Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
43
Добавлен:
16.06.2023
Размер:
295.48 Кб
Скачать

47. Международный финансовый лизинг: материально-правовое и коллизионное регулирование

Материально-правовое регулирование:

"Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге" (Заключена в Оттаве 28.05.1988) (РФ участвует)

Конвенция СНГ о межгосударственном лизинге 1998 г. (РФ не участвует)

Коллизионное регулирование: В российском праве отдельная коллизионная норма, определяющая применимое право для договора финансового лизинга с иностранным элементом, отсутствует, поэтому регулирование осуществляется ст.1210 ГК РФ (закон автономии воли сторон), ст. 1211 ГК РФ (закон наиболее тесной связи).

Правовое регулирование международного финансового лизинга в российском законодательстве основывается на соответствующих положениях Гражданского кодекса РФ.

Наряду с ГК РФ следует учитывать специальные положения Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)", где финансовый лизинг рассматривается как вид инвестиционной деятельности.

Согласно ГК РФ финансовая аренда (лизинг) представляет собой разновидность договора аренды (§ 6 гл. 34). Соответственно, при решении вопроса о праве, подлежащем применению к отношениям сторон по договору международного финансового лизинга, подлежат применению те же коллизионные нормы, которые применяются к договору аренды. Статья 1211 ГК РФ отсылает при отсутствии между сторонами договора аренды соглашения о подлежащем применению праве к праву страны арендодателя.

Принимая во внимание, что Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г. (участницей которой является Россия) исходит из единой конструкции трехсторонних отношений лизинга, характеризующихся взаимообусловленностью обязательств (содержащихся в договорах лизинга и поставки), оформляющих данные правоотношения, в отличие от традиционного института аренды, возникает вопрос о сфере применения коллизионной нормы: будет ли применяемое на основании коллизионных норм право распространяться на всю сделку международного лизинга, включая отношения, связанные с поставкой лизингового оборудования, или лишь непосредственно на договор лизинга.

В отечественной литературе высказывалось мнение, что ответ зависит от той позиции, которую занимает правоприменитель относительно квалификации договора лизинга. Если следовать позиции, согласно которой лизинг представляет собой трехстороннюю сделку, то применимое право распространяется и на договор поставки. Если же признать, что договор поставки и собственно договор лизинга являются самостоятельными сделками, то и применимое право должно определяться для договора поставки отдельно, на основании привязки к праву страны продавца.

48. Международный факторинг: материально-правовое и коллизионное регулирование

Материально-правовое регулирование:

Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям, подписанная в г. Оттаве 28 мая 1988 г. (РФ участвует)

Конвенция об уступке дебиторской задолженности в международной торговле, принятая 12 декабря 2001 г. в г. Нью-Йорке Резолюцией 56/81 на 85-м пленарном заседании 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция ООН 2001 г.). Конвенция не вступила в силу.

Коллизионное регулирование: ст.1210 ГК РФ (закон автономии воли сторон), ст. 1211 ГК РФ (закон наиболее тесной связи).

В Конвенции дается определение договора факторинга, под которым понимается договор, заключенный между одной стороной (продавцом) и другой стороной (фактором), в соответствии с которым продавец передает (уступает) фактору требования, вытекающие из договоров международной купли-продажи товаров, заключенных между продавцом и его должниками (покупателями).

В законодательстве Российской Федерации факторинг (известный как финансирование под уступку права требования) выделен в качестве самостоятельного вида договора в гл. 43 ГК РФ, воспринявшей многие положения Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям 1988 г. После присоединения к ней России в 2014 г. данная Конвенция имеет приоритетное значение над национальными нормами на основании ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ.

Как ранее отмечалось, вопросы, относящиеся к предмету регулирования указанной Конвенции, которые прямо в ней не рассматриваются, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права (коллизионных норм) (п. 2 ст. 4).

В Гражданском кодексе РФ имеется специальная коллизионная норма, регулирующая факторинг (финансирование под уступку права требования). В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 1211 ГК РФ право, подлежащее применению к договору финансирования под уступку права требования, при отсутствии соглашения сторон определяется на основе коллизионной привязки, отсылающей к праву страны финансового агента (фактора).

Соседние файлы в папке экзамен