Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

Ситчихин п.В.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированная психиатрическая больница № 7»

департамента здравоохранения Краснодарского края,

г. Краснодар

Актуальность. Увеличение среднего возраста насе­ления, как современная демографическая тенденция, может являться существенным фактором роста числа дементных

расстройств на территории обслуживания психиатрических диспансеров (Гаврилова СИ., 1984; Максимова Н.Е, 2006; Дмитриева Т.Б. и соавт., 2009). В ряде случаев, значительное ухудшение социального функционирования вследствие дан­ных расстройств обуславливает необходимость признания гражданина недееспособным. Доля деменций среди лиц, ко­торым по результатам судебно-психиатрической экспертизы рекомендовано лишение дееспособности, может составлять до 43% (Эльтекова Э.В. и соавт., 2010). Возможности по эффек­тивному предупреждению лишения граждан дееспособности и реабилитации недееспособных лиц (ИЛ) существенно зависят от этиологии психического расстройства (Тиганов А.С., 1999; Климов В.А., 2007). Однако, причины дементных расстройств, обуславливающих феномен недееспособности, изучены недо­статочно; целенаправленных исследований данной проблемы в амбулаторных лечебно-профилактических учреждениях РФ не проводилось.

Целью исследования явилось изучение этиологии де­ментных расстройств у недееспособных лиц, состоявших под диспансерным наблюдением психиатра.

Материалы и методы. В качестве материала исполь­зованы данные амбулаторных карт диспансерного отделения ГБУЗ «Специализированная психиатрическая больница №7» ДЗ КК (территория обслуживания - весь г. Краснодар) ИЛ, состо­явших под диспансерным наблюдением с диагнозом деменция. Для исключения возможных недостатков одномоментных ис­следований изучаемым периодом определен временной интер­вал с 2000г. по 2010г. Т.к. этиология основных нозологических форм дементных расстройств общеизвестна, то сравнение осу­ществлялось на уровне диагностических категорий по МКБ-Х. Статистический анализ выполнялся с применением «Statistika 6.0» (Stat Soft Inc., USA), в т.ч. модуля сравнения долей. Статис­тически значимым считался критерий достоверности р<0,01.

Результаты и их обсуждение. За изучаемый период времени в г. Краснодаре деменций были диагностированы у 475 ИЛ, что составило 31,6% от всех ИЛ, состоявших под диспан­серным психиатрическим наблюдением в учреждении. Диа­гностические группы по МКБ-Х распределились следующим образом: на первом месте - сосудистая деменция (63,16%), на втором месте - деменция при болезнях, квалифицированных в других разделах (27,37%), на третьем месте - деменция при бо­лезни Альцгеймера (8,63%), на последнем месте - неуточненная деменция (0,84%). Отличия долей между группами нозологии достоверны с р<0,0001.

Диагностические категории с уточнением по МКБ-Х распределились следующим образом (в скобках указана доля от всех ИЛ с деменцией):

  • деменция при болезни Альцгеймера с ранним началом (Б00.0)-26НЛ(5,47%),

  • деменция при болезни Альцгеймера с поздним нача­лом (F00.1) - 11 ИЛ (2,32%),

  • деменция при болезни Альцгеймера смешанного типа (Б00.2)-4НЛ(0,84%),

  • деменция сосудистая с острым началом (F01.0) -15 ИЛ (3,16%),

  • деменция сосудистая мультиинфарктная (F01.1) - 6 ИЛ (1,26%),

  • деменция сосудистая смешанная корковая и подкорко­вая (F01.3) - 279 ИЛ (58,74%),

  • деменция при болезни Пика (F02.0) - 3 ИЛ (0,63%),

  • деменция при болезни Гентингтона (F02.2) - 1 ИЛ (0,21%),

  • деменция при болезни Паркинсона (F02.3) - 2 ИЛ (0,42%),

  • деменция в связи с травмой головного мозга (F02.8x0) -10 ИЛ (2,11%),

  • деменция в связи с эпилепсией (F02.8x2) - 31 ИЛ (6,53%),

  • деменция в связи с опухолью головного мозга (F02.8x3) -2НЛ(0,42%),

  • деменция в связи с менингоэнцефалитом несифилити­ческой этиологии (F02.8x6) - 4 НЛ (0,84%),

- деменция в связи со смешанными заболеваниями (F02.8x8)- 77 НЛ (16,21%).

Таким образом, лишение дееспособности наиболее часто обуславливали: на первом месте - смешанная корковая и подкор­ковая сосудистая деменция, на втором месте - деменция в связи со смешанными заболеваниями, на третьем месте - деменция в связи с эпилепсией, на четвертом месте - деменция при болез­ни Альцгеймера с ранним началом, которые в сумме составили 86,95% всехНЛ с деменциями. Отличия долей заболеваний F01.3, F02.8x8 и F02.8x2 между собой достоверны с р<0,0001; достовер­ных отличий между долями F02.8x2 и F00.0 не выявлено.

Полученные данные в целом соответствуют совре­менной структуре соматических заболеваний, приводящих к выраженным нарушениям функций организма. Например, большая доля сосудистой деменции у НЛ аналогична большой распространенности сосудистой патологии среди населения. С другой стороны, весьма вероятно, что при увеличении доступ­ности инструментального подтверждения клинических данных доля деменции при болезни Альцгеймера будет увеличиваться. Уменьшение количества НЛ вследствие деменции возможно при увеличении доступности медицинской помощи, в т.ч. бесплат­ного или льготного лекарственного обеспечения современными высокоэффективными препаратами, и возрастании значимости для населения здорового образа жизни.

Выводы. Причины, приводящие к развитию смешанной корковой и подкорковой сосудистой деменции, обуславливают более 58,7% от всех деменции НЛ. В 16,2% случаев выделить пре­валирующую причину из комплекса заболеваний, приведших к недееспособности, не представляется возможным. Факторы, спо­собствующие развитию слабоумия при эпилепсии, обуславлива­ют в среднем 6,5% феномена недееспособности. Необходимость лишения граждан дееспособности после тяжелых черепно-моз­говых травм возникает относительно редко, а их доля среди всех причин деменции НЛ составляет 2,1%. Атрофические процессы в центральной нервной системе при болезни Альцгеймера обуслав­ливают в настоящее время до 8,6% всех причин деменции НЛ.

Для профилактики лишения граждан дееспособности и реабилитации недееспособных лиц необходим комплексный подход и тесная работа с первичным поликлиническим звеном (профилактика, ранняя диагностика и эффективное лечение сосудистых нарушений, эпилепсии и комплекса соматических заболеваний).

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ

БОЛЬНЫХ С ДИСЦИРКУЛЯТОРНОЙ

ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ, ОСЛОЖНЕННОЙ

САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В УСЛОВИЯХ

ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА ПОГРАНИЧНЫХ

СОСТОЯНИЙ

Смирнова Н.П., Михайлова А.А., Бугаева Т.П.

Первый МГМУим. ИМ. Сеченова, кафедра нелекарственных

методов лечения и клинической физиологии,

Психиатрическая клиническая больница № 12

(Городской консультативно-диагностический центр

пограничных состояний), Москва

Введение. Представления о тесной взаимосвязи здоро­вья человека с его психическим и прежде всего эмоциональным состоянием, является одним из важнейших в современной ме­дицине. В современных условиях жизни особенно в мегаполи­се увеличивается нагрузка на эмоциональную сферу человека,

пониженные адаптационные возможности и эмоциональная неустойчивость являются своеобразными факторами риска, способствующими возникновению психосоматических рас­стройств таких как сахарный диабет 2 типа и ожирение. Эти со­стояния усугубляют течение цереброваскулярных заболеваний как острых, так и хронических, к которым относят дисцирку-ляторную энцефалопатию (ДЭ). Именно сочетание эмоциональ­ных и сосудистых нарушений является причиной социальной дезадаптации многих больных с ДЭ.

Цель. Целью работы являлось определение возможнос­тей акупунктуры и фармакопунктуры антигомотоксическими препаратами, применяемых в комплексе мер по реабилитации больных с дисциркуляторной энцефалопатией I-II ст.(ДЭ), ос­ложненной сахарным диабетом (СД).

Материалы и методы. Обследовано и пролечено 48 больных, средний возраст 58,5 ± 2,4 лет. Все больные с ДЭ были распределены на 2 группы по степени выраженности клини­ческих, клинико-психологических симптомов, уровня сахара крови и степени тяжести СД (инсулиннезависимого): I группа

- больные легкой степени тяжести, II группа - больные средней степени тяжести. В клинической картине наблюдались следу­ ющие симптомы: головные боли, головокружение, колебание цифр АД, астенические явления, диссомния, эмоциональная лабильность, шум в ушах, нарушение памяти и внимания. Ла­ бораторные показатели выявили повышение глюкозы крови, ги- перхолестеринемию. Отмечено увеличение соотношения объема талии к объему бедер, индекса массы тела (ИМТ). По данным ангиоскопии конъюнктивы глазного яблока (АКГЯ) - наблюда­ лись микроциркуляторные изменения в виде ангиоспастичес- кого состояния, застойных явлений, тенденции к нарушению реологии. Тест MMPI выявил 38 больных с депрессивно-ипо­ хондрическим синдромом, 10 - с астено-депрессивным.

Все больные получали комплексное лечение. Наряду с психофармакотерапией (ПФТ) и антидиабетическими препара­тами использовалась рефлексотерапия (РТ) в виде акупунктуры (АП) и фармакопунктуры (ФП). Действие АП было направлено на стимуляцию биологически активных точек (БАТ) сегмен­тарного и общего действия, что позволяло сбалансировать деятельность мозга и вегетативной нервной системы, оказать седативный и сахароснижающий эффект. ФП представляла со­бой введение антигомотоксических препаратов (АГТП) в БАТ: Traumeel S, Lymphomyosot, Cerebrum compositum N. Терапев­тическое действие ФП обусловлено двойным эффектом: дейс­твием препарата и пролонгированной стимуляцией точек. В каждой группе в зависимости от проводимых РТ методов лече­ния в сочетании с медикаментозной терапией были определены 3 подгруппы: 1 -подгруппа получала АП и ПФТ; 2- подгруппа получала ФП и ПФТ; и 3- подгруппа сравнения (контрольная)

- больные, получавшие только медикаментозное лечение. Для оценки мозговой гемодинамики проводилось исследование микроциркуляторного русла конъюнктивы глазного яблока при помощи щелевой лампы. Рассчитывался индекс конъюнкти- вальной микроциркуяции (ИКМ) по сумме всех показателей.

Результаты исследования. В результате лечения у больных I и II групп (ДЭ,СД легкой степени и средней степени тяжести) в 1 и 2 подгруппах наблюдалось: купирование обще­мозговых симптомов, вегетативных проявлений, нормализация сна на 5-7 день в I группе, стабилизация психоэмоционального состояния на 7-9 день во II группе. К концу курса лаборатор­ные показатели выявили нормализацию уровня холестерина, глюкозы крови в I группе, несколько медленнее эти изменения проходили во II группе. Достоверно уменьшился ИМТ в I груп­пе. По данным АКГЯ - наблюдалась редукция и уменьшение спазма артериол, уменьшение застойных явлений и улучшение реологии соответственно в I и II группах. MMPI выявил досто­верное улучшение в группе с депрессивно-ипохондрической симптоматикой и более медленную динамику в группе с асте-но-депрессивными проявлениями.

< < й

со РО ffi

Н Н < U В ^

О 1ч "

Рн О ^

н и* ^

У 'А о

*?£ w 2 и

нон

В е

В £

261

н н

1-1 о

и

н и « о

и

В Е 8 В и ffi о н

мВ* SHB

У ° в

^ ■< в

э°Вг

им в/ «и о

S'B" £ s я

wSo

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. И л

&§!

§ио

к ■< U

<%%

ОВД

кВи

i—'< СО ,j & Я W

IP

й=| " Р

Ыб&

"HP

И н < m В я


6 Ч ^

£°о

< < й

со го ffi Н W < U В 5

О 1ч "

Рн О ^

Н [^ ^г

Вв8 *?£

НИИ

se S ы ыон

В е

В £

В 3 контрольной группе изменения не носили столь ди­намичный характер, исследуемые показатели за период наблю­дения менялись незначительно.

Выводы. Таким образом, комплексная реабилитация наших больных продемонстрировала действенность применяе­мых восстановительных методов лечения. На фоне проводимо­го лечения наблюдалось улучшение исследуемых параметров особенно у пациентов с компенсированной стадией ДЭ, лег­ким течением СД II типа и с преобладанием гиперстенических проявлений.

Заключение. Фармакотерапия в сочетании с рефлексо­терапией оказали комплексное однонаправленное действие, что позволило в ряде случаев снизить фармакологическую нагруз­ку, уменьшить побочные эффекты фармакотерапии и увеличить клиническую эффективность лечения, а в результате улучшить качество жизни у пациентов исследуемой возрастной категории с дисциркуляторной энцефалопатией, осложненной сахарным диабетом.

появляются новые неблагоприятные факторы воздействия на ЦНС (злоупотребление ПАВ, в. т.ч. алкоголем; бытовые и про­изводственные ЧМТ - чаще нелеченные). Органические про­блемы, на фоне сохраняющегося ПТСР, нарастают; латентная симптоматика становится явной. Формируются разнообразные органические расстройства периода отдаленных последствий боевой психической травмы (органические - тревожные, асте­нические, аффективные, чаще депрессивные, диссоциальные; органический психосиндром).

Таким образом, происходит трансформация «комба-тантной личности» в «органическую комбатантную личность» с широким диапазоном эмоционально-личностных проблем, обусловливающих социально-психологическую декомпенса­цию личности в мирное время. Учитывая вышеизложенное, необходимо проводить адекватные и своевременные психоло­го-психиатрические мероприятия как в остром периоде боевой психической травмы, так и в периоде ее отдаленных последс­твий, причем, с учетом сформировавшегося органического расстройства.

262

ОТ КОНЦЕПЦИИ «КОМБАТАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ» К ПРОБЛЕМЕ «ОРГАНИЧЕСКОЙ КОМБАТАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ»

Шадрина И.В., Пирогова М.Ю., Пугачев А.Н.

ГБОУВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России, г. Челябинск