Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Общая токсикология (доп.) / Интегративно_развивающая_психотерапия_больных_наркоманией_Катков

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.6 Mб
Скачать

идентификации и интеграции направлений, методик и методов психотерапии в единое научно-практическое направление (следовательно, и в единое профессиональное поле) – позволяет отойти от необходимости поисков единой концепции личности, с одной стороны, и споров о дефектах эклектического (мультимодального) подхода – с другой. Таким образом, появляется возможность сосредоточиться на уникальной интегрирующей функции психотерапии, обозначаемой термином «развитие», универсальных механизмах психотерапевти- ческого процесса, обеспечивающих значительные, подчас, невероят- но-динамичные изменения в статусе и качестве жизни пациентов (клиентов), соприкоснувшихся с данной практикой.

Выделение функциональной категории «развитие» в качестве основного системообразующего фактора, позволяет позиционировать психотерапию как «уникальную технологию кризисного развития индивида, группы, общества (если иметь в виду условно-патологический вектор приложения данной специальности), или как «уникальную развивающую технологию» (если принимать во внимание первично-про- филактический вектор применения психотерапии) [А.Л.Катков, 2001].

Второе теоретическое основание – концепция психологического здоровья – антинаркотической устойчивости – была разработана сотрудниками Республиканского научно-практического Центра меди- ко-социальных проблем наркомании в 2001 г. и экспериментально подтверждена результатами специальных многоуровневых исследований, проводившихся в Республике Казахстан в период 2001-2003 г.г. [А.Л.Катков, Ю.А.Россинский, 2001-2002; С.А.Алтынбеков, А.Л.Катков, 2002].

Основные тезисы данной концепции заключаются в следующем: - степень устойчивости субъекта к агрессивным влияниям внешней среды, необходимая в современном мире для сохранения (выживания) и развития, обеспечивается уже не столько успешностью «охраны» его биологического ресурса прочности (адаптационные возможности человека в условиях прогрессирующей деформации естественных саногенных механизмов непрерывно снижаются), сколько способностью индивида активно расширять (развивать) ñâîé ñîá-

ственный ресурс адаптации;

31

-следовательно, сущность категории «здоровье» в современном, функционально-понятном значении данного термина предстает в ка- честве фундаментальной способности человека, группы, общества к

самоорганизации, саморазвитию;

-способность к самоорганизации, в свою очередь, является результирующей характеристикой скорости и качества процессов переработки, усвоения и генерации информации, адекватно адаптирующей индивида к быстро меняющейся, агрессивной среде, то есть, основной характеристикой психологического здоровья индивида;

-искомая степень устойчивости, уровень развития способностей к самоорганизации, следовательно, и уровень психологического здоровья, обеспечиваются совокупностью определенных личностных свойств индивида и условиями, способствующими их максимальному развитию;

-достижению высоких уровней здоровья (индивидуального и социального) в современном понимании данного термина, способствует не столько лечебная практика, сколько психологическая или общегуманитарная практика, максимально эффективная в отношении развития упомянутых личностных свойств индивида;

-перспективы успешного блокирования социальных эпидемий (наркозависимость, терроризм, религиозный экстремизм), возникновение которых связано с изначальным дефицитом и депривацией развития свойств, обеспечивающих психологическую устойчивость к агрессивному информационному воздействию у значительной части населения (от 2 до 9-11% в восходящем поколении) состоят, таким образом, в разработке технологий форсированного развития обозна- ченных психологических свойств (уровней психологического здоровья), которые можно использовать как в профилактических, так и в лечебных целях.

Алгоритм формирования свойств психологического здоровья – антинаркотической устойчивости в сокращенном виде выглядит следующим образом:

-полноценно завершается личностная идентификация;

-формируется конструктивный идентификационный жизненный сценарий;

32

-полноценно формируется навык ответственного выбора;

-формируются характеристики внутреннего локуса контроля;

-имеется (формируется) достаточный уровень личностных ресурсов и облегченный доступ к ним для реализации позитивного жизненного сценария.

Таким образом, завершается первая, основная фаза данного цикла. Далее необходим доступ к адекватной информации о вреде наркопотребления по отношению к значимым ценностям основного жизненного сценария индивида.

Следующий этап – фаза реального конфликта сценария (дивидендов) наркопотребления и позитивных ценностей идентификационного сценария, которые находятся в позиции антагонистов.

В случае достаточного уровня развития свойств (первая фаза), обеспечивающих «перевес» позитивных ценностей, происходит нейтрализация дивидендов (исключение из системы ценностей) потребления психоактивных веществ и укрепление «победившей» доминанты – третья фаза.

Четвертая, заключительная фаза формирования антинаркотической устойчивости связана с исключением (вытеснением) сценария наркопотребления из всех возможных осознаваемых и (что очень важно) неосознаваемых горизонтов.

Таким же образом, может быть нейтрализовано влияние любого другого агрессивного информационного фактора при наличие достаточных условий для воспроизводства вышеприведенного алгоритма.

Как показали масштабные многоуровневые исследования 20012003 г.г. степень развития антинаркотической устойчивости может быть достаточно точно идентифицирована средствами психологической диагностики, используемыми и в настоящем исследовании.

Третье теоретическое основание – концепция неоабилитации [А.Л.Катков, Ю.А.Россинский, 2001-2002] – является опорной базой сквозной стратегии профилактики – диагностики – лечения - ресоциализации наркозависимых, реализуемой в практической деятельности Республиканского научно-практического Центра медико-соци- альных проблем наркомании.

Основные составляющие данной концепции следующие:

33

-термин ре-абилитация в буквальном смысле означает: «возврат способностей». Подобное определение адекватно для обозначения процессов активного восстановления функций в хирургической, неврологической, психиатрической практике. Однако данный термин не вполне точно отражает сущность процессов, необходимых для освобождения пациентов/клиентов от наркотической или иной хими- ческой зависимости;

-в свете накопленных данных об изначальном дефиците адаптационных психологических способностей (см. гл. I) в той или иной степени присущему зависимым от психоактивных веществ, а также лицам, входящим в группу риска по данному профилю, более адекватным обозначением процесса форсированного развития этих новых для индивида, психологических свойств будет термин нео-аби- литация, что означает: «развитие новых способностей»;

-полное определение процесса неоабилитации следующее: неоабилитация – есть комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных мероприятий, направленных на эффективное выполнение поэтапных задач:

а) избавление от физической зависимости и блокирование психиче- ской зависимости;

б) актуализация имеющегося потенциала биологической и социальной адаптации;

в) форсированное развитие свойств психологического здоровья – антинаркотической устойчивости.

-основным стержнем непрерывного, интенсивного неоабилитационного процесса является ежедневная многочасовая интегратив- но-развивающая психотерапия, реализуемая в групповом, индивидуальном или смешанном формате, отличительной особенностью которой является возможность достижения значительных и стойких изменений в статусе и личностной метапозиции пациентов/клиентов в относительно короткие временные периоды.

Уровень и качество достигаемых изменений эффективно способствует освобождению от наркотической зависимости и формированию конструктивных эволюционных сценариев, для которых характерно постоянное развитие самоорганизующих свойств личности;

34

-сопутствующие развивающие практики (консультирование, социально-психологические тренинги, обучение, труд и т.д.) реализуются в синергетическом режиме с максимально возможным вовле- чением универсальных механизмов форсированного развития свойств психологического здоровья – антинаркотической устойчивости, в режиме «пространства психотерапии» – феномена, обеспечивающего максимальную пластику изменений;

-технологическое оформление неоабилитационной программы (режим, правила оформления контракта, подбор, подготовка и деятельность персонала и т.д.) также подчинены основной неоабилитационной идее – форсированному развитию свойств психологического здоровья – антинаркотической устойчивости.

Таким образом, основными теоретическими посылками интегра- тивно-развивающей групповой психотерапии зависимых от ПАВ являются как общетеоретические аспекты, касающиеся психотерапевтической науки и практики, как таковой, так и прикладные аспекты теории, касающиеся особенностей психотерапии зависимых от ПАВ.

2.1.2 Цели, задачи, структурное оформление ИРГП зависимых от ПАВ

Основная цель интегративно-развивающей психотерапии (помимо эффективного решения конкретных проблем разного уровня, заявляемых пациентом/клиентом) заключается в форсированном формировании у пациента/клиента, группы свойств психологического здоровья, обеспечивающих устойчивость и адекватное развитие индивида в агрессивной среде, выражающихся, в частности, в высоком качестве жизни. Цель ИРГП зависимых от ПАВ расширяется за счет включения в нее возможности полного освобождения от наркотической или иной химической зависимости (главным образом от психи- ческой (психологической) зависимости, поскольку явления так называемой «физической» (соматической) зависимости достаточно эффективно купируется медикаментозной терапией и детоксикацией).

Таким образом, основная цель ИРГП зависимых от ПАВ заключается в освобождении пациентов/клиентов от наркотической или иной химической зависимости за счет форсированного развития у них свойств психологического здоровья – антинаркотической устойчивости.

35

Основныезадачи,последовательнорешаемыевходепроведенияИРГП пациентов с зависимостью от психоактивных веществ следующие:

-установление контакта с нормативным полюсом личности (лич- ностным статусом) пациента/клиента;

-достижение тройного растождествления – неоабилитационный личностный статус, патологический личностный статус, ресурсные инстанции психического пациента/клиента;

-эффективная актуализация и закрепление синергетической модели поведения пациента/клиента;

-достижение критической редукции патологического влечения

êÏÀÂ;

-эскалация внутриличностного конфликта неоабилитационного и патологического личностного статусов у пациента (группы);

-форсированное развитие неоабилитационного личностного статуса пациента/клиента;

-эффективное подавление и редукция патологического личностного статуса;

-полноценное формирование искомого уровня психологического здоровья – антинаркотической устойчивости у пациента/клиента;

-полное освобождение от наркотической или иной химической зависимости;

-эффективное формирование эволюционных сценариев, способностей саморазвития, механизмов повышения устойчивости к повторному вовлечению в орбиту зависимости от ПАВ.

Выполнение вышеприведенных задач в ходе реализации амбулаторных или стационарных неоабилитационных программ достигается тем успешнее, чем выше неоабилитационный потенциал пациентов/клиентов, при выдерживании стандартных форматов данных программ (временные периоды, дополнительные условия, квалификация персонала и т.д.).

Структурное оформление – координаты ИРГП в общем поле профессиональной психотерапии - следующее:

-принадлежность к общепризнаваемым направлениям психотерапии: ИРГП, по определению, является интегративной психотерапией, то есть, той областью профессиональной психотерапии, которая

36

объединяет подходы различных направлений, а не подпадает под один из них. Вместе с тем, особенности выделения основного системообразующего фактора ИРГП в виде главного функционального принципа психотерапии позволяет полноценно использовать идею каждого из существующих направлений, обогащая и усиливая эффекты от использования соответствующих методик;

-принадлежность к общепризнаваемым методам психотерапии: ИРГП не является каким-либо определенным методом (модальностью) психотерапии, но эффективно интегрирует многие из них (позиция автора в отношении групповой психотерапии заключается в том, что данный способ реализации психотерапевтической коммуникации представляет собой форму психотерапии, а не метод или направление);

-принадлежность к видам психотерапии: ИРГП может быть реализована как в стационарных, так и амбулаторных условиях;

-принадлежность к формам психотерапии: ИРГП, естественно, является групповой формой психотерапии. Однако интегративно-раз- вивающая психотерапия, как таковая, может проводиться и в индивидуальном формате, смешанном формате, в том числе и таком, когда группа используется как фон;

-определение уровня ИРГП: рассматриваемая психотерапевти- ческая модель зависимых от ПАВ реализуется на 3-ем и 4-ом глубинных уровнях психотерапевтической коммуникации (уровень переформирования отдельных психических свойств и поведенческих паттернов и уровень глубинной личностной реконструкции);

-временные параметры ИРГП: интегративно-развивающая групповая психотерапия проводится от 4-х до 6-ти часов, ежедневно, в течении 2-х – 4-х месяцев (период реализации амбулаторных или стационарных неоабилитационных программ).

2.1.3 Область применения и границы эффективности ИРГП зависимых от ПАВ

Показаниями к применению интегративно-развивающей, индивидуальной или групповой психотерапии являются вся область показаний к психотерапии вообще (психическая, психосоматическая патология, невротический уровень функционально-психических нарушений,

37

психологический дискомфорт (проблемы), а также желание клиента повысить свой уровень здоровья (адаптации, успешности, качества жизни).

Областью профильного применения ИРГП является наркологи- ческая практика медико-социальной реабилитации зависимых от ПАВ, где данный психотерапевтический подход существенно повышает длительность и качество ремиссии.

Областью специального применения ИРГП являются амбулаторные или стационарные программы неоабилитации зависимых от ПАВ, где данная практика используется в качестве основного функционального стержня программы.

Таким образом, показаниями к использованию ИРГП в области профильного и специального применения является факт установления зависимости от ПАВ и желание пациента/клиента участвовать в программе с относительно высоким порогом доступа (оформляемое соответствующим контрактом).

Противопоказаниями (помимо общих противопоказаний к психотерапии) к применению ИРГП в наркологической практике являются состояние наркотического опьянения, тяжелые формы декомпенсации психопатий, выраженная интеллектуальная недостаточность, явно демонстрируемый или скрытый отказ пациента/клиента от участия в неоабилитационной программе.

Эффективность ИРГП в наркологической практике снижается, в случае ограничения длительности общего курса менее 2-х месяцев, ежедневного времени терапевтических сессий менее 4-х часов.

Границы эффективности ИРГП при прочих равных условиях, зависят и от границ компетентности (профессиональной готовности) психотерапевта – ведущего (необходимый профессиональный стандарт для реализации ИРГП – безусловная компетенция в области общих вопросов и методологии психотерапии, компетенция в области методов психотерапии, интегрированных в процесс ИРГП, безусловная компетенция в области теории и практики групповой психотерапии).

2.1.4 Анализ основных отличий ИРГП от других направлений и методов психотерапии зависимых от ПАВ

38

Проводя подобный анализ, следует иметь в виду, что в сфере психотерапии зависимых от ПАВ в прошлом и настоящем используются практически все известные направления и методы (см. гл. I). Таким образом, речь может вестись об отличии рассматриваемой психотерапевтической модели от известных интегративных психотерапевти- ческих подходов, направлений и методов психотерапии, с одной стороны, но, также, о специфических особенностях ИРГП в аспекте неоабилитации зависимых от ПАВ – с другой.

Интегративно-развивающая психотерапия идентифицируется как самостоятельный, достаточно обособленный от уже известных, терапевтический подход на основании оригинальных общетеоретических предпосылок:

-выведения в качестве основного системообразующего (интегрирующего) фактора функционального принципа развития, а не ка- кого-либо единого теоретического концепта психического (например, личности), что позволяет унифицировать все многообразие проблем, предъявляемых пациентов/клиентом (в том числе зависимыми от ПАВ) как проблему кризисного развития индивида;

-выведения в качестве вспомогательного системообразующего фактора общей цели психотерапевтической коммуникации: форсированного развития у пациентов/клиентов психологических свойств, обеспечивающих устойчивость и высокое качество жизни в агрессивной среде, что позволяет унифицировать психотерапевтические цели и эффективно добиваться их реализации;

-выведения в качестве специфического системообразующего фактора общей цели психотерапии зависимых от ПАВ: форсированного развития у пациентов/клиентов свойств психологического здоровья – антинаркотической устойчивости, что позволяет унифицировать систему промежуточных и конечных индикаторов эффективности психотерапии и неоабилитации зависимых от ПАВ и планомерно повышать уровень эффективности психотерапевтического процесса.

Разработка прикладных аспектов вышеназванных теоретических предпосылок, присущих исключительно рассматриваемому психотерапевтическому подходу, позволяет:

39

-идентифицировать и существенно дополнить представления о, так называемых, общих факторах (универсальных механизмах) психотерапии, которые максимально широко и эффективно используются в процессе ИРГП;

-дополнить представления об оформлении технологического уровня психотерапевтической коммуникации;

-разработать конкретные механизмы потенцирования эффекта использования структурированных психотерапевтических техник за счет максимального вовлечения общих (универсальных) факторов психотерапии;

-разработать прикладные аспекты психотерапевтической теории (концепция психотерапевтического пространства, концепция диалогизированного сознания, концепция синергетической модели поведения и ресурсной метапозиции личности и т.д.), являющихся важным контекстом психотерапевтической коммуникации и базисом для формирования оригинальных технических идей (структурированных психотерапевтических техник);

-рассматривая модель психотерапии наряду с уже известными, включает оригинальные технические приемы групповой индивидуальной и смешанных форм психотерапии, впервые используемых в формате данной модели.

Специфические особенности ИРГП, отличающие данные формы работы с зависимыми от ПАВ от других психотерапевтических подходов, заключаются:

-в точной идентификации алгоритма развития свойств психологического здоровья – антинаркотической устойчивости, форсированное воспроизведение которого и составляет основную идею ИРГП;

-в разработке уникальной стратегии ИРГП (цели, задачи, мишени, этапы, технические средства), адекватной основной идее терапевтического процесса;

-в разработке уникальных технических средств, позволяющих эффективно реализовать базисную терапевтическую стратегию и добиваться поставленных целей.

Все вышеназванные отличия интегративно-развивающей групповой психотерапии зависимых от известных терапевтических подходов,

40