Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 курс / Неврология детская (доп.) / Чарльз_Ньокиктьен_Детская_поведенческая_неврология_Том_2.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Какое действие оказывает МФ?

прогнозирование эффективности лечения метилфенидатом (мф). Стандартные психологическое и неврологическое обследования не позволяют установить критерии для разграничения между пациентами, которые будут положительно реагировать на лечение МФ (респондеры), и теми, состояние которых не изменится (нереспондеры). Данные исследования анамнеза и неврологического статуса свидетельствуют, что надежным индикатором положительного эффекта МФ является сочетание расстройств поведения и указаний на раннее (предполагаемое) повреждение ЦНС. Ретроспективный анализ наших данных позволяет подтвердить данный вывод на основании результатов тестирования с помощью методики ant (ранее называвшейся svat) [759]: ни у одного из нереспондеров к терапии МФ не была подтверждена указанная комбинация признаков, тогда как среди респондеров она имелась у 23%; по одному из этих признаков было соответственно у 39% нереспондеров и 46% респондеров (ни одного из признаков

– соответственно у 61% и 32% обследованных). В отношении процессов восприятия и сопутствующих им нарушений отчетливые различия наблюдались не только между пациентами с гиперактивностью и контрольными испытуемыми, но также между респондерами и нереспондерами к терапии МФ (вне приема лекарства). В целом гиперактивные дети воспринимали информацию медленнее и менее точно. У них отмечались нарушения распределенного, направленного, поддерживаемого внимания, а также памяти в заданиях на поиск и принятие решений. Следует отметить, что выраженность нарушений внимания наиболее значительна среди респондеров. Как показали результаты см. на след. странице

психофармакологическое лечение

2.6. В лечении ГРДВ применяются методы психотерапии, релаксационные техники, методы коррекционной педагогики, тренировка самоконтроля с помощью внутренней речи и максимального внешнего структурирования деятельности детей с ГРДВ, а также лечение психофармакотерапевтическими средствами [см. раздел 2.3.3 о функциях нейромедиаторов и механизмах действия лекарств]. К настоящему времени еще не разработана нейромедиаторная модель для всех вариантов дефицита внимания [см. в разделе 2.3.3 механизмы патогенеза].

С тех пор как Bradly [109] впервые применил в лечении симпатомиметические амины, эффекты этой группы препаратов были подробно изучены и описаны в литературе [54, 399, 860, 1003, 1059].

Первоначально использовались амфетамины, а сегодня метилфенидат (МФ) – производное пиперидина – считается наиболее эффективным средством лечения ГРДВ, сопровождающегося недостаточной активацией регуляторных систем мозга. Такие препараты, как Консерта (Concerta®) и Эквиазим (Equasym®), представляют собой формы МФ с пролонгированным действием.

2.6.1. МФ оказывает положительное влияние на показатели поддерживаемого и избирательного внимания [897, 986]. Зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторная координация также улучшаются [698]. В двигательной сфере часто улучшается точность моторики, а возможно, и ее скорость, что становится заметно по качеству письма, если оно было низким до начала лечения. Данный критерий может иметь объективный характер {см. комментарий}. МФ положительно влияет на время выполнения движений [906]. Между тем, как отмечают некоторые авторы [187, 372, 400], со стороны способностей детей к обучению не наблюдается существенных изменений. На наш взгляд, их слабые результаты в учебе в основном связаны с нарушениями памяти и когнитивных функций. По мнению ряда авторов, учебные материалы, освоенные во время лечения стимуляторами, не могли бы закрепиться в памяти в иных обстоятельствах, например в отсутствие терапии, в связи с чем они являются результатом обучения, определяемого конкретными условиями. Другие исследователи, наоборот, не обнаружили данной ситуационной зависимости обучения у гиперактивных детей, получающих МФ.

Проблемы поведения не исчезают, но благодаря МФ дети становятся более послушными и управляемыми. Значительные поведенческие расстройства также не имеют тенденции к регрессу. Считается, что агрессивность под влиянием МФ снижается [21], что является его преимуществом по сравнению с клонидином [478]. В ходе объективной динамической оценки поведения гиперактивных детей установлено, что оно постепенно улучшается наряду со способностью извлекать полезный опыт из результатов собственных действий [469, 469с].

МФ влияет как на дофаминергическую систему (блокируя обратный захват дофамина в синаптической щели), так и на серотони-

2. Расстройства внимания: клинические формы и лечение

89

см. на предыдущей странице исследований, респондеры к лечению МФ отличаются от нереспондеров тем, что они: 1) демонстрируют более медленный темп поиска с помощью памяти и крайне неэффективную стратегию принятия решений; 2) имеют более выраженные трудности, связанные с игнорированием посторонней информации, что свидетельствует об отсутствии тормозящего контроля; 3) обнаруживают несоответствующую (плохо адаптированную) реакцию на текущие сигналы о собственных ошибочных действиях (то есть на обратную связь) – при этом они не откладывают, не тормозят свою реакцию, что позволяет расценивать данное поведение как результат импульсивности. По нашему мнению, хотя респондеры и нереспондеры могут иметь сходные симптомы при клиническом обследовании, с нейропсихологических позиций при оценке нарушенных функций мозга эти группы пациентов должны отличаться друг от друга. В частности, это следует иметь в виду при анализе процессов переработки информации (восприятия), требующих участия внимания и активного контроля.

Назначение МФ и оценка его эффективности

побочные эффекты метилфенидата

При использовании обычной дневной дозы, редко превышающей 25 мг, мы никогда не наблюдали симптомов привыкания, психотических расстройств или задержки роста [919, 929] у детей в процессе длительной терапии. Тики отмечаются

крайне редко. Побочные эффекты иногда проявляются в виде незначительного снижения аппетита, неприятных ощущений в животе или бледности лица. Если препарат назначается в утренние часы, то тенденции к появлению нарушений сна не возникает.

Следует проявлять осторожность в отношении назначения высоких доз МФ, которые приводят к тому, что ребенок становится слишком спокойным, его внимание приобретает характер сверхфокусированного, эмоции уплощаются, резко падает желание поиска новизны, возникают трудности переключения, иногда развивается депрессия, при этом способности к обучению не возрастают. Некоторые родители в подобных случаях говорят: «Мой ребенок стал похож на зомби». Существует значительная индивидуальная вариабельность диапазона доз, которые оказываются наиболее эффективными. Некоторым (но не всем) детям требуется увеличение дозы по мере того, как они становятся старше.

нергическую. Действие МФ характеризуется быстрым наступлением и короткой продолжительностью, что облегчает оценку его эффективности в течение нескольких часов после приема и получение объективных сведений о поведении ребенка в школе за несколько недель.

Не все дети с ГРДВ реагируют на лечение МФ и, к сожалению, эффективность терапии сложно прогнозировать {см. комментарий}. У пациентов, получающих лечение в стационаре, нами отмечены более низкие показатели эффективности терапии, чем при лечении в амбулаторных условиях. Возможно, это связано с тем, что расстройства поведения и нестабильная домашняя обстановка заслоняют собой истинную картину ГРДВ, симптомы которого в некоторых случаях совсем не являются значительно выраженными

2.6.2. Врач, назначающий психоактивные препараты, должен иметь достаточные знания в области психофармакологии [520], владеть информацией о противопоказаниях и побочных эффектах, а также регулярно наблюдать ребенка. Такие препараты, как бензодиазепины и нейролептики, из-за присущего им неблагоприятного влияния на память не относятся к числу основных средств, используемых в терапии ГРДВ с низким уровнем активации регуляторных систем мозга. В своей практике мы назначаем МФ в дневной дозе 0,3–0,6 мг/кг, принимаемой однократно после завтрака или в два приема после завтрака и обеда. Побочные эффекты имеют ограниченный характер {см. комментарий}. Стимулирующее действие на когнитивные функции сохраняется в первой половине рабочего дня и ослабевает во второй. Мы не применяем препарат у детей младше пяти лет. Хотя некоторые специалисты рекомендуют продолжать прием МФ даже во взрослом возрасте, мы редко назначаем его учащимся старших классов. Эффективность оценивается после приема низкой дозы в течение первой недели, более высокой дозы на второй неделе с последующим прекращением приема. Так как мы стремимся к объективной оценке, школьные учителя не ставятся в известность о том, что ребенок начал получать лечение. Если дома и в школе отмечаются безусловно положительные результаты, то лечение продолжается. МФ может назначаться только в дни занятий в школе за исключением тех случаев, когда поведение ребенка не является неприемлемым по выходным и праздникам. Объективным критерием эффективности МФ может служить улучшение качества письма у ребенка, особенно при наличии у него дисграфии {см. пример в комментарии}. Кроме того, для учителя отпадает необходимость постоянно напоминать ребенку о том, что он должен быть внимательным во время работы на уроках. Дети начинают дольше сохранять внимание при выполнении определенных заданий, проявляют больше инициативы и гораздо аккуратнее пишут [860, 1033].

90

По нашему мнению, в клинической практике опросники не дают дополнительной информации к тщательно собранному у родителей

ипедагогов медицинскому анамнезу. Тем не менее опросники действительно помогают составить общее впечатление о пациенте

ипривлечь родителей к диагностическому и исследовательскому процессам.

Адренергические-серотонинергические средства – трициклические

антидепрессанты – могут применяться в качестве препаратов для лечения ГРДВ, альтернативных МФ. Они блокируют обратный захват НА и 5ГТ в синаптической цели, тем самым оказывая стимулирующее действие на постсинаптический рецептор. Имипрамина гидрохлорид следует назначать в вечерние часы, если у ребенка в качестве коморбидного состояния отмечается ночной энурез. Этот препарат не дает эффекта при лечении аутизма. Показано положительное терапевтическое действие дезипрамина при ГРДВ, которое, тем не менее, уступает эффективности МФ. Дезипрамин (как и нортриптилин) является селективным норадренергическим средством, что с теоретических позиций делает нецелесообразным

Письменные работы до и после лечения МФ его использование при лечении ГРДВ и поиска ощущений; кроме того, он обладает опасными побочными эффектами и не рекомендуется также по этой причине. Флувоксамин и кломипрамин – специфические ингибиторы обратного захвата 5ГТ, которые особенно показаны при сочетании гиперактивности с тревожными и компульсивными расстройствами. По-видимому, они наиболее эффективны при лечении детей с агрессивностью и нецелесообразны при сверхфокусированном расстройстве внимания. Следует отметить, что перечисленные препараты не подходят для длительной терапии, их эффективность со временем снижается, они могут давать серьезные нежелательные эффекты. Они рекомендуются детям со значительными аффективными нарушениями – депрессией и тревожностью.

º Средства, блокирующие дофаминовые рецепторы, – нейролептики. Пимозид и тиаприд – широко известные средства лечения тиков и синдрома Туретта, обладают также мягким антипсихотическим действием. В клинической практике мы назначаем пимозид в дозах 1–2 мг, тиаприд в дозах 100–300 мг детям дошкольного возраста и в более высоких дозах школьникам. Гиперактивные дети со сверхфокусированным вниманием положительно реагируют на лечение пимозидом, гиперактивность уменьшается и при синдроме Туретта. Однако при ГРДВ следует избегать применения нейролептиков и бензодиазепинов в связи с их негативным влиянием на показатели памяти. Альтернативным средством терапии тиков служит клоназепам, который снижает тревожность и повышенный тонус. Некоторые дети с синдромом Туретта положительно реагируют на диету с низким содержанием тирозина (неопубликованные наблюдения автора).

Антагонисты серотонина (5ГТ) помогают детям со сверхфокусированным расстройством внимания (СФРВ) с негибким, доминантным поведением, вспышками дисфорий и агрессивности (так называемой реактивной агрессивностью), но не оказывают специфического благоприятного эффекта на отвлекаемость и гиперактивность.

2. Расстройства внимания: клинические формы и лечение

91

Мягкий антагонист 5ГТ алимемазина тартрат имеет существенное побочное действие – сонливость. Он может быть наиболее эффективным при лечении маленьких детей с сопутствующими нарушениями сна, его доза составляет 1 мг/кг массы тела в сутки. Более сильным средством с незначительной способностью вызывать дневную сонливость является антипсихотический препарат пипамперон, блокатор S2-рецепторов 5ГТ. Он эффективен в дозах 10–20 мг у дошкольников и 40–60 мг у школьников. Положительное терапевтическое действие описано для рисперидона – антипсихотического препарата с выраженным блокирующим действием на рецепторы к серотонину 5ГТ2, дофамину d2

и меньшим ингибирующим действием на α2 рецепторы.

º Агонисты серотонина (5ГT) помогают детям с тревожным

и компульсивным поведением, а если они влияют на рецепторы 5ГТ1a и 5ГТ1b, то положительно действуют также в случаях выраженной агрессивности. Буспирон обладает агонистическим эффектом на рецепторы 5ГТ1a, что определяет его эффективность в лечении детей с умеренным сверхфокусированным расстройством внимания и различными проявлениями тревожности. Он оказывает умеренное действие на компульсивное поведение и агрессивность. В тех случаях, когда обсессивно-компульсивное поведение преобладает над тревожностью, рекомендуется применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, таких как флувоксамин или кломипрамин, относящихся к группе антидепрессантов.

ºАгонист норадреналина (НА) клонидин (-гидрохлорид) обладает стимулирующим действием на пресинаптические α2-адренорецеп- торы – рецепторы, ингибирующие НА, – и применяется в терапии артериальной гипертензии и мигрени. Он имеет седативное действие и используется в лечении ГРДВ и синдрома Туретта. Это достаточно безопасный препарат, который целесообразно назначать при возникновении серьезных побочных эффектов МФ. Представляется обоснованным его применение у детей с ГРДВ, занимающихся поиском ощущений. Дозы составляют от 0,025 до 0,050 мг. Его нельзя применять одновременно с МФ.

ºИнгибитор переносчика НА атомоксетина гидрохлорид (Страттера®) представляет собой новый перспективный препарат. Его терапевтическая эффективность при ГРДВ подтверждена в большом числе клинических исследований [130, 695].

ºПирацетам улучшает уровень активации и показатели внимания у детей с ГРДВ, по данным Заваденко и соавт. [1187].

ºДиетотерапия. По нашему опыту, пищевые красители – реальная, но редкая причина ГРДВ. Диета Фейнголда редко давала положительные результаты у наших пациентов с ГРДВ. Положительные результаты могут быть достигнуты при ограничении потребления продуктов, содержащих тирамин, у гиперактивных детей, склонных к поиску ощущений. К таким продуктам относятся шоколад, бананы, арахис и их производные. Родители неоднократно сообщали о том, что употребление этих продуктов провоцировало у детей гиперактивность – вероятно, в связи с высоким содержанием в них тирамина [см. патогенез, раздел 2.3.2].

92

º Кофе оказывает дофаминергический эффект. Harvey и Mersh [461] продемонстрировали значительное улучшение внимания и других психологических показателей на фоне употребления двух чашек кофе за день. Эти авторы обнаружили улучшение у 8 из 12 гиперактивных детей; по их мнению, это была подгруппа пациентов, чувствительная к кофеину. Они допускают, что в кофе содержатся и другие вещества, оказывающие благоприятное действие при ГРДВ. По их данным, достаточным является прием 250–300 мг кофеина в день. По-видимому, не исключены альтернативы в виде какао или чая. Подобные подходы к терапии не относятся к часто применяемым и не изучены в достаточной мере.

Таблица 2-II. Расстройства поведения, нейромедиаторные нарушения и методы лечения

расстройства поведения

нейромедиаторные

методы лечения

 

нарушения

 

ГРДВ: расстройство дефицита внимания

 

 

с гиперактивностью

 

 

со слабофокусированным вниманием

ДА↓ и НА↓

агонисты 5ГТ и ДА

и поиском ощущений

 

метилфенидат

 

НА↑(- 5ГТ↓)

антагонист НА = α2-адренергический препарат

 

 

(клонидин)

 

 

ингибитор переносчика НА

 

 

атомоксетин

 

тирамин↑

диета без тирамина

 

 

агонисты 5 HT?

 

МАО в тромбоцитах↓

блокаторы МАО

с тревожностью/компульсивным

 

агонисты НА и 5ГТ

поведением

 

трициклические антидепрессанты

 

 

флувоксамин (5ГТ)

 

 

кломипрамин (5ГТ)

со сверхфокусированным вниманием

 

антагонист 5ГТ (см. ниже)

СФРВ: сверхфокусированное

 

 

расстройство внимания

 

 

с психической ригидностью

ДА↑ 5ГТ↑

антагонисты 5ГТ

 

 

алимемазина тартрат

 

 

пипамперон

 

 

антагонисты 5ГТ и ДА

 

 

рисперидон и пимозид

с повышенной тревожностью

 

агонист 5ГТ1 a буспирон

с тиками

 

антагонист НА = α2-адренергический препарат

 

 

клонидин

синдром Туретта, тики

DA ↑

антагонисты ДА

иногда с симптомами ГРДВ

 

пимозид, тиапридал

иногда с компульсивными симптомами

 

(антагонист НА клонидин)

В данной таблице представлены основные синдромы расстройств поведения, сопровождающиеся дефицитом внимания, которые обусловлены нейромедиаторными нарушениями (здесь не рассматриваются обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия, аутизм и психотические расстройства). Указанное в круглых скобках означает, что активность медиатора окончательно не установлена или препарат относится к средствам второй очереди. ДА = дофамин; НА = норадреналин; 5ГТ = 5-гидрокситриптамин или серотонин; МАО = моноаминоксидаза; ↓ = низкая активность; ↑ = высокая активность.

2. Расстройства внимания: клинические формы и лечение

93