Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебное пособие - Философия (2).doc
Скачиваний:
177
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
779.26 Кб
Скачать

Вопросы для самопроверки по теме.

  1. В чём вы видите различие эмпиризма и рационализма?

  2. Охарактеризуйте субъекта познавательной деятельности.

  3. Чем научное знание отличается от художественного?

  4. В чём сходство и различие чувственного познания и эмпирического исследования?

  5. Назовите основные логические методы.

6.3. Сознание

Проблема сознания. Проблема сознания в истории философии. Многоплановость сознания.

Проблема сознания

Сознание – одно из важнейших понятий философии, психологии и социологии. Мы лучше уясним, что оно собой представляет, если будем понимать сознание прежде всего не как объект, но как особый род деятельности человека. Когда мы говорим, что сознаём окружающий нас мир, то подразумеваем наше ощущение, восприятие и размышление о мире. Все эти процессы относятся к психике человека, поэтому сознание часто определяют как высший род психической активности. Таким образом, сознание есть особое отношение человека к действительности, бытию. Однако мы можем делать предметом нашей мысли не только внешний мир, но и то, как мы этот мир сознаём, то есть само сознание. В этом случае оно выступает как некий объект исследования.

За этим простым различением внешних и внутренних объектов скрываются серьёзные проблемы. Когда мы зрительно воспринимаем какой-нибудь предмет или когда думаем о нём, то при этом считаем само собой разумеющимся, что такой объект существует вне нашего сознания и независимо от него; иногда такое существование считается даже отличительным признаком материального мира. Если я вижу перед собой дерево, то могу, конечно, закрыть глаза или отвернуться, но дерево от этого не перестанет существовать. К совсем иному роду существования относятся «внутренние» объекты, то есть сами наши восприятия и мысли. Я могу, например, представить себе как выглядели древние Афины, хотя никогда не видел этот город, я могу вызвать в себе какое-то воспоминание о прошлом или думать о будущем – во всех этих случаях моя мысль не зависит от какого-то действительно существующего объекта, а вызвана моим произволом. Я могу даже представить себе то, что никогда не существовало, к примеру, кентавра или циклопа.

Получается, что все эти объекты существуют как бы внутри моего сознания и подчинены иным законам, нежели законы материального мира. Среди последних есть, скажем, такой, согласно которому причина всегда предшествует во времени следствию: вначале камень должен упасть в воду, и лишь затем по ней пойдут круги волн. Но в своём сознании я легко могу вызвать обратную картину и представить вначале эти круги, а уж затем падение камня. Это, однако, не означает, что внутренний мир сознания хаотичен, случаен и не подчинён никаким законам, более верным будет признать, что эти законы иного рода и, следовательно, сознание нельзя рассматривать как физический объект. Но тогда что оно собой представляет, какова его природа? Попытки ответить на этот вопрос в такой его постановке привели к появлению в 20 в. науки о чистом сознании, феноменологии, основателем которой был Э. Гуссерль.

Проблема сознания в истории философии

Понятие чистого сознания, то есть не связанного с физическим миром и независимого от него, есть позднее слово в науке. Древние философы не провели чёткого деления между сознанием и бытием, скорее, они видели в сознании, или разуме, высшую форму бытия, а материальный мир считали слабым подобием, отражением этой высшей действительности. Так у Платона вещи материального мира суть образы тех идей, что существуют в мире идеальном. Разум как способность мышления не есть свойство человеческой природы, но, скорее, мировой порядок, закон-логос, которому подчинено всё материальное. Лишь в учении Декарта было впервые проведено строгое различие между мыслящей субстанцией (сознанием) и протяжённой (материальным миром). Сам Декарт и впоследствии продолжатели рационалистической традиции разработали учение об аффектах, то есть состояниях души – той самой мыслящей субстанции. В 18 в. французские просветители (Ламетри и др.), используя новые достижения современной им физиологии и медицины, выдвигают новый взгляд на сознание, близкий к материалистическому. Они считают сознание особой функцией мозга, благодаря которой человек способен приобретать знания о природе и о себе. При этом главной характеристикой сознания считается его способность отражать действительный мир.

Большой вклад в разработку проблемы сознания внесла немецкая классическая философия, выдвинувшая положения о различных уровнях сознания, о его активности и историчности. Иммануил Кант в работе «Критика чистого разума» показал, что сознание не является простым отражением действительности, но само формирует картину этой действительности; эту особенность сознания он называл спонтанностью, подразумевая активность сознания. Кант показал, что познавательный опыт человека характеризуется двумя моментами: многообразием чувственных данных, воспринимаемых человеком, и особыми категориями мышления, которые упорядочивают это многообразие. Тогда результатом этой деятельности является продукт собственной работы сознания над чувственным материалом, а не простое отражение внешнего мира.

Стоит ещё отметить, что, по Канту, хотя сознание и имеет характер всеобщности, поскольку все разумные существа мыслят одними и теми же категориями рассудка, тем не менее остаётся нерешённым вопрос, соответствует ли наше знание о мире тому, каков этот мир сам по себе, то есть без обработки категориальным аппаратом мышления. Поэтому между знанием о мире и самим миром образуется «гносеологическая28 пропасть», которую человек никогда не может перешагнуть. Такой взгляд на сознание человека был абсолютно новым. Мы уже говорили, что древняя философия видела в сознании высшую форму действительности, которой подчинена низшая форма, материальный мир. Но разрыва между ними нет и потому истинное знание о мире возможно. Учение же Канта можно рассматривать как форму агностицизма29, а лучше сказать скептицизма, ограничивающего нашу познавательную способность сферой явлений, то есть мира как он явлен нам, но не как он существует сам по себе. Учение Канта стало серьёзным ударом по гносеологическому оптимизму предыдущей традиции, в которой без всякой научной критики в основу клалась мысль о соответствии знания бытию.

Философия Гегеля может рассматриваться как попытка преодолеть критику Канта, то есть преодолеть пропасть между мышлением (сознанием) и бытием. Именно поэтому Гегель считает основной задачей философии доказательство тождества бытия и мышления.Решая эту задачу, он выдвинул идею об историчности сознания. По его мнению, абсолютное знание (то, в котором мышление тождественно бытию) не есть нечто данное, но, скорее, заданное. Иными словами, знание не есть раз и навсегда данная величина, некая застывшая формула, к которой мы пытаемся, но не можем пробиться. Напротив, эти наши попытки и есть абсолютное знание на опеределённом этапе развития. Это развитие есть опыт самосознания мыслящего Духа, а все философские учения суть моменты этого самосознания, так что противоречия между ними носят лишь внешний характер и «снимаются» на более высоком этапе развития. В конечном счёте снимается и противоположность мышления и бытия, поскольку и то и другое понимается как моменты самосознания Духа. Мы видим, таким образом, что у Гегеля сознание перерастает границы субъективного и становится тотальностью, обнимающей собою всё сущее. Не все идеи Гегеля были приняты последующей традицией, однако положение об историчности сознания легло в основу концепции историзма – главенствующего направления в современных гуманитарных науках.

В 19 в. большую роль в развитии взглядов на сознание оказали новые достижения в сфере нейрофизиологии (учение Сеченова о рефлекторной деятельности мозга) и экспериментальной психологии (труды Фехнера, Вундта, Джемса), исследовавшей закономерные связи феноменов сознания. При этом сами закономерности понимались по образу природных и поэтому сознание представало как физический объект; такая психофизическая трактовка сознания и была подвергнута критике в феноменологии Гуссерля, о которой мы говорили выше.

Наконец, в 20 в. основатель психоанализа З. Фрейд разработал понятие бессознательного, и тем самым подверг радикальным изменениям традиционную концепцию сознания. По Фрейду, сознание не является главным определяющим моментом человеческой психики, а представляет собой лишь надстройку над сферой бессознательного. Бессознательное – это средоточие той внутренней энергии, что проявляется в инстинктах человека, прежде всего в либидо (первичное влечение30). Энергия инстинкта зачастую не может быть выплеснута наружу и тогда принимает иные формы (сублимируется), в результате этих сложных процессов формируется самосознание человека. Получается, что сознание есть форма примирения человека с окружающей действительностью. Не имея возможности прямо реализовать энергию инстинкта, человек преобразует её в форму творчества, социальной активности и вообще культурной деятельности. Тем самым он обуздывает инстинкт или вытесняет его, в случае, когда это не удаётся, возникают неврозы, столь характерные для современного человека. Культуру Фрейд понимает как систему запретов, служащих подавлению инстинктивных влечений.

Многоплановость сознания

Мы видим, таким образом, что сознание представляет сложное и многоплановое образование, природу которого нельзя охарактеризовать однозначно. Поэтому различные науки по-разному трактуют сознание, выделяя каждая какой-то особый его план. «В социологии сознание рассматривается как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп. В психологии сознание трактуется как особый высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из этой действительности и отражающего её в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности.»31 В философии одним из важнейших долгое время считался вопрос об отношении сознания к бытию; так, сознание может пониматься как способность отражать внешний мир. Есть различные формы этого отражения: раздражимость, чувствительность, психические формы отражения (ощущения, восприятия, представления).

Кроме того, сознание можно рассматривать и в других перспективах, например, «говорить об индивидуальном и общественном сознании… можно выделять практическое (инструментальное, моральное, ценностное), художественное и теоретическое сознание, различать научное и вненаучное (философское, религиозное), политическое и т. п. формы сознания»32.