Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / История медицины / История_медицины_Санкт_Петербурга_XIX_начала_XX_в_Будко_А_А_

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
23.43 Mб
Скачать

Лечебные учреждения

51

около 3 тыс. руб. и еще 4 тыс. руб. выделено на улучшение содержания больных. Поэтому Семеновский госпиталь выгодно отличался от подобных лечебных учреждений Санкт-Петербурга. Нижний этаж здания занимали полковая и казначейская канцелярия, архив, команда писарей и полковая прислуга, полковая библиотека. Для способных полковых кантонистов в 1823 г. при госпитале была организована фельдшерская школа, носившая название «Класс лекарских помощников». В школе преподавали латинский язык, обучали теоретической и практической анатомии, правилам наложения повязок и выполнению простейших операций. Во главе школы стоял опытный врач и организатор Е.Н. Смельский [23].

На базе госпиталя неоднократно проводились испытания различных лекарственных средств и хирургических принадлежностей. Во время эпидемии холеры в 1831 г. в Семеновском госпитале были проведены экспериментальные способы ее лечения. В стенах госпиталя был осуществлен целый ряд редких операций. 26 июля (7 августа) 1844 г. здесь была проведена одна из первых в России операция по перевязке общей сонной артерии. Осуществил ее хирург Карачаров, на операции присутствовали И.В. Буяльский, П.А. Дубовицкий и П.А. Наранович.

Врачи госпиталя поддерживали связь с ведущими специалистами Медико-хирургической академии и других лечебных учреждений Санкт-Петербурга, широко использовали достижения европейской медицины. В разное время в госпитале работали П.П. Евланов, Н.Н. Иванов, К.К. Рейер, Э. К. Росси, К.А. Шенк, С.М. ЯновичЧаинский и др. В клиниках госпиталя проводили консультации С.П. Боткин, И.О. Коржевский, Е.В. Павлов, К.К. Рейер и др. В периоды боевых действий госпитальные врачи входили в состав медицинских формирований, направлявшихся на поле боя [24].

В1866 г. здание госпиталя подверглось очередной реконструкции.

Всвязи с нехваткой лечебных мест для раненых и больных военнослужащих столичных полков, был достроен третий этаж. После утверждения 15 (27) июля 1869 г. военным министром «Положения о постоянных военных госпиталях», Семеновский госпиталь был отнесен ко второму классу (стал именоваться «Семеновским-Александровским военным госпиталем»), в то время как госпитали других гвардейских полков получили статус усиленных лазаретов. Тем самым он занял особое место в ряду петербургских военных госпиталей [25].

52

Глава 2

Большая работа по улучшению практической и научно-исследо- вательской деятельности госпиталя была проведена при В.Д. Владимирове, стоявшем во главе его медицинской части с 1869 г. по 1871 г., в результате чего госпиталь стал не только крупным лечебным учреждением, но и научным центром. По инициативе и при непосредственном участии В.Д. Владимирова проводились ежедневные научные совещания, поощрялось активное занятие сотрудников научно-ис- следовательской работой. Существенное место в работе госпиталя, особенно в 1870-е гг., отводилось прозекторскому делу [26].

Вавгусте 1871 г. после пожара в здании Клинического госпиталя ИМХА, в котором располагались хирургическая и терапевтическая клиники, было принято решение о переводе клиник в СеменовскийАлександровский военный госпиталь. В здании были устроены учебные кабинеты, состоявшие при академических клиниках академии. Врачи были прикомандированы к госпиталю в качестве ординаторов, некоторые из них были назначены начальниками отделений. Средний этаж госпиталя был отведен под терапевтическую клинику С.П. Боткина; верхний – под хирургическую клинику профессора И.О. Коржевского; нижний этаж оставался за госпиталем. В ходе взаимодействия происходил обоюдно выгодный обмен знаниями и опытом.

Вконце 1871 г., после завершения ремонта академических клиник, сотрудники академии вернулись к своей обычной работе в них.

В1877–1879 гг., помимо лечения больных терапевтического и хирургического профиля, на Семеновский-Александровский военный госпиталь была возложена обязанность оказания медицинской помощи тифозным больным. В 1878 г. было открыто сифилитическое отделение, которым заведовал доктор П.О. Смоленский; с 15 ноября 1878 г. по 15 мая 1879 г. через это отделение прошло 350 больных.

В1887 г. в госпитальном саду был построен специальный деревянный барак для размещения заразных больных. После ревизии в 1885 г. 14 постоянных госпиталей Петербургского военного округа были низведены в ранг местных лазаретов, Семеновский-Алексан- дровский военный госпиталь остался единственным в округе, сохранившим второй класс, что подчеркивало его высокий уровень [27]. Госпиталь неоднократно посещали высокопоставленные лица.

В1884 г. после посещения Обуховской больницы в госпиталь нанес визит император Александр III, устроивший ему обстоятельную ревизию. Обойдя все палаты, в том числе инфекционные, он остался

Лечебные учреждения

53

Туфли солдатские госпитальные. XIX в.

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

Халат госпитальный для нижних чинов. 1876 г.

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

Чулки госпитальные. 1820 г.

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

54

Глава 2

доволен увиденным. В 1891 г. госпиталь с большим интересом осматривал главнокомандующий войсками гвардии и Санкт-Петербург- ским военным округом Великий князь Владимир Александрович.

Семеновский-Александровский госпиталь всегда верно служил Отечеству. В годы Русско-японской войны в нем был организован приемный пункт для раненых и больных, поступавших с театра военных действий. С начала XX в. госпиталь становится центром противоэпидемической работы в Петербургском гарнизоне. Незадолго до начала Первой мировой войны госпиталь стал местом практического изучения военно-полевой службы для слушателей 4-го курса Во- енно-медицинской академии. Последним занимавшим должность главного врача госпиталя был П. П. Милаевский. Назначенный в госпиталь еще в апреле 1892 г. младшим ординатором, он прошел все ступени служебной врачебной лестницы. На его долю выпала организация работы госпиталя в тяжелейших условиях войны и революционных потрясений [28].

После 1917 г. госпиталь продолжал функционировать как лечебный стационар, затем здесь работало военно-фельдшерское училище, готовившее медицинские кадры для войск, а после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. госпитальные здания были переданы Военно-медицинскому музею, который находится здесь по настоящее время.

Отсутствие медицинских учреждений, способных удовлетворить потребности различных слоев гражданского населения во врачебной помощи, приводило к высокой заболеваемости и смертности детей и взрослых. Заболевшие были вынуждены обращаться в случае необходимости в полковые госпитали и лазареты.

С 1762 г. на берегу Фонтанки недалеко от Калинкинского (Калинкина) моста, на месте бывшего прядильного двора при исправительном заведении для женщин, существовала небольшая сифилитическая больница. Предназначалась она для лечения «прилипчивых» кожно-венерических заболеваний, которыми часто страдали работницы этого исправительного заведения.

Больница, рассчитанная на 60 мест, пользовалась дурной славой, содержалась неопрятно, больные располагались скученно, медицинского персонала, как правило, не хватало. Учитывая характер заболеваний, фамилии больных не разглашались, их заменяли номера, а на лица пациенток даже надевались маски [31].

Лечебные учреждения

55

На базе больницы в 1783 г. лейб-хирургом И.З. Кельхеном было открыто учебное заведение для подготовки врачей, преимущественно немцев, — Императорский Калинкинский медико-хирургиче- ский институт. Преподавание в нем велось на немецком языке, а больница служила базой для практических занятий [32]. В декабре 1802 г. институт был присоединен к Медико-хирургической академии [33]. Тем не менее из Калинкинского института вышел ряд опытных врачей, наиболее известным из которых является создатель первой русской хирургической школы Иван Федорович Буш, воспитавший многих российских хирургов.

Сама же Калинкинская больница, постепенно расширяясь и укрепляя свою клиническую базу, сыграла заметную роль в развитии отечественной медицинской науки. В ее стенах выросли многие крупные ученые дерматовенерологи и терапевты. В течение двадцати лет (1870–1890) старшим врачом больницы был прекрасный специалист Э.Ф. Шперк, значительно улучшивший уход за больными, организовавший бесплатный амбулаторный прием и разработавший научно-статистические показатели заболеваемости. Длительное время в больнице работал основоположник отечественной сифилидологии В.М. Тарновский, руководитель первого в мире научного общества врачей-сифилидологов.

Больница пользовалась вниманием высокопоставленных особ. Более двадцати раз ее посетил император Николай I [34]. В 1869 г. при ней было открыто специальное училище с одногодичной программой для обучения «повивальных бабок». Училище стало первой в России специализированной средней медицинской школой, выпустившей к 1889 г. 1141 акушерку. Училище просуществовало до 1922 г. В зале заседаний больницы в 1897 г. проходил 1-й Всероссийский съезд по борьбе с сифилисом. В Калинкинской больнице работали ученики С.П. Боткина — Т.П. Павлов, возглавивший кафедру кожных и венерических болезней Военно-медицинской академии и руководивший ею с 1898 г. по 1924 г., и О.В. Петерсон, основатель Русского общества по борьбе с проказой, организатор лепрозория Крутые Ручьи. Врачам больницы принадлежит введение массовых обследований населения с целью выявления заболеваемости венерическими болезнями.

Другим историческим медицинским центром была Обуховская больница, открывшая прием больных в 1779 г. в шести деревянных

56

Глава 2

Лечебница глазных болезней профессора В.И. Добровольского

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

Николаевский военный госпиталь. 1905 г.

Солдаты переносят раненых из санитарного транспорта в приемный покой

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

Лечебные учреждения

57

бараках, устроенных на участке, занятом ныне клиниками Воен- но-медицинской академии (наб. р. Фонтанки, 106). Первоначально вместимость ее была очень небольшой и 60 кроватей для мужчин никак не могли удовлетворить потребностей города. Вопрос был лишен лишь в 1784 г., когда по проекту архитектора Л. Руско был построен каменный двухэтажный больничный корпус на 450 мест, выходивший фасадом на р. Фонтанку [35].

Удобно расположенная возле Обуховского моста, больница сразу же привлекла внимание городского населения, и вскоре все больничные палаты оказались заполненными; около 200 мест в ней было предназначено для женщин. В 1866 г. под женское отделение отвели только что построенное по проекту архитектора П.С. Павлова новое двухэтажное здание на углу набережной Введенского канала и Загородного проспекта, поныне украшающее этот проспект города. Отделение получило название — Женская Обуховская больница.

Популярность обоих отделений — мужского и женского — была необычайно велика. Не было в городе человека, который не знал бы про Обуховку. Вся городская беднота, дожидавшаяся своей очереди, могла получить здесь квалифицированную врачебную помощь. Среди консультантов больницы числились такие прославленные столичные медики, как Н.Ф. Арендт, Н.И. Пирогов, Х.Х. Саломон. За период с 1785 г. по 1790 г. общее число лечившихся больных превысило 10 тыс. человек, а после 1890 г. ежегодно сюда поступало от четырех до пяти тысяч больных [36].

Здесь в 1829 г. появилась первая в России фельдшерская школа с четырехлетним сроком обучения. В 1867 г. в больнице открылась первая в России справочная больничная контора, в которую ежедневно к двенадцати часам поступали сведения о количестве свободных мест во всех городских больницах. Это позволяло городским властям, отвечающим за народное здравие, регулировать поступление больных, определять места их лечения [37].

Большую известность получили работавшие в больнице клиницисты и ученые разного профиля. Ф.Ф. Герман — автор исследований по возвратному тифу, цереброспинальному менингиту и сибирской язве, отличался широтой теоретических познаний, был вдумчивым

иопытным диагностом. Заметный след в истории больницы оставил много лет проработавший здесь доктор В.М. Керниг, имя которого

исегодня хорошо известно, благодаря впервые установленному им

58

Глава 2

характерному менингеальному симптому, о чем он доложил 21 сентября (12 октября) 1882 г. на заседании Общества русских врачей в Санкт-Петербурге. С тех пор в диагностическую практику прочно вошел общепризнанный термин «симптом Кернига».

«Добрым гением» обеих Обуховских больниц, был ученик С.П. Боткина А.А. Нечаев, проявивший себя не только талантливым ученым, но и умелым организатором, вложившим много сил в благоустройство отделений, снабжение их диагностической и лечебной аппаратурой, внедрение новых прогрессивных методов оказания врачебной помощи. Ему удалось ввести четкую специализацию больничной коечной сети, организовать сортировочные отделения для хирургических, терапевтических и дерматовенерологических больных.

Обуховская больница к началу XX в. стала подлинной школой подготовки и усовершенствования врачей различных специальностей гражданского и военного ведомств. В ней широко развернулась научная деятельность, существенной базой которой стала открытая в 1892 г., центральная лаборатория. Здесь выполняли свои работы В. А. Вальдман, Г.А. Ивашенцов, А.М. Левин, М.Д. Тушинский и многие другие медики, ставшие впоследствии крупными учеными и педагогами.

Ближайшим помощником А.А. Нечаева был хирург А.А. Троянов, выполнивший в больнице в 1890 г. первую в России удачную аппендэктомию [38]. Во время Кровавого воскресенья 9 января 1905 г., когда в Обуховскую больницу одновременно поступило большое число раненых, А.А. Троянов организовал непрерывную работу трех операционных, сумевших оказать необходимую хирургическую помощь всем нуждавшимся.

Долгие годы хирургическое отделение больницы возглавлял профессор И.И. Греков, основатель оригинальной научной школы, оставившей заметный след не только в отечественной, но и в мировой хирургической науке и практике. Впервые в истории И.И. Греков выполнил с благополучным исходом вскрытие полости сердца для извлечения пули. Ему принадлежат четко обоснованные выводы о возможности хирургического лечения пороков сердца, полностью оправдавшиеся впоследствии [39]. По методу И.И. Грекова во многих хирургических стационарах производилась обработка операционного поля перед началом операции. Им предложены методы

Лечебные учреждения

59

операций на сигмовидной кишке и ряд других оперативных приемов при различной хирургической патологии. Велика роль И.И. Грекова в организации хирургических съездов, в заботе о сохранении наследия и создании в Санкт-Петербурге Пироговского музея. Имя И.И. Грекова украшает титульный лист широко известного в стране «Вестника хирургии».

В Обуховской больнице было организовано первое в России урологическое отделение, которым руководил крупный специалист — уролог Б.Н. Хольцов. Из других видных отечественных уче- ных-медиков, в разное время трудившихся в больнице, можно назвать патологоанатомов Н.Н. Аничкова и Г.В. Шора, хирурга В.А. Шаака, акушеров-гинекологов Г.Г. Гентера, Л.А. Кривского и др.

Второй по времени появления в Санкт-Петербурге большой городской больницей стала Мариинская на Литейном проспекте, д. 56. Идея ее постройки принадлежала вдове императора Павла I Марии Федоровне, которая в 1802 г., в связи с приближением столетия Санкт-Петербурга, предложила Александру I построить больницу для бедных. Александр I с пониманием отнесся к просьбе матери и повелел подыскать удобное место для постройки больничного здания. Первоначально предполагалось открыть больницу на набережной р. Фонтанки у Калинкина моста, и к лету 1803 г. в намеченном месте появилась амбулаторная лечебница, где 4 (16) июня 1803 г. начался прием больных [40].

Одновременно с этим на участке земли, принадлежащей придворному ведомству и занятой так называемым Итальянским садом, под руководством архитектора Дж. Кваренги началось строительство в строгих формах классицизма прекрасного двухэтажного корпуса и двух боковых флигелей в глубине парадного двора. Весной 1805 г. постройка зданий на Литейном проспекте была завершена, и 30 августа (11 сентября) 1805 г. больница приняла первых больных.

Для Санкт-Петербурга появление нового лечебного заведения явилось большим событием, поскольку в старой Обуховской больнице мест для неимущего населения постоянно не хватало. Первоначально в главном здании «Больницы для бедных» (так ее назвали горожане) развернули два отделения: в верхнем этаже — терапевтическое («для болезней внутренних») отделение, а в нижнем — хирургическое отделение.

60

Глава 2

Н.А. Вельяминов в операционной Максимилиановской больницы

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

Образцы оловянной госпитальной посуды для офицеров. XIX в.

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ