Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юрислингвистика - 5.doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
2.11 Mб
Скачать

2. Дополнительные, «пассивные» признаки концепта «оскорбление»:

– характер – тяжёлый (23);

– объект – личность (общество) (13);

– форма – основанная на табуированной лексике («нехорошие слова», «ругательные слова», «нецензурные слова», «брань») (24), грубая (8);

– социальный фактор – имеет отношение как к человеку, так и к целому обществу (13), публично по своей сути (6), приводит к скандалу (6);

– выражение оскорбления – издевательство (2), подлость (1), предательство (1), осуждение (1), обвинение (1);

– субъект действия (агент) – «чужой» по отношению к адресату (5);

– модус – несправедливое отношение к адресату (7).

Наличие у концепта «пассивных», «исторических», т.е. появляющихся и исчезающих в процессе бытования слова в языке признаков, знаменует собой динамичный, развивающийся лингвистический принцип. Увидеть, как работает этот принцип, по мнению И.А. Стернина, можно и при рассмотрении и включении в исследование о концептуальном содержании разнообразных определений, толкований, отражённых в паремиях, афоризмах, крылатых выражениях, притчах, а иногда и значительных по объёму публицистических, художественных и научных текстах. Из этого арсенала в основном и выявляется интерпретационное поле концепта, в котором можно обнаружить весьма разнообразные смысловые признаки, скрытые от прямого наблюдения [Стернин, 2001, с. 63]. Однако концепт «оскорбление» относится к тем, для которых не существует пословиц, поговорок и афоризмов или их количество по тем или иным причинам, заслуживающим изучения, весьма незначительно4. В данной работе в качестве источника, выявляющего «пассивные» признаки концепта «оскорбление», мы использовали «Словарь эпитетов русского литературного языка», который раскрывает валентность интересующего нас понятия следующим образом:

Оскорбление – болезненное, большое, гадкое (разг.), глубокое, гнусное, горькое, грубое, грязное, дерзкое, жестокое, кровное, мелкое, мелочное, невыносимое, незабываемое, незаслуженное, непримиримое (устар.), несмываемое, несправедливое, позорное, страшное, тяжёлое, тяжкое, чувствительное.

К определениям «бытового и терминологического характера» словарь относит следующие: гласное, заглазное (разг.), заочное, личное, ответное, письменное, принародное (разг.), публичное, словесное и т.п. [Горбачевич, Хабло, 1979, с. 304–305].

3. «Внутренняя форма» концепта «оскорбление». Этимологический словарь М. Фасмера в качестве производного слова лексемы «оскорбление» – «скорбь» [Фасмер, 1987, с. 160]. Раскрываемое там же слово «скорбеть» имеет значение «причинять горе». Внутренняя форма слова, открывающаяся лишь исследователям-лингвистам, в какой-то мере осознается и носителями обыденного сознания. Она существует опосредованно, в качестве основы, на которой возникли и держатся остальные слои значения. Примером этому является использование (очень малым количеством реципиентов) при объяснении понятия «оскорбление» таких слов как «горе» (1), «скорбь» (2).

Таким образом, механизм взаимодействия юридического и естественного языков можно представить как процесс перехода плана содержания языкового знака из сферы концептуальной в сферу терминологическую, предполагающий переработку данного плана содержания в специализированном ключе, и обратный этому процесс (процесс юридизации), т.е. включение понятий, определяющих правовой термин, в объём омонимичного концепта и последующее влияние на его «ядро». Следовательно, так называемый ложноориентирующий юридический термин (например, «оскорбление») нуждается не столько в конкретизации, сколько в профессионально-специфической концептуализации с последующим выходом на терминологизацию. Это значит, что юридический термин должен раскрываться так, чтобы отсылать всякого, пытающегося его интерпретировать, в правовую, а не в обыденную сферу языкового сознания во избежание двусмысленности, не приемлемой в юрисдикции.