Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / История медицины / История_медицины_Санкт_Петербурга_XIX_начала_XX_в_Будко_А_А_

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
23.43 Mб
Скачать

Медицинское образование

111

занятий третьего курса в 1899 г. были приглашены преподаватели: по патологической анатомии Н.Ф. Виноградов, фармакологии и общей терапии — А.А. Лихачев, гигиене — П.Л. Мальчевский, диагностике — А.М. Левин, хирургической патологии — В.А. Тиле, акушерству — Н.Н. Феноменов, оперативной хирургии — С.Н. Делицын и частной патологии и терапии — М.М. Волков.

Чтобы заинтересовать врачей лечебных учреждений в участии в преподавании в ЖМИ клинических дисциплин Городская дума потребовала назначать преподавателями практических занятий врачей тех учреждений, где проводились занятия. Важным событием явилась возможность устроить клинические отделения на 130 мест в Петропавловской больнице, находящейся рядом с институтом. На старших курсах приоритет отдавался обучению клиническим дисциплинам. Появились новые предметы и были назначены их преподаватели: по факультетской хирургии А.А. Кадьян (позже переведен на кафедру госпитальной хирургии), детским болезням — Д.А. Соколов, нервным болезням и психиатрии — В.М. Бехтерев, глазным болезням — Н.И. Андогский, болезням уха, горла и носа — Б.В. Верховский и частной патологии и терапии — Н.Я. Чистович. Для преподавания предметов пятого курса были приглашены профессора: по госпитальной терапии Г.А. Смирнов, судебной медицине — Н.П. Ивановский, зубным болезням — Ф.А. Звержховский и физическим методам лечения (физиотерапии) — В.А. Штанге. В 1915 г. начал читать лекции по профессиональной гигиене известный санитарный врач Д.П. Никольский, что было важным нововведением в подготовке врачей в условиях сложной санитарно-эпидемической обстановки в стране. Как видно из вышеуказанного, к преподаванию в институте удалось привлечь ведущих петербургских профессоров — энтузиастов своего предмета, прежде всего из Военно-медицинской академии. Поэтому, несмотря на весьма скромное финансирование и неудовлетворительное материальное положение кафедр и клиник, обучение находилось на высоком уровне. Постепенно повышалась роль библиотеки института, во многом благодаря заботе профессора А.А. Лихачева и пополнению ее фондов дарственными изданиями.

На кафедре физиологии была создана коллекция микроскопических препаратов и, кроме того, на практических занятиях студенты сами изготовляли препараты. А.С. Догель читал лекции по курсу гистологии, на которые собиралась большая аудитория студентов

112

Глава 4

разных курсов. В 1913 г. на кафедре появился большой эпидиаскоп,

ивсе эксперименты проецировались на экран, например, сокращение сердца лягушки, перистальтика кишечника и т. д.

Однако материальное обеспечение учебного процесса в ЖМИ затруднялось тем, что многие приборы, посуда, реактивы приобретались нередко за границей, что требовало немалых средств. Чтобы продлить срок службы оборудования, сотрудники кафедр использовали даже поврежденные стеклянные предметы, оплавляя у них отбитые края.

На кафедре физики собрали рентгеновскую установку, с устройством и действием которой знакомили студентов. Большая коллекция патологоанатомических препаратов была на кафедре диагностики и у профессора Н.Я. Чистовича.

Особого внимания и учета специфики работы требовали занятия бактериологией. Д.К. Заболотный сам занимался практической работой: приготовлением питательных сред и препаратов для микроскопирования. Это был период развития и расцвета микробиологии,

истуденты охотно занимались ее изучением на практических занятиях. Хирургические и терапевтические клиники, рентгеновский кабинет постепенно оснащались специализированным оборудованием

иинструментарием.

В1904 г. было утверждено разработанное Д.О. Оттом и М.М. Волковым новое Положение о Женском медицинском институте, в соответствии с которым институт передавался Министерству народного просвещения и приравнивался к медицинским факультетам. Кроме получения звания «лекаря» в институте врачам-женщинам могла быть присвоена степень доктора медицины, но для этого необходимо было пройти устное испытание в присутствии Совета института

ипубличную защиту диссертации, одобренной Советом. Благодаря новому Положению среди преподавательского состава появилась первая женщина доктор медицины — А.И. Бурцева, работавшая штатным лаборантом кафедры патологической анатомии.

ЖМИ не мог оставаться в стороне и от важных общественных событий. Студенты и преподаватели участвовали в политических выступлениях и в мероприятиях по борьбе с опасными эпидемиями холеры и другими инфекциями, а также голодом и безграмотностью. Хотя это и отвлекало от учебных занятий, но давало ценный жизненный и медицинский опыт, усиливало связь с народом. В начале

Медицинское образование

113

В.М. Бехтерев

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

Д.О. Отт

Научная библиотека Военно-медицинского музея МО РФ

114

Глава 4

1905 г. институт приобрел большую известность, благодаря своему участию в революционных событиях и отношению к политике правительства. После «Кровавого 9 января» общее собрание младших преподавателей решило не возобновлять прерванные ранее занятия в связи с «крайней ненормальностью современных условий общественной и академической жизни в России». Аналогичное решение принял Совет профессоров, указав, что репрессивные меры не дадут положительного результата, а в течение оставшегося учебного времени полноценно завершить семестр невозможно.

Отношения между студентами и преподавателями были чрезвычайно либеральными. Существовал Совет старост, принимавший участие в решении таких вопросов, как назначение стипендий, освобождение от платы за слушание лекций и др.; он также ведал всеми студенческими общественными организациями, столовой, библиотекой.

Выпуск врачей в 1905 г. не состоялся. В октябре этого года по стране прокатилась волна митингов и забастовок. Несмотря на требования попечителя, Совет профессоров отказался закрыть институт, считая, что единственным средством умиротворения страны является признание основных прав гражданина при соблюдении условий неприкосновенности личности и жилища, а также созыва Законодательного собрания. Большинство студентов состояло в со- циал-демократической партии, они активно распространяли листовки, оружие, печатали литературу. Чтобы как-то управлять ситуацией, были изданы правила проведения сходок, и директор института С.С. Салазкин во время их проведения находился в своем кабинете, опасаясь вмешательства полиции. Был арестован и отбывал наказание в тюрьме преподаватель Г.П. Олейников, освобожденный в январе 1906 г. и получивший в связи с этим приветствие от собрания младших преподавателей. Шли многочисленные аресты и среди студентов. В декабре 1908 г. директор института был оштрафован градоначальником на 1000 руб. за обнаружение в читальне института брошюры нелегального содержания.

В октябре 1906 г. началось чтение внекурсовых лекций. К этому времени институт стал авторитетным учреждением высшего медицинского образования, отмеченным на X Пироговском съезде. На следующем XI съезде С.С. Салазкин выступил с докладом по вопросам реформы медицинского образования, в котором поднимался вопрос и о преподавании общественной медицины.

Медицинское образование

115

Вконце 1910 г. вновь начались волнения среди студенчества. Чтение лекций прекратилось, директор института С.С. Салазкин и 1200 слушательниц были уволены, а профессора В.А. Тиле, Г.В. Хлопин, Н.Я. Чистович и А.М. Левин получили выговоры. Но постепенно большинство слушательниц было восстановлено. Вместе с тем общее число учащихся начиная с 1908 г. стало по различным причинам снижаться, в том числе и в связи с необходимостью сдавать дополнительные экзамены при поступлении. В 1915 г. министр народного просвещения вынужден был разрешить принимать в институт окончивших 8 классов женских гимназий, освобождая их от некоторых дополнительных экзаменов. В условиях войны в 1916 г. ЖМИ было предоставлено право присуждать ученые степени и вра- чам-мужчинам, что увеличило число учащихся, а в то время это было весьма актуально. Первым, получившим эту степень, был М.И. Нейменов, ставший известным специалистом по рентгенологии.

Институт являлся базой для проведения знаменательных общероссийских собраний. В апреле 1914 г. здесь проходил 1-й Всероссийский съезд по борьбе с раковыми заболеваниями при активном участии К.К. Скробанского. В декабре того же года в институте проводился 1-й Всероссийский съезд детских врачей, на котором председателем оргкомитета был профессор Д.А. Соколов. При ЖМИ существовало Клинико-биологическое общество, в котором принимали участие преподаватели, врачи больницы, а также студенты, выступавшие с докладами. Председателями общества до 1911 г. были профессора института С. С. Салазкин, а затем А.А. Кадьян, Б.И. Словцев и А.А. Лихачев.

В1914 г., особенно с началом Первой мировой войны, политическая атмосфера в стране значительно обострилась и это не могло не отразиться на жизни института. Значительная часть преподавательского состава была призвана в армию; слушательницы призывались на военную службу либо в качестве сестер милосердия, либо заурядврачами. В институте был открыт лазарет, уплотнено размещение учебных подразделений. Создавшаяся обстановка резко изменила учебный процесс, а в отношении клинической практики дала возможность учащимся ознакомиться с широким набором военной патологии и совершенствовать свои знания и навыки в этом направлении.

Как крупный учебный и научный центр, ЖМИ стал местом усовершенствования врачей, взяв на себя эту дополнительную функцию

116

Глава 4

наряду с Клиническим институтом Великой кн. Елены Павловны и другими учебно-научными медицинскими центрами. В 1910 г. при институте было введено 6-месячное прикомандирование врачей отделений к кафедре патологической анатомии для овладения патологоанатомическими и патологогистологическими методами.

Одной из особых сторон медицинского образования является повышение квалификации медицинских работников всех уровней и категорий. Еще в 1857 г. был принят закон Российской империи «О мерах удобнейшего и успешного образования врачей-практикантов при больнице чернорабочих в Санкт-Петербурге для замещения ими вакансий городовых и уездных врачей». В подготовке врачей принимала участие и ИМХА, а в 1865 г. вышел указ Правительствующего Сената «О доставлении врачам способов к научному усовершенствованию». Сама формулировка «научное усовершенствование» подчеркивала необходимость высокого уровня подготовки практикующих врачей с использованием последних достижений науки.

Но коренное решение этого вопроса было связано только с созданием специального института для повышения квалификации врачей [3]. В этом заслуга прежде всего великой кн. Елены Павловны, супруги младшего сына Павла I. Разработку Положения об институте и организацию строительства в основном осуществил профессор Э.Э. Эйхвальд. Предполагалось, что деятельность института будет иметь две особенности: 1) возможность специализации врачей в новых областях медицины и 2) повышение образования широкого круга врачей.

Строительство нового института по проекту архитектора Р.А. Гедике началось в 1878 г. на плацу лейб-гвардии Преображенского полка, и в 1885 г. под названием Клинический институт Великой кн. Елены Павловны он был торжественно открыт. Определилась и цель института: дать возможность практическому врачу познакомиться специально с одной из отраслей медицинских наук; практически упражняться в методах исследования, самостоятельно производить научные работы, разрешая различные вопросы как клинического, так и экспериментального характера. С самого начала в обучении большое значение придавалось знакомству с последними достижениями науки и проведению собственных исследований.

Помощь больным носила благотворительный характер и оказывалась независимо от пола, возраста и звания. В первые годы институт

Медицинское образование

117

А.А. Кадьян

Из издания: Императорский Клинический институт Великой Княгини Елены Павловны.

Российская школа усовершенствования врачей (1885-1917) / Под ред. Н.А. Белякова. СПб.: СПбМАПО, 1999

Э.Э. Эйхвальд

Из издания: Императорский Клинический институт Великой Княгини Елены Павловны. Российская школа усовершенствования врачей (1885–1917) / Под ред. Н.А. Белякова.

СПб.: СПбМАПО, 1999

118

Глава 4

располагал 80 местами в стационарах (из них 44 были бесплатными). На амбулаторном приеме два раза в неделю больных принимали профессора со слушателями.

Учебная база включала отделения для внутренних и хирургических болезней, отделение для заразных больных или требующих особого ухода, а также аудитории с кабинетами, химическую лабораторию и помещение для физиологических опытов, прозекторскую с микроскопическими исследованиями и аптеку. Основной контингент учащихся составляли вольноопределяющиеся, а в 90-х гг. XIX в. 50% слушателей были земскими врачами. Обучение было как платным, так и бесплатным с занятиями по воскресным дням.

Новый устав и штат были одобрены покровительницей института дочерью великой кн. Елены Павловны — великой кн. Екатериной Михайловной. Помимо попечительской группы предполагалось пригласить трех профессоров с ассистентами в клинический, патологоанатомический и физиологический отделы, аптекаря, двух фельдшеров. В 1894 г. институт перешел в ведение Министерства народного просвещения и позже получил статус «Императорского».

Важной стороной деятельности института был охват наиболее широкого круга специальностей и создание соответствующих кафедр. Подготовка врачей велась на кафедрах терапии, хирургии, патологической анатомии, физиологии, а также на курсах глазных болезней, акушерства и гинекологии, болезней горла и носа, детских болезней. Позже были открыты кафедры физических методов лечения, кожных и венерических болезней, акушерства и гинекологии, нервных болезней, курсы оперативной хирургии. В начале XIX в. появилась кафедра урологии и был введен курс рентгенологии, а кафедра физиологии заменена кафедрой гигиены и бактериологии. В 1910 г. под руководством профессора О.В. Петерсена была открыта небольшая клиника кожно-венерических болезней. Всего институт имел семь каменных зданий, но по мере расширения его деятельности помещений не хватало.

Успешное развитие института во многом определялось талантливыми и высококвалифицированными его руководителями: Э.Э. Эйхвальдом (1885–1889), М.И. Афанасьевым (1889–1893), Н.В. Склифософским (1893–1901), Г.Ф. Тиллингом (1901–1910) и В.Н. Долгановым (1910–1920).

Медицинское образование

119

Клиника внутренних болезней института начала работать под руководством Э.Э. Эйхвальда, который читал курсы лекций по внутренним болезням, дифференциальной диагностике, эмпирическим методам врачевания и др. М.И. Афанасьев на кафедре патологической анатомии преподавал с демонстрациями клиническую микроскопию с бактериологией, давал характеристику изменений свойств организма при патологии органов и систем. С 1910 г. здесь начал преподавать, пришедший из ИВМА Г.Ю. Явейн, и были организованы новые курсы по врачебной технике, диетотерапии, клинической фармакологии, практикум по болезням желудочно-кишечного тракта. Эти занятия за год посещали более 240 врачей. Хирургию вел известный специалист Н.Д. Монастырский, внедрявший антисептический метод лечения ран, местное обезболивание, успешно проводивший операции эзофагостомии, холецистоэнтеростомии, удаление опухолей и др. При нем кафедра активно работала, а его лекции, проводившиеся пять раз в неделю, посещало много слушателей. Ранняя смерть в 41 год прервала его деятельность. В последующем кафедрой руководили Г.Ф. Тиллинг, успешно проводивший операции на крупных суставах, и Н.В. Склифосовский, который вел поликлиническую хирургию, исполняя такие операции, как удаление почки и гортани при раке.

Со временем деревянные постройки кафедры патологической анатомии устарели и к 1906 г. было выстроено новое здание, что позволило значительно улучшить и расширить учебную и научную работу. Появилась возможность микрофотографирования, были оборудованы газовые горелки, налажена вентиляция. За 25 лет патологоанатомической деятельности на кафедре было проведено с участием слушателей 955 аутопсий и приготовлено 1499 микроскопических препаратов, с помощью эпидиаскопа демонстрировались прекрасные рисунки по изучаемому материалу.

На кафедре физиологии, основанной воспитанником ИВМА А.В. Пелем, занятия проводили крупные деятели отечественной медицины. Прежде всего, следует отметить лекции по психоневрологии В.М. Бехтерева. Сам Пель был исключительно образованным медиком, получившим основательную подготовку в России и в германских университетах. Ему принадлежит заслуга в создании аптеки, подготовке ряда важных руководств по приготовлению и

120

Глава 4

использованию лекарственных средств, например, «Руководство к фармацевтической и медико-хирургической практике» в пяти томах.

В1904 г. кафедра была ликвидирована и вместо нее образована кафедра гигиены с бактериологией. Ею руководил видный отечественный специалист Г.В. Хлопин, при котором читались курсы и проводились практические занятия по многим вопросам гигиены и санитарии, имевшим громадное практическое значение, в том числе курс химических и бактериологических методов санитарного исследования. Освещались и вопросы эпидемиологии опасных инфекций, проблемы школьной гигиены.

Развитие специализированных кафедр касалось различных дисциплин, хотя нередко при отсутствии соответствующей клинической базы занятия и разбор больных проводился либо в поликлинических условиях, либо в больницах города. В этот период в качестве учебной базы часто использовалась Обуховская больница, в частности, при прохождении слушателями курсов урологии и оперативной хирургии.

На курсе кожных и венерических болезней О.В. Петерсена до открытия собственной клиники с 1886 г. по 1910 г. прошли подготовку 77 207 чел. Лекции читались два раза в неделю в сифилидологическом отделении Александровской барачной больницы и затем в Калинкинской больнице. В 1911 г. кафедра получила новое помещение, где был развернут музей муляжей и фотоматериалов, представлены препараты поражений костной системы при сифилисе.

Вопросы инфекционной патологии разрабатывались крупным специалистом в этой области О.О. Мочутковским, который вел курс и нервных болезней. Он — автор труда «Опыт прививаемости тифа и других болезней» (1896). Медик с широким кругозором и опытом, О. О. Мочутковский освещал и вопросы электродиагностики и электротерапии, демонстрировал новые приборы для определения тактильной чувствительности, пневматометрию.

В1905 г., уже при Т.В. Блуменау, впервые стали проводиться курсы по методам исследования нервных болезней, гипноза, психопатологии детского возраста, была организована нейрогистологическая лаборатория.

Изучение болезней зубов проводилось под руководством профессора А.К. Лимберга в оборудованном для практических занятий специальном кабинете. Через два месяца занятий слушатели допускались