Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 курс / Общая токсикология (доп.) / Экстрем_А_В_,_Попов_А_С_,_Кондрашенко_Е_Н_Реанимация_и_интенсивная.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.11 Mб
Скачать

2.4. Галлюциногены

Класс галлюциногенов состоит из 4х подгрупп, каждая из которых, относясь к различным фармакологическим группам, обладает сходным галлюциногенным эффектом.

1) Серотонинергические галлюциногены: синтетическое вещество - ЛСД и натуральные галлюциногены - псилобицин, содержащийся в магических мексиканских грибах семейства Psylocybe Conocybe, Panaelous, Stropharia; мескалин (кактус пейот); мускатный орех, обладающий в определенных дозах психоделическим эффектом. Несмотря на различия в химической структуре, все они воздействуют на передачу серотонина в головном мозге.

2) Метиловые амфетамины - MDA и MDMA (экстази), относящиеся к метиловым амфетаминам. Как следует из названия, по химической структуре они являются амфетаминами, но вызывают изменения в настроении и сознании и очень мало, или вообще не влияют на сенсорные ощущения. Предполагают, что подобно кокаину и фенамину, они воздействуют на дофаминовые и норадреналиновые синапсы.

3) Антихолинергические галлюциногены - класс веществ, включающий атропин и скополамин, содержащиеся в мандрагоре, красавке и дурмане. Эти вещества погружают человека в гипнотический транс с последующей амнезией. Вещества этого класса действуют на холинергические синапсы мозга.

4) Диссоциативные анестетики - класс веществ, в который входят РСР и кетамин, препараты, вызывающие так называемую "диссоциативную анестезию".

Как установлено В.И. Петровым с соавт., (1997), механизм действия РСР и кетамина, помимо влияния на ретикулярную формацию и лимбическую систему, отчасти обусловлен воздействием на рецепторную систему, влияющую на активность нейромедиатора глутамина, т.е. эти препараты являются лигандами ВАКергической регуляторной системы организма.

2.4.1. ЛСД

ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) - самый мощный наркотик этого класса, хорошо всасываются и применяются перорально. ЛСД синтезирован в 1938 г. Альбертом Хофманном (ПП=3ч.). Дозы весьма индивидуальны. Для проявления его действия достаточно 25 мг (20—35 мг), но обычно употребляемая доза гораздо выше — 50-300 мг. Ощутимый эффект наступает через 20-60 минут после приема и продолжается от 8 до 12 ч.

Наркотик, продающийся на улице расфасован по 75-250 мг и представляет собой либо бумагу, пропитанную небольшим количеством раствора ЛСД ("марка", "салфетка", "промокашка"), либо гель, либо таблетку.

Обычно принимается внутрь, но известны случаи подкожного или внутривенного употребления. ЛСД иногда смешивают с табаком и курят с целью получить "более мягкую" интоксикацию.

Фазовый эффект интоксикации, характерный для опиоидов и каннабиоидов, отсутствует. Во время интоксикации расширяются зрачки, но в такт дыхательным движениям то расширяются, то сужаются. Кроме того, отмечается выраженная гиперрефлексия, ощущение жара, повышение температуры, потливость, слезотечение, повышение АД, тахикардия, слюнотечение, чувство голода одновременно с тошнотой.

ЛСД вызывает глубокие нарушения восприятия, настроения и мышления. Галлюцинации чаще всего бывают зрительными. Сначала появляются очень яркие вспышки перед глазами, неясные контуры, геометрические фигуры. Затем возникают истинные зрительные галлюцинации, нередко устрашающего характера. Одновременно могут наблюдаться и слуховые, и тактильные галлюцинации. Галлюцинаторные расстройства сопровождаются разнообразными, часто противоположными, эмоциональными переживаниями: эйфория, экстаз сменяются тревогой, паническими реакциями. Цвета и звуки приобретают необычайную насыщенность, обостряются восприятие музыки, вкусовые ощущения.

Для интоксикации ЛСД характерны синестезии, когда звук "видят", а цвет или образ "слышат", музыка воспринимается как "цветомузыка". Наблюдаются расстройства схемы тела, явления дереализации и деперсонализации, нарушения восприятия времени и пространства. Особенностями интоксикации также являются "ощущение функции своих внутренних органов", оживление в памяти событий далекого прошлого, в том числе раннего детства и даже рождения (Jaffe J.H., 1989). Деперсонализация может принимать причудливые формы. Например, возникает ощущение, что собственное "Я" отделяется от тела. Нередко наркотизировавшиеся чувствуют, что они "сходят с ума", что "они уже никогда не будут нормальными". Даже однократный прием ЛСД вызывает бессонницу.

Поведение лиц при интоксикации зависит от содержания галлюцинаций и других расстройств. Это может быть пассивное созерцание с относительной критикой, когда имеется сознание того, что психические нарушения связаны с приемом препарата. При более глубокой интоксикации критика отсутствует, поведение становится неправильным, могут наблюдаться аутоагрессивные или агрессивные действия. Развиваются психозы, клиническая картина которых характеризуется галлюцинаторно-параноидными либо маниакально-бредовыми состояниями. Бредовая интерпретация галлюцинаторных переживаний может сохраняться и после прекращения галлюцинаций. Галлюцинаторный параноид относительно непродолжительный — не более нескольких дней, затем идет на убыль. Если же бредовое состояние затягивается и бред начинает систематизироваться, необходимо исключить шизофренический процесс, спровоцированный приемом галлюциногенов.

Через 2 недели после последнего употребления возможно развитие "flash-back" (обратная вспышка) – наплывы состояния интоксикации вне употребления ПАВ, что связано с накоплением продуктов метаболизма ЛСД в организме.

Физическая зависимость при употреблении ЛСД, по данным большинства исследователей, отсутствует. Смерть может наступить вследствие нарушения вентиляции при развитии эписиндрома, либо в результате суицида.