Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Четверо на орбите [сборник материалов о Героях Советского Союза летчиках-космонавтах В. А. Шаталове, Б. В. Волынове, А. С. Елисееве, Е. В. Хрунове]

.pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
9.87 Mб
Скачать

'— Евгений,— смеется Шаталов.

Новое звание,'— шутит кто-то с места,— космо­ навт-почтальон.

Как вы расцениваете ваш полет с точки зрения перспективы на будущее?

Будущее — за большими орбитальными станциями, которые будут длительно находиться в космосе, отвечает В. Шаталов. Ведь нет смысла такую большую орбиталь­ ную станцию с тяжелым и дорогим оборудованием под­ нимать в космос и вскоре спускать на Землю. Пребыва­ ние на такой станции, конечно, связано с известными трудностями, надо будет менять экипаж. Это будут при­ мерно такие же операции, как мы проделали сейчас. Воз­ можно, что какой-то из кораблей будет терпеть бед­ ствие — скажем, откажет управление или еще что-нибудь случится. Вот вам и ситуация, которая потребует спаса­ тельных работ. Отправляясь в рейс, космонавты всегда будут уверены, что если что-нибудь случится, к ним при­ дут на помощь.

— Владимир Александрович, какое у вас было силь­ нее из чувств, когда завершался полет: радость по поводу того, что вы идете на Землю, или грусть, вызванная про­ щанием с кораблем?

Честно говоря, было немножко грустно: столько времени работали, готовились — и так быстро все кон­ чается. Чувствую, что не успел всего сделать, что хоте­ лось. Короче говоря, хочется еще раз слетать в космос.

А вы? — идет вопрос к Хрунову.

У меня было двойное чувство: первое — это ра­ дость, потому что я выполнил поставленную перед нами

задачу, что оправдали доверие, которое нам оказали, на­ значив в экипажи кораблей; а второе ощущение — груст­ ное. Оно возникло перед самым включением тормозной двигательной установки. Мы поняли, что кончается по­ лет, к которому мы так долго готовились. И не только

135

мы, но и большие коллективы, которые готовили и нас, и корабли к этому полету.

А вы? — спрашивают Елисеева.

У меня не было ни того, ни другого чувства. Вся программа была расписана с точностью до секунды. По­ лучилось так, что я все время был занят. Особенно на последних этапах полета. Мы еле успели перекусить с Володей, вместо тридцати затратили на это пять ми­

нут,— и тут надо было собираться, готовиться к спуску. Я должен был выполнить ряд операций, и мои мысли бы­ ли заняты только тем, чтобы сделать их как следует. Все мы, опускаясь, продолжали свою работу. В программе нам разные специалисты поставили свои вопросы, и, когда мы спускались, мы отвечали на них. Только после того как открылись парашюты, мы бросили работу. Же­ ня закричал: «Караганда слева!». Я посмотрел вниз, ви­ жу, что какая-то речка течет. Ну и понял: полет окончен.

Ну, а ваши впечатления о Земле, хотя бы главные?

Ну, о Земле можно сказать столько, что всей на­ шей встречи не хватит для этого. Главное же — наша Земля очень красивая.

— И все-таки круглая,— добавляет Шаталов.

Б. КОНОВАЛОВ, Г. ОСТРОУМОВ.

КАРАГАНДА, 17 января.

ФИНАЛ ЗВЕЗДНОЙ СИМФОНИИ

Казахстан — район космический. Шофер, приехавший из глубинки, с которым случайно утром разговорились у гостиницы, рассказывал нам:

У нас сегодня весь Казахстан на небо смотрит.

Что так?

136

— Народ уже привык, все космонавты — к нам! Правда, холодновато только у нас.

Действительно, хотя сегодня вроде «потеплело» — ми­ нус 32, но щеки режет морозным ветром. В такие холода космонавты еще не приземлялись. Но, как показал финиш «Союза-4», мороз не помеха. Никаких происшествий не было, если не считать двух-трех обмороженных пальцев у журналистов.

После встречи с экипажем «Союза-4» журналистская группа простилась с Карагандой. Два самолета АН-24 и ИЛ-14 помчали нас в Кустанай — поближе к району, где должен, по расчету, приземлиться Борис Волынов. Ме­ ста, над которыми летим, кажутся совсем безжизненны­ ми. Монотонную белизну нарушают лишь пятна застыв­ ших озер. Время от времени под крылом видны геометрически правильные черные линии дорог. Редко разглядишь заснеженный поселок. Чем ближе к Кустанаю, тем чаще в степи попадаются прямоугольные участ­ ки, где снег кажется не голубым, а розоватым. Это солн­ це играет на снежных грядах, собранных, чтобы задержать весной влагу. Таких пятен все больше и боль­ ше. Степь похожа на гигантскую праздничную скатерть. Сегодня в степи и в самом деле будет праздник: встреча космонавта.

...Корабль «Союз-5» уже опускается на парашютах

К нему спешат вертолеты службы поиска. Первыми, как

ивчера, свои объятия открыли Волынову врачи, затем — спортивные комиссары.

От ближайшего села, расположенного километрах в десяти, увидев садящийся корабль, местные жители бро­ сились встречать космонавта. Все бегут по снежной целине с тулупами. Если бы они успели, Вольтова, на­ верное, погребли бы под этими тулупами, но вертолет ушел раньше.

137

Итак, четырехсуточная звездная симфония, всколых­ нувшая весь мир, заканчивается. Здесь, на земле Казах­ стана, звучат последние аккорды этой величественной и могучей космической музыки. Последний из блистатель­ ной четверки космонавтов, вернувшихся на свою родную землю, после короткой беседы с журналистами улетает на космодром. Один из нас тоже летит туда.

Заключительная встреча на космодроме журналистов и космонавтов происходила в том же зале, где Государ­ ственная комиссия утверждала их в полет.

Вот сидят они четверо, а рядом — ученые и специали­ сты, возглавлявшие коллективы, готовившие полет, сты­ ковку, переход, приземление. Встреча, как праздник, праздник людей, завершивших большое и трудное дело.

Первый вопрос журналисты задают председателю Государственной комиссии:

Скажите о самом главном, о значении полета кос­ мических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» для науки, для прогресса космонавтики.

Прежде всего программа полета кораблей «Союз-4» и «Союз-5» была значительно усложнена по сравнению с программой полета корабля «Союз-3». Вопервых, тем, что маневры кораблей на орбите здесь за­ вершились причаливанием и стыковкой. Во-вторых, тем, что двое из членов экипажа корабля «Союз-5» должны были надеть скафандры и перейти в корабль «Союз-4». Государственная комиссия считает, что экипажи, кото­ рые принимали участие в этом эксперименте, выполнили свой долг отлично. Программа ими выполнена пол­ ностью, замечаний по их работе у нас нет. Что касается самих кораблей и материальной части, то Государствен­ ная комиссия присоединится к той высокой оценке, кото­ рую дали как отдельным системам, так и кораблям в це­ лом экипажи «Союза-4» и «Союза-5».

138

О значении этих полетов уже в печати говорилось. Я только еще раз повторю, что это крупное событие, име­ ющее большое научно-техническое значение. Стыковка была по сути сборкой обитаемой станции, где жили и ра­ ботали четыре наших советских космонавта. Процесс при­ чаливания и стыковки кораблей был проведен вручную. Это важный шаг в обеспечении безопасности полетов. В случае необходимости космонавт сможет оказать по­ мощь экипажу корабля, терпящего аварию, и доставить его благополучно на Землю.

Мы просим Главного конструктора сказать о том, что для него главное в этом полете и какие выводы он сдела­ ет в своей работе.

— Полет космических кораблей «Союз-4» и «Со­ юз-5»,— отвечает Главный конструктор,— открывает очень большие возможности для расширения исследова­ ний космического пространства. Он прокладывает путь

ксозданию крупных орбитальных станций, которые будут служить на пользу человечеству. Мы вполне удовлетво­ рены выполнением всей программы полета. Большое спа­ сибо замечательным экипажам кораблей, которые бле­ стяще выполнили свое задание.

Как осуществлялось управление кораблями с Зем­ ли? — Вопрос адресован руководителю наземного центра управления.

Весь состав испытателей тщательно подготовился

кобеспечению сложной программы полета кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Требовалась исключительно на­

дежная работа всех сложных систем измерений, связи и телевидения для того, чтобы обеспечить точный маневр кораблей в полете. Результаты этого сложного экспери­ мента известны. Они свидетельствуют об успешной рабо­ те всего большого коллектива наземного обеспечения полета.

139

— Довольны вы работой космической почты? — Вопрос к космонавту В. Шаталову.

— Безусловно. Счастлив был получить эту почту — и неожиданно для меня — где-то в просторах Вселенной, хотя не так далеких от Земли, но все-таки непривычных. Главное, я испытал огромную радость — пришли мои друзья, я на борту уже не один, нас уже целый коллек­ тив — трое. Вдруг ко всему этому я получаю еще письма из дома, письма от командования космодрома, от коман­ ды испытателей, провожавшей меня в полет. Получаю свежие газеты, в которых вижу сообщения о моем старте, о выведении моего корабля на орбиту искусственного спутника Земли.

Какие газеты вы получили?

Газеты «Правда», «Известия», «Правда Востока»,

еобщем я получил целую кипу корреспонденции, которую

принесли наши первые космические почтальоны Евгений Хрунов и Алексей Елисеев.

Мы втроем сделали надписи на газетах на память. Правда, газеты при доставке корреспонденции немного пострадали — у моих почтальонов не было сумки.

В общем, конечно, я испытал огромнейшую радость. Позже я показывал все эти газеты, всю корреспонденцию во время сеанса телевидения.

Вопрос к Борису Волынову.

Как управлялась орбитальная станция?

Поезд состыкованных кораблей управлялся отлич­ но,— рассказывает космонавт.— Корабли были послуш­ ны, как одно целое. Управление шло с минимальными за­ тратами рабочего тела. За небольшой промежуток вре­ мени состыкованные корабли были сориентированы в нужном направлении, и это направление поддержива­ лось во время всего эксперимента перехода.

Скажите, пожалуйста, какое ощущение или какие

140

чувства испытали вы, когда увидели приближающийся к вам корабль «Союз-4»?

— Скорее всего вопрос этот не ко мне,— говорит Волынов.— Первым увидел «Союз-4» Евгений Хрунов. Он был в это время у левого иллюминатора. Вначале Евге­ ний не поверил глазам своим, а потом, убедившись, что увидел корабль «Союз-4», сообщил об этом нам. Я ду­ маю, что он ответит более полно на этот вопрос.

— Я знал,— продолжает Е. Хрунов,— что корабль «Союз-4» где-то вблизи корабля «Союз-5», в котором я тогда находился. Неожиданно на фоне облачности я уви­ дел летящий предмет. Вначале просто не поверил своим глазам. Крикнул, что вижу «Союз-4», но еще до конца не был в этом уверен. Вернее, сказал: вижу «Амур». Когда поглядел более внимательно, то окончательно убедил­ ся — это летит «Амур». Было очень радостно, что мы ле­ тим строем в космосе, как в прошлом, когда я летал на самолетах.

В чем заключались обязанности бортинженера ко­ рабля и в целом орбитальной станции? — ставят журна­ листы вопрос Алексею Елисееву.

Они примерно те же, что и у бортинженера само­ лета: контроль работы бортовой аппаратуры. Это, навер­ ное, новый вид космического испытания. Дальше испы­ тания в космосе будут развиваться, потому что кораблей будет все больше, корабли будут все более сложными, экипажи их будут увеличиваться, и бортинженеры, на­ верное, всегда будут на кораблях.

Тем не менее с вас не снималась задача и вести научные эксперименты?

Да, конечно. В полетном задании мне предписы­ валось выполнение целого ряда научных экспериментов. Но основной задачей был контроль работы бортовой аппаратуры, систем управления корабля.

Затем мы просим одного из руководителей космодро-

141

ма сказать о том, как он и его товарищи расценивают этот полет.

— Испытатели космодрома, которые проводили под­ готовку и запуск космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», очень рады успешному завершению полетов и блестящему выполнению экспериментов в космическом пространстве. Испытатели от всей души поздравляют своих больших друзей-космонавтов с отличным выполне­ нием задания, а также всех тех, кто участвовал в созда­ нии и обеспечении успешных полетов космических кораб­ лей. На этот раз при подготовке ракетных космических комплексов к пуску были дополнительные трудности, связанные с холодной зимой на космодроме, очень боль­ шими морозами, суровыми ветрами. Каждый испытатель прилагал максимум усилий, чтобы как можно более тща­ тельно и хорошо выполнить свою работу. Успех по­ летов показывает, что мы справились со всеми трудно­ стями. Испытатели сердечно благодарят Центральный Комитет партии, Советское правительство за теплые сло­ ва поздравления.

Вопрос представителю космической медицины: до­ вольны ли вы состоянием ваших подопечных?

— На всем протяжении полета за всеми космонав­ тами были установлены медицинские наблюдения. Эти наблюдения показывают, что отклонения, которые мы наблюдали в организме, находились в пределах норм. Космонавты чувствовали себя отлично и отлично спра­ вились со своими заданиями. Хотелось бы подчеркнуть, что для космонавтов были созданы в кабинах кораблей комфортабельные условия. И последнее, что хотелось бы отметить: четко работала служба, которая проверяла радиационную обстановку во время полета. Эти данные показывают, что космонавты за период полета получили ничтожно малые дозы радиации, которые в сотни раз меньше допустимых.

142

Вопрос к одному из руководителей подготовки космо­ навтов:

Хотелось бы, чтобы вы тоже подвели итоги полета.

После полета космонавта Берегового на «Союзе-3» мы все хорошо знали о возможностях этих кораблей. Но полетом кораблей «Союз-4» и «Союз-5» с участием четы­ рех космонавтов на борту эти широкие возможности ко­ раблей были раскрыты полнее. Космонавты выполнили очень ответственный полет. Он очень нужен для дальней­ шего продвижения в наших космических исследованиях.

Имы уверены, что в будущих полетах возможности, за­ ложенные в кораблях «Союз», будут раскрыты еще более широко. Мы сможем выполнять на них более длительные полеты и выполнять задания большей сложности. Космо­ навты доложили Государственной комиссии, что в космо­

се во время полета все шло, по существу, как на трениров­ ках. Это говорит о том, что система подготовки космо­ навтов у нас продумана достаточно хорошо.

Журналисты благодарят и еще раз от души поздрав­ ляют наших звездных героев, создателей космических кораблей и всех тех, кто готовил эти полеты. Впереди Москва, впереди чествование отважных героев космоса.

Б. КОНОВАЛОВ,

Г. ОСТРОУМОВ, спец. корр. «Известий».

КУСТАНАЙ, 18 января.

КОСМ ОДРОМ , 19 января.

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ