Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Акушерство и гинекология / Шеманаева_Т_В_Эхографическая_и_клинико_морфологическая_оценка_плацентарной-1

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
6.49 Mб
Скачать

(а)

Рисунок 68(а). Эндотелиальная клетка пуповинной вены. Метод электронной микроскопии. Увеличение х10000.

(б) Рисунок 68(б). Эндотелиальная клетка пуповинной вены. Метод электронной

микроскопии. Увеличение х 25000.

171

На представленном рисунке 68(б) на большем увеличении хорошо видна патологическая очаговая сегрегация хроматина с разной степенью конденсации, которая не является пристеночной, и образованием пустот. В данной клетке отмечается выраженная инвагинированность ядерной мембраны.

(в) Рисунок 68(в). Эндотелиальная клетка пуповинной вены. Метод электронной

микроскопии. Увеличение х12000.

На рисунке 68(в) визуализируются эндотелиальная клетка, перинуклеарные пустоты, вакуоли в цитоплазме, расширенные межклеточные промежутки.

172

(г)

Рисунок 68(г). Эндотелиальная клетка пуповинной вены. Метод электронной микроскопии. Увеличение х50000.

На рисунке 68(г) визуализируются очаги перинуклеарных пустот, по периферии которых выявляются бесструктурные скопления рибосом. Встречаются крупные очаги дезагрегации астинового цитоскелета, ядерная мембрана (кариолемма).

Таким образом, для основной группы характерно развитие эндотелиопатии, подтверждающее свое морфологическое изменение в сосудах пуповины с помощью метода электронной микроскопии. Повреждение эндотелия в артерии и вене пуповины в основной группе зависит от выраженности эндотелиальной дисфункции. Субтотальная

173

десквамация эндотелия в артерии и вене пуповины, разобщенность межклеточных контактов, деградация внутриклеточных структур эндотелиоцитов, накопление лизосом имеет максимальное проявление у плодов с нарушением кровотока и при декомпенсированной и критической ее формах.

3.7.Иммуногистохимическое исследование плаценты.

Ввоспалительных процессах, приводящих к активации эндотелия, задействованы хемокины, приводящие к дифференцировке Т-лимфоцитов в хемокиновые рецепторы (ССR-5). ССR-5 хемокиновые рецепторы экспрессируются на неактивированных Т-клетках. Для ВИЧ-инфицирования необходима активация Т-клеток, именно ССR-5 хемокиновые рецепторы инициируют специфический сигнал к связыванию вируса с клеткой, вызывая тем самым клеточную активацию. В нашем исследовании, в результате проведенного иммуногистохимического анализа, выявлено достоверное повышение уровня экспрессии ССR-5 рецепторов в клетках стромы ворсин в плацентах основной группы по сравнению с контрольной группой (p<0,05).

Изменение уровней CCR5-рецепторов в плаценте под влиянием различных инфекционных агентов выявлены в 1-ой, во 2-ой и 3-ей основных группах. В контрольной группе уровни экспрессии CCR-5 рецепторов составили 15,1±1,54. В основной группе уровень экспрессии CCR-5 рецепторов был достоверно выше (р<0,05), чем в контрольной группе и составил в 1-ой основной – 25,6±2,3; во 2-ой основной группе – 27,2±3,8; и в 3 основной группе – 29,2±4,3 (без достоверной разницы в указанных основных группах). Указанные изменения уровней экспрессии сопровождали плацентарную недостаточность и угрозу преждевременных родов (рисунки 69 а, б).

174

(а) Рисунок 69(а). Выраженная экспрессия CCR5-рецепторов в третьей основной группе.

(б)

Рисунок 69(б). Низкая экспрессия CCR5-рецепторов в контрольной группе.

175

У женщин с плацентарной недостаточностью, угрозой преждевременных родов на фоне эндотелиальной дисфункции, при активации Т-лимфоцитов CD4 на их поверхности происходит повышение экспрессии рецепторов CCR-5. На поверхности эффекторных Т-лимфоцитов CCR-5 играют роль костимуляторов, в то время как на поверхности регуляторных Т-лимфоцитов они стимулируют миграцию этих клеток с подавлением функции эффекторных Т-лимфоцитов. Различные инфекционные агенты (ВПГ 2-го типа, Chlamydia trachomatis) имеют тропность к CCR-5 рецепторам, запуская иммунный ответ по Тh1-типу, стимулируют клеточный иммунный ответ.

Учитывая, что система, состоящая из хемокинов CCL3, CCL4, CCL5 и рецептора CCR-5, способна вызывать деструкцию Т-лимфоцитов сама по себе (без вмешательства вируса), приводя к их активации и стимуляции апоптоза (посредством независимого механизма), можно объяснить наличие выраженной экспрессии CCR-5 рецепторов во всей основной группе.

Таким образом, развивающаяся на фоне плацентарной недостаточности эндотелиальная дисфункция сопровождается увеличением выработки провоспалительных цитокинов (IL-2 и ИФН-γ), которые усиливают экспрессию CCR-5 рецепторов, запускают через Тh1-путь иммунный ответ с развитием выраженных деструктивных процессов в плаценте (рисунки 69 в, г).

При контакте ВИЧ с рецепторным аппаратом зрелых, неинфицированных данным вирусом клеток CD4, в них запускается механизм апоптоза, который активируется и в гемопоэтических предшественниках клеток CD4 – клетках CD34, что резко снижает образование новых Т-хелперов. В нашем исследовании с помощью иммуногистохимического метода выявлено наличие экспрессии CD34 – маркера эндотелиальных клеток в цитоплазме эндотелия сосудов терминальных ворсин в основной группе.

176

(в)

Рисунок 69(в). Повышенная экспрессия CCR-5 рецепторов в первой основной группе.

(г)

Рисунок 69(г). Повышенная экспрессия CCR-5 рецепторов во второй основной группе.

177

(а) Рисунок 70(а). Экспрессия CD34 маркера эндотелиальных клеток в цитоплазме ЭС терминальных ворсин в основной группе.

(б)

Рисунок 70(б). Экспрессия CD34 маркера ЭК в цитоплазме ЭС терминальных ворсин в контрольной группе.

178

Экспрессия CD34 в эндотелии капилляров ворсин ткани плацент позволяет определить степень васкуляризации ворсины (удельную площадь сосудов ворсины). В результате проведенного морфометрического исследования гистологических препаратов плаценты установлено снижение показателей васкуляризации ее терминальных ворсин, что отражает формирование плацентарной гипоксии. Так, степень васкуляризации ворсин (К1) в контрольной группе составила 38,3±2,5 (%) (рисунок 70б) в основной группе 29,7±5,4 (%), (p<0,05). При этом наименьшие значения получены в плацентах с антенатальной гибелью плода – 7±2,3(%) и тяжелой плацентарной недостаточностью (декомпенсированная и критическая форма)

– 23,4±5,2(%).

Одной из причин гипоксии, видимо, является нарушение соотношения пролиферации и гибели цитотрофобласта, в частности, усиление процессов апоптоза и некроза в синцитиотрофобласте. На препаратах выявлено увеличение числа синцитиальных узелков с изменением толщины синцитиокапиллярных мембран, через которые осуществляется газообмен между кровью матери и плода. В части ворсин наблюдались признаки отека, а также увеличение эпителиально-капиллярной дистанции, в частности, за счет утолщения синцитио-капиллярных мембран и большего числа синцитиальных почек (рисунок 70а).

При оценке экспрессии CD34 в эндотелии капилляров ворсин выявлено уменьшение количества и размеров, проходящих в ворсинах капилляров в основной группе, особенно у женщин с антенатальной гибелью плода и у женщин с декомпенсированной или критической формой плацентарной недостаточности (рисунок 70в).

179

Рисунок 70(в). Уменьшение количества капилляров ворсин и площади их сечения в плацентах при антенатальной гибели плода.

При морфометрии гистологических препаратов плаценты контрольной группы установлено, что средние значения площади поперечного сечения и периметра одной терминальной ворсины равны 2792,1±228,1 мкм² и 198,2±15,1 мкм соответственно. В основной группе отмечено 2259,5±176,3 мкм² и 168,1±11,4 мкм соответственно. Средние размеры терминальных ворсин в основной группе меньше нормальных показателей на 19%.

Ключевыми механизмами, контролирующими развитие плаценты являются апоптоз и пролиферация. С целью оценки значения плацентарного

апоптоза и пролиферации в развитии плацентарной гипоксии

180