Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
122
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
1.33 Mб
Скачать
    1. Стилистический узус языка современной газетной публицистики

Остановимся подробнее на некоторых особенностях стилистического узуса языка современной газетной публицистики.

Характеризуя язык газет конца 80-х годов, М.В.Панов писал: «Если вы внимательно прочтете несколько газет десятилетней давности, вам сразу бросится в глаза непривычный стиль этих газет: все серьезно, сдержанно, строго, с чувством ответственности, точно, ясно – но чего-то будет не хватать. Вы почувствуете, что это не сегодняшняя газета. Будет не хватать стилистических красок. …Читая газеты десятилетней давности, мы будем все время чувствовать, что находимся на стилистической диете»9.

Почти такими же словами можно охарактеризовать стилистические различия современных газетно-публицистических текстов по отношению к текстам 80-х годов. В то же время можно говорить о некоторых тенденциях в развитии языка газет.

1. Стилевое расслоение газетно-публицистических изданий

Общую стилистическую направленность газетно-публицистических изданий конца 80-х годов ХХ века М.В.Панов оценил как разностилевую. Одни из них тяготели к «строгому стилю», характеризующемуся точностью, скупостью, строгим отбором стилистических красок, полной определенностью формулировок (например, газеты «Правда», «Красная Звезда»). Другие культивировали стиль «языковой раскованности», многокрасочности, эмоциональной остроты (газеты «Известия», «Советская Россия», «Московский комсомолец». Третьи были «оплотом» стилистической сухости и однолинейности («Учительская газета»). Прошедшие годы отмечены дальнейшей поляризацией стилистической направленности газетных изданий: от сугубо «строгой» до крайне «раскованной». Наметился ряд изданий, стилистически умеренных, занимающих промежуточное положение между крайними точками.

Причины стилевого расслоения газет прошлого десятилетия М.В. Панов видит в различной их функции, что находит отражение и на языковом уровне. Очевидно, что в современной газетной публицистике эта тенденция развивается в сторону все большей специализации изданий. Язык газет варьируется в зависимости от целого ряда неязыковых факторов, обусловленных преобладанием в языке современной публицистики воздействующей функции над функцией информативной. Воздействующая функция на передний план коммуникации выдвигает фигуру адресата: его возрастные и половые особенности, социальные, экономические и политические приоритеты и пристрастия, которые издания, ориентированные на определенный круг читателя, стараются учесть и на языковом уровне. Газеты, как бы «говоря» языком потенциального получателя информации, становятся для него «своими», то есть понятными и достойными доверия.

Например, для газетных изданий, оппозиционных властям («Советская Россия», «Правда», «Голос труда» и др.), характерен всплеск инвективной (оскорбительной) лексики и откровенной брани; молодежные газеты легко «опознать» по соответствующему сленгу и обилию просторечно-разговорных конструкций (например, «Молодежь Алтая») и так далее.

2. Увеличение доли стилистически окрашенных языковых средств в газетно-публицистическом дискурсе

Для газетной публицистики конца 80-х годов был свойствен нейтральный стиль, слегка окрашенный разговорностью. В языке современной газетной публицистики, особенно тех изданий, которые отличаются «языковой раскованностью» («Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и др.), наряду с нейтральной лексикой соседствуют разговорные, просторечные, грубо-просторечные, а нередко и обсценные (непристойные) языковые единицы. Последние выполняют не только инвективную функцию (оскорбить, унизить, опорочить адресата речи). Они могут также сигнализировать о принадлежности говорящего к «своим», показывают, «каким свободным, раскованным, «крутым» является говорящий»; делают речь более эмоциональной; разряжают психологическое напряжение10.

Распространение разговорно-просторечных языковых элементов в сфере массовой коммуникации является объективной реальностью, обусловленной рядом причин. Во-первых, нормативность стилистического узуса, как указывалось выше, отличается от общей культурно-речевой нормы и допускает регулярное взаимодействие литературных и нелитературных пластов для достижения выразительности (оказания планируемого автором воздействия на адресата). Следовательно, использование в газетно-публицистических текстах просторечно-жаргонной речевой стихии можно рассматривать как одно из проявлений этой нормы.

Вторую причину стилистического «газетного» сдвига от нейтральной речи к разговорной некоторые исследователи (например, М.В. Панов) видят в новом отношении современного общества к понятию «языковая норма». Если в 30-60-х годах к норме относились как к запрету, то с середины 70-х годов норма расценивается как выбор какого-либо языкового варианта в зависимости от целей и условий общения. Изменение нормативных приоритетов в обществе позволило, например, Ю.Д. Апресяну в основу классификации языковых аномалий положить способ их возникновения в речи (см. приложение). Его типология, иллюстрируемая газетно-журнальными материалами конца 80-х годов, представляет собой «многократно пересекающиеся классы в виде строго упорядоченного иерархического древа»11, в основании которого лежат намеренные и ненамеренные аномалии. Первые возникают по воле автора и выполняют какие-то полезные функции, а вторые появляются независимо от его желания и делятся исследователем на деструктивные (невольные или нерегулярные языковые ошибки) и конструктивные (типичные), которые Ю.Д. Апресян расценивает как принципиально перспективные факты, способные выступать точками роста новых явлений, источником обновления и развития языка.