашения, продлевавшие срок пребывания российско- го Черноморского флота в Крыму до 2042 года в обмен на 100-долларовую скидку на газ. В 2010 году Украина при- няла решение стать внеблоковым государством, поставив крест на собственных евроатлантических устремлениях буквально двухлетней давности.

Показательно, что Виктор Янукович не сразу превра- тился в марионетку Кремля, создается впечатление, что его маневрирование между Москвой и Брюсселем ока- залось неудачным только в последние годы его прези- дентства. Впрочем, это не помешало Москве насытить окружение украинского президента собственными аген- тами влияния. Примеры формально бывших граждан Рос- сии Дмитрия Саламатина, бывшего министром обороны, и Александра Якименко, возглавлявшего СБУ, выглядят весьма показательными.

Многочисленные усилия России по дискредитации исторических персонажей, способных стать консолиди- рующими для украинской нации, напоминают не толь- ко аксиому «Историю пишут победители», но и свиде- тельствуют о заинтересованности России в размывании идеологических основ украинского общества. Начиная

310

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]