Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

история соц.педагогики

.pdf
Скачиваний:
143
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
2.31 Mб
Скачать

работы Л.В. Бадя. Дореволюционная историография (В.О. Клю- чевский, В.И. Герье и др.) выделяла три формы благотворительно- сти в человеческом обществе.

1.Милостыня субъективное проявление случайного на- строения (по словам В.И. Герье – «всегда добро для того, кто по- дает, но не всегда для того кому»).

2.Богадельня источник «вечного благотворения» для оп- ределенных категорий нуждающихся, цель которой не просто оказать случайную помощь, а прочно обеспечить судьбу по опре- деленному плану.

3.Попечительство о бедных включает в себя первое и вто- рое придавая высший смысл первой и являясь расширением второй организованная милостыня и подвижная богадельня»), цель его исцелить нужду в корне: помощь в семье, предохранить от разорения, снабдить всем необходимым, чтобы возобновить самостоятельную достойную жизнь [47]. То есть, попечительство вносит в организацию благотворительности особый смысл: прин- цип индивидуализации помощи, который становится важнейшим для попечительства, позволяет соотносить способ и размер по- мощи с потребностями и свойствами личности. Попечительство предполагало не только организацию помощи, но и наблюдение за процессом её потребления.

По наблюдениям М.В. Фирсова, понятия «общественное при- зрение благотворительность» воспринимались в России по- разному, как: 1) синонимы общественное призрение есть благо- творительность»); 2) дополнения друг другу, что соответствует ре- альной социальной практике; 3) противопоставление друг другу, как две самостоятельные составляющие одного процесса. Все эти определения объединяет понятие «помощь». Цель призрения, в от- личие от благотворительности, – разумное и организованное обес- печение нуждающихся необходимым и предупреждение нищеты).

Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к образованию и культуре. Он учредил

111

училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убо- гих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.

В более поздних литературных памятниках Руси (X – XIV вв.) мы находим огромный пласт социальных проблем, влияющих на воспитание детей, проявление заботы о них. В «Житии Феодосия Печерского», «Поучении Владимира Мономаха» (XI в.), в житиях Александра Невского и Сергия Радонежского (XIII – XV вв.), в «Домострое» и «Повести о Горе-Злосчастии» (XVI в.) рассматри- ваются социальные проблемы семьи, отцов и детей, проблемы под- готовки детей к жизни, решений семейных, общественных и соци- альных конфликтов. Предстают примеры праведной жизни, соблю- дения долга, порядка в семье и доме, лада и уюта, соблюдения «бо- жеской жизни», призыв к милосердию, добросердию. Авторы при- зывают читателя спешить делать добро, так как это на пользу и че- ловеку и окружающим. В каждом из этих памятников проходит лейтмотивом забота о сиротах и вдовах, помощь нищим и больным.

При Иване Грозном государство занималось призрением детей-сирот. Патриарший приказ ведал сиротскими домами. Сто- главым Собором (1551) было определено каждой церкви откры- вать училище «для наставления детей грамоте», а для сирых и немощных создавать при церквах богадельни. Такое объединение сил церкви и государства означало практическое единение в ду- ховном, нравственном и светском образовании детей, а также в проявления милосердия к нищим.

Первый из династии Романовых, царь Михаил Федорович, передал открытие сиротских домов в ведение Патриаршего при- каза. Эта политика благотворительности была государственной. В середине XVII в. существовал Приказ общественного призре- ния, ведавший делами «сирых и убогих». Так, царь Федор Алек- сеевич издал Указ об устройстве на казенный счет церковно-

112

государственных благотворительных заведений для хронических больных, нищих и сирот. В 1682 г. в царствование Федора Алек- сеевича был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись безродные нищие дети. Здесь же впер- вые (по свидетельству письменных источников) ставился вопрос об открытии специальных домов, где дети должны были обучать- ся грамоте и ремеслам, наукам, которые «зело и во всех случаях нужны и потребны». Этот проект демонстрирует, как на место чувства религиозного «нищелюбия», основывающегося на мысли о спасении души, выдвигается идея о необходимости заботы о достойном будущем детей. Л.В. Бадя оценивает эту государст- венную деятельность как попытку государства обеспечить по- требность в грамотных и обученных различным ремеслам и нау- кам людях [48].

Прямое попечение о детях с помощью специальных учреж- дений появилось в начале XVIII в., когда Новгородский митро-

полит Иов построил по собственной инициативе и за счет церкви в 1706 году в Холмово-Успенском монастыре «сиропитательни- цу» для «зазорных» (т.е. незаконнорожденных) младенцев. По

указу Петра на содержание приюта были обращены доходы от нескольких монастырских вотчин. Помимо этого приюта в это же время было открыто еще десять подобных заведений. Дальней- шее развитие государственного попечения о детях-сиротах осу- ществляет Петр I в рамках своих социальных реформ. Он повелел монастырям призревать и воспитывать сирот до семилетнего воз- раста, а потом посылать их в школы для обучения ремеслам. Вскоре последовало распоряжение об учреждении в городах спе- циальных госпиталей для незаконнорожденных, а затем и сирот- ских домов (последние находились в ведении магистратов). По указу 1712 г. в госпитали и сиротские дома должны были прини- маться младенцы, «которые не от законных жен рождены, дабы вящшаго греха не делали, сиречь убийства».

113

Более пространен ноябрьский указ 1715 г. В нем, в частно- сти, говорится, что следует «избрать искусных жен для сохране- ния зазорных младенцев, которых жены и девки рождают безза- конно и стьща ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рождаются,

иумерщвляются; и для того объявить указом, чтоб таких младен- цев в непристойные места не отметывали, но приносили б к вы- шеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое за- крытие, дабы приношенных лица было не видно. А ежели такие незаконнорождающие явятся в умерщвлении тех младенцев, и оныя за такие злодейственные дела сами казнены будут смертию;

ите гошпитали построить и кормить из губерний из неокладных прибылых доходов, а именно: приставленным на год по три руб- ли, да хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам на день по три деньги» [49].

Таким образом, определялись следующие меры:

а) набирался штат детских приютов и госпиталей из «искус- ных жен» (кормилиц) с назначением жалованья за работу (по 3 рубля в год);

б) за умерщвление незаконнорожденных виновные наказы- вались смертью;

в) устанавливалась анонимность приема (подкидывания) не- законнорожденных в приюты;

г) на содержание незаконнорожденных отводилосьпо три деньги (то есть по полторы копейки) в день.

По тому же указу принятые в приюты мальчики в дальней- шем должны были отдаваться в обучение к какому-нибудь масте- ру, а девочки в услужение, а если выдавался случай, и замуж. Особо подчеркивалось, что «если впоследствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома».

Уже в царствование Петра существующие гошпитали и бо- гадельни были переполнены детьми. К 1724 г. только в ведении

114

Московской губернской канцелярии насчитывалось 865 незакон- норожденных детей в возрасте до 8 лет. На их содержание расхо- довалось в год около 4700 рублей, а кормлением грудных «зазор- ных» младенцев занималось 218 кормилиц. В связи с этим Петр в октябре 1723 г. распорядился определять незаконнорожденных в частное воспитание «тем, кто их к себе принять похочет, в вечное владение». В данном случае речь идет вовсе не об усыновлении или удочерении сироты, а о приобретении слуги. Тем же указом мальчики, достигшие 10 лет от роду, оставшиеся без воспитания,

определялись в матросы и приписывались к Адмиралтейской коллегии. Наконец в январе 1724 г. поступило распоряжение оп- ределять мальчиков, по слабости здоровья не годящихся к мор- ской службе, «ко всяким художествам в ученики».

Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги к ре- формированию дела призрения детей. В его деятельности видно стремление внести в эту сферу, как и во все остальные, опреде- ленную систему, похожую на ту, которая существовала в других европейских странах. Он пытался сочетать государственные ме- роприятия с принципом следования общественной пользе в про-

явлениях личного милосердия и разрушил систему призрения за счет боголюбцев. Однако реформаторская деятельность Петра

Великого в этой области оставила все же без изменения характер общественного призрения на местах. Оно по-прежнему лежало на сельских общинах, помещиках, городских церковных организа- циях (в основном монастырях), полиции.

В записках Петру I известного дипломата и просветителя,

образованнейшего человека своего времени Федора Степановича Салтыкова Пропозиции», «Изъявления прибыточные государ- ству») предлагался план развития образования в России: «Сирот и нищих от младенчества до 20 летбрать и отдавать в церков- ные приходыи чтобы церковные причетники тех приходов учили б их словенскому, читать и писатьИ при тех церквях велеть построить им кельидля жилищ их». Автор предлагал

115

создать для сирот два типа учебных заведений: элементарные и повышенного типа. «А когдакакой сирота выучится читать и писатьего следует отсылать в «питалища» высшей категории при монастырях, соединенные, как и «питалища» низшей катего- рии, с госпиталями, то есть «странноприимными» учреждениями для престарелых, «бесчувственных и увечных». Программа обу- чения в «питалищах» повышенного типа разделялась на две час- ти: для мальчиков и девочек. «Сироты мужеского полу будут обучаться цифири, навигации, архитектуре, механике, рисова- нию, истории, серебряному, медному и оловянному делу, часо- вому и резному делу, делу токарному и столярному и японскому лаковому искусству». Девушки должны были обучаться цифири, рисованию, живописному, швейному, кружевному, ткацкому и прядильному делу. А так как один человек не сможет освоить столько специальностей, предлагалось учеников «не отягощать всякими науками», а определиться к наукам, «смотря по их склонности к сему». «Если ученики окажутся крепостными, то, когда они познают и обучатся своей науке или художеству», на- правлять их на морскую или сухопутную государеву службу. Тех, которые познают «мануфактурное дело», отпускать на сво- боду, давать грамоту, так как от их промысла и дохода только польза. Девушек после освоения наук и рукоделия также отпус- кать на свободу и «велеть им от рукоделия своего питаться». Из этого проекта Петр I поддержал только идею создания «сирот- ских монастырей», где бы сироты жили и учились.

Таким образом, качества российской ментальности, тради- ции культурного развития страны, определяемые особенностями исторического и социального развития, многовековой опыт народ- ной педагогики представляют возможность понимания сущест- вования социально-педагогической идеи в России как идеи все-

мерного задействования возможностей общества в воспитании подрастающего поколения. Потребности той системы, каковой яв- лялось российское общество в целом, особенности его социально-

116

экономической, политической жизни, науки, культуры, актуали-

зировали именно социальную направленность развития теории и практики воспитания. Исторически вопрос развития, становления личности в России решался с социально-педагогических позиций:

веё отношениях и опорах на окружающий мир, среду.

5.3.Вопросы и задания

1.Цивилизационное своеобразие России как основа форми- рования социально-педагогических подходов.

2.Традиции народной педагогики в России как источник развития социально-педагогических подходов в России.

3.Покажите, как практика призрения связана с воспита- тельной идеей.

4.Социально-педагогический характер мероприятий Петра I.

5.4.Темы для докладов

1.Модель социального воспитания по «Домострою».

2.Социально-защитные механизмы языческих обрядов славян.

3.Семья как фактор социализации в России.

4.Помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

5.5.Литература

Основная

1.Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта / А.С.

Ахиезер. – М., 1991.

2.Бадя, Л. Исторический опыт социальной работы в России

/Л. Бадя. – М., 1994.

3.Барг, М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюктуре или требование науки / М.А. Барг // Цивилизации. –

М.: Наука, 1993. – Вып. 2.

4.Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособие / сост. и автор предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.

117

5.Очерки истории школы и педагогической мысли народов

СССР с древнейших времен до конца XVII в. / под ред. Э. Днеп-

рова. – М., 1989.

6.Ромм, Т.А. Исторические очерки российской социальной работы / Т.А. Ромм, М.В. Ромм, И.А. Скалабан. – Новосибирск, 1999. – Гл. 2.

Дополнительная

1.Антология социальной работы: в 3 т. / сост. М.В. Фирсов.

М., 1994 – 1995.

2.Гройс, Б. Поиски русской национальной идентичности / Б. Гройс // Вопросы философии. – 1992. – 1.

3.Ионов, Н.Н. Россия и современная цивилизация / Н.Н. Ионов // Отечественная история. – 1992. – 4.

4.Кузьмин, К.В. История социальной работы за рубежом и в России с древности до начала XX века) / К.В. Кузьмин, Б.А. Су- тырин. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2002.

5.Ключевский, В.О. Два воспитания / В.О. Ключевский //

Собр. соч.: в 9 т. – М.: Мысль, 1990. – Т. IX. – С. 5 – 28.

6.Фирсов, М.В. История социальной работы / М.В. Фирсов.

М.: Академический проект: Трикиста, 2004.

118

Т Е М А 6 Развитие социально-педагогических подходов

в Новое время

6.1. Программа

Углубление социально-педагогических подходов в условиях новых буржуазных отношений. Влияние Просвещения на пони- мание общества и «социального», их места в жизни человека.

Отражение проблемы социального в педагогических теориях Просвещения (Д. Локк, Я.А Коменский, Ж.-Ж. Руссо). Проблемы воспитания в социальных теориях XIX в. (И. Кант, О Конт, И Фихте). Социальноориентированная модель воспитания во взглядах социалистов-утопистов (Р. Оуэн, К.А. Сен-Симон, Ф.М.Ш. Фурье).

Основные понятия: Просвещение, социалисты-утописты, прагматизм, общество, государство, позитивизм.

6.2. Рекомендации

По мере усложнения общества меняются его функции, роль в развитии человека. Важно посмотреть, как в эпоху формиро- вания новых отношений углубляется социальная тематика в пе- дагогике. Что влияет на ее развитие. Обратить внимание на во- просы:

Как в философском знании изменяется трактовка со- циального как феномена жизни?

Что вкладывают в термин «общество» философы Просвещения по сравнению с предыдущими периодами?

Как трактуется аспект социального в индивидуально ориентированных педагогических теориях?

Что дает социально-педагогическому знанию анализ проблем воспитания в социальных теориях (зарождающаяся со- циология, либеральные теории и т.д.)?

119

Проблема социального в педагогических теория Просве-

щения. После Реформации развитие социальных подходов в воспи- тании оказалось тесно связано с новыми представлениями об обще- стве, государстве, воспитании в целом, а поскольку педагогика до XVII в. развивается в тесной связи с философией, то и социальная

педагогика формируется под влиянием общественных взглядов на социальное устройство, социальную сущность человека.

Началом Нового времени обычно считают XVII век, когда капиталистические отношения прочно утверждаются в экономи- ке, благодаря развитию мануфактур и включению сельского хо- зяйства и городского ремесла в сферу организованного на капи- талистических принципах товарообмена, и оказывают значитель- ное влияние на социально-политическое устройство западноев- ропейского общества (Английская буржуазная революция сере- дины XVII в., абсолютная монархия в континентальной Европе) и на его мировоззрение.

Вместе с тем эта эпоха характеризуется противоречивым сочетанием старого и нового во всех областях общественной жиз- ни. Развитие капитализма было сложным и мучительным, оно со-

вершалось в условиях господства феодальных и полуфеодальных порядков в подавляющем большинстве европейских стран и со- провождалось обнищанием значительной части населения, вы-

тесненного из сельского хозяйства и не нашедшего применения в недостаточно развитой промышленности.

Эти социально-политические процессы находят выражение

всфере идеологии, где постепенно совершается переход от бого- словско-религиозной к светской, юридической аргументации, ут- верждающей, что государство является воплощением «общего блага». Государственный абсолютизм во имя «государственной пользы» подавлял личность, ставил ее перед необходимостью беспрекословного подчинения. Вместе с тем, заявляя свое ис- ключительное право на господство над личностью, он тем самым

втой или иной мере высвобождал её из семейных и сословных

120