Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
43
Добавлен:
16.06.2023
Размер:
295.48 Кб
Скачать

23. Международные организации как субъекты международного частного права

В процессе своей деятельности такие организации заключают различного рода договоры в целях выполнения уставных задач.

Для того чтобы реально существовать в гражданско-правовых отношениях, ММО должны быть включены в какую-либо правовую систему. Традиционно такое включение происходит через институт ЮЛ. При этом образование такого ЮЛ санкционируется соответствующим правопорядком.

ММО как любое ЮЛ должно обладать гражданской правосубъектностью. Личным законом ММО будет законодательство страны, где находится ее штаб-квартира. При этом ММО, как правило, обладают статусом национального ЮЛ без каких-либо изъятий.

Правосубъектность ММО возникает с момента регистрации ее устава, либо включение в реестр ЮЛ государства-местонахождения. Вместе с тем, в сфере гражданско-правовых отношений межправительственные организации выступают как международные ЮЛ, обладающие международными иммунитетами. В целом выделяются те же иммунитеты, что и государственные. Т.е. в сфере деятельности такие организации не подчиняются какому-либо национальному праву и не находятся под юрисдикцией какого-либо государства.

В отличие от государственного иммунитета иммунитет ММО обладает договорным происхождением и закрепляется в учредительных документах, которые имеют силу международного договора. Впервые вопрос о таких иммунитетах возник при разработке устава ООН. Было принято решение, что иммунитеты предоставляются ММО в силу функциональной необходимости, так как только при их наличии организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь при этом независимой от контроля со стороны отдельных государств-членов. Действие иммунитета позволяет ММО иметь собственные материальные денежные ресурсы, не подпадающие под действие соответствующих контрольных механизмов государства пребывания.

Т.о. идея необходимости иммунитетов находит отражение в ст. 104, 105 Устава ООН, а также в некоторых соглашениях, заключенных ООН с государствами - членами (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13.02.1946). В целом на ММО распространяется концепция ограниченного иммунитета.

24. Вещные права в международном частном праве: материально-правовое и коллизионное регулирование. Проблема национализации в международном частном праве

Материально-правовое регулирование.

Материальные нормы, направленные на регулирование отношений собственности, содержатся в соглашениях, касающихся защиты инвестиций, соглашениях о разделе собственности бывшего СССР, уставах международных организаций.

Особое место в этом ряду занимает ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая предусматривает отдельные нормы:

  1. «Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности»;

  2. «никто не может быть лишен своего имущества иначе, как в интересах общества или на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права»;

  3. «предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов».

Положения указанной статьи служат важной гарантией прав собственников от произвольного ограничения права, возникшего исключительно на основании норм национального права. Их уникальность состоит в том, что гарантии права на беспрепятственное пользование своим имуществом распространяются на всех физических и юридических лиц, законно владеющих своим имуществом на территории России, а не только на иностранцев, как это имеет место в договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Указанным положениям Протокола корреспондируют нормы российского законодательства (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 209, п. 2 ст. 235 ГК РФ).

Помимо Протокола № 1 к Европейской конвенции положение имущественного характера содержит также Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., ст. 26 которой устанавливает, что «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в общественных интересах, в судебном порядке и при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством и общепризнанными принципами международного права».

Конвенция СНГ - это единственный в своем роде международный договор (обязательный для Российской Федерации), который устанавливает «право на собственность» (ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции устанавливает «право каждого лица на уважение своей собственности»). В этом смысле Конвенция СНГ является международно-правовой гарантией права на частную собственность в государствах-участниках.

Отношения собственности в Российской Федерации в связи с участием в них иностранных граждан и организаций-инвесторов регулируются и международными соглашениями РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений (инвестиций). По соглашениям о поощрении и взаимной защите капиталовложений Российская Федерация принимает на себя обязательства не осуществлять в отношении вложений иностранного инвестора в экономику страны меры по их принудительному изъятию, в том числе путем национализации, реквизиции или конфискации или иных аналогичных мер. Такие меры возможны только в случаях, когда этого требуют государственные и общественные интересы, если они осуществляются в установленном законодательством порядке с выплатой быстрой, эффективной и адекватной компенсации'. Таким образом, соглашения применяются вместе с национальным законодательством РФ.

Коллизионное регулирование.

Исходным началом является использование закона места нахождения вещи, в соответствие с которым определяется круг и содержание вещных прав, условия их возникновения изменения прекращения и перехода. Во всех странах мира данная привязка признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество. В отношении движимого имущества это правило не является безусловным. Например, страны общего права к движимому имуществу используют особую группу привязок, основной из которой является – личный закон собственника.

Содержание коллизионного регулирования вещных прав может быть условно сведено к двум главным положениям:

  1. Если лицо правомерно приобретает за границей какую-либо вещь, то при перемещении ее в иное государство, это лицо сохраняет вещь в собственности даже в том случае, если в этом государстве подобный порядок приобретения вещи в собственность не возможен.

  2. Объем правомочий собственника во всех случаях будет определяться по закону того государства, где вещь находится в настоящее время. Соответственно не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в соответствующее государство. Ст. 1205-1207 1217 ГК.

Генеральной коллизионной привязкой будет закон места нахождения вещи.

Структурно коллизионные нормы о вещных правах можно разделить на 2 группы:

  • Нормы о содержании, осуществлении, защите вещных прав (ст. 1205 ГК). Они определяются по праву страны, где это имущество находится. На основе этого же принципа определяется принадлежность имущества к движимым и недвижимым вещам. Под правом страны, в которой имущество находится, понимается право страны фактического действительного места нахождения соответствующего имущества вне зависимости от места нахождения собственника или обладателя иных вещных прав, также не имеет значения, где выданы или находятся правоустанавливающие документы на это имущество. Исключением из этого правила является положение ст. 1207 ГК, в соответствие с которой к вещным правам на суда, космические объекты применяется право страны, где данные объекты зарегистрированы. Данное исключение необходимо по той причине, что к ним не может применяться традиционный для вещных прав коллизионный принцип, поскольку данные объекты предназначены для постоянного перемещения. Поэтому с помощью отсылки к праву страны, где эти объекты зарегистрированы, создается фикция их постоянного нахождения на территории одной страны.

  • Нормы о возникновении и прекращении вещных прав. В соответствие с положением ст. 1206 ГК возникновение и прекращение прав определяется по праву страны, где имущество находилось в тот момент, когда имело место действие или иное обстоятельство послужившее основанием для возникновения и прекращения вещных прав. В РФ будут признаваться вещные права на имущество, возникшие в иностранном государстве на основе норм иностранного права. На основе норм иностранного права будет определяться правомерность возникновения вещных прав на имущество. Дополнительные правила установлены в отношении имущества, находящегося в пути. Возникновение и прекращение вещных прав на такое имущество определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено. Возникновение вещных прав в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество фактически находилось в момент окончания срока приобретательной давности.

Помимо ГК коллизионные нормы содержатся в ст. 417 КТМ, посвящена вещным правам на затонувшее имущество. Если оно затонуло во внутренних морских водах или территориальном море, то все вещные права определяются государством, где оно затонуло. Если в открытом море – по закону флага судна.

Говоря о переходе риска случайной гибели имущества, законодательство различных стран по-разному определяет момент такого перехода. В соответствие с общими принципами ПС должно совпадать с рисками гибели имущества, но момент перехода рисков определяется по праву страны, которому подчинено действие по передаче права собственности.

Отдельные коллизионные вопросы регулируются международными соглашениями: Гаагская конвенция о праве, применяемом к переходу ПС в международной торговле товаром 1958 года. В соответствие с конвенцией ПС регулируется не на основании принципа места нахождения вещи, а на основании права, применяемого к сделке купли-продажи. Для РФ действуют правила Минской и Кишиневской Конвенции, они совпадают с положениями ГК.

Проблемы применения положений о национализации.

Национализация – изъятие имущества в частной собственности и передача в собственность государства. В результате в государственную собственность переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализация не должна носить дискриминационного характера. Право любого государства на национализацию вытекает из принципа государственного суверенитета.

Международное публичное право признает право государства на национализацию, но оно не регулирует отношения собственности. Право государства на национализацию подтверждалось различными международным актами – Резолюции Генассамблеи ООН. Условия проведения национализации определяются внутренним правом государства, которое осуществляет национализацию.

С точки зрения МЧП важно выявить следующие черты национализации:

  • Это акт ОГВ

  • Это социально-экономическая мера общего характера, а не наказание

  • Может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит

  • Каждое государство, проводящее национализацию, вправе определять, должна ли выплачиваться компенсация за национализируемую собственности, и в каком размере.

Государство как сторона в МД о защите инвестиций может принять на себя обязательство не осуществлять меры, направленные на национализацию иностранной собственности.

Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, должны признаваться за пределами. Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником имущества, которое в момент национализации находилось за границей. В настоящее время экстерриториальное действие закона не оспаривается в МЧП.

Однако возникают серьезные проблемы, связанные с применением закона о национализации в отношении имущества, находящегося в момент национализации за рубежом. Суды иностранных государств ссылаются на то, что приобретение ПС на имущество определяется законами страны места нахождения.

Признание национализации часто становится в международной практике предметом международных соглашений, в них могут быть урегулированы взаимные имущественные претензии, возникающие в связи с проведением национализации. Сам факт существования таких соглашений вытекает из факта признания действительности национализации. Первым соглашением такого рода был Советско-Германский договор от 16 апреля 1922 года, в соответствие с которым Германия признала национализацию, проведенную в Советской России и прямо отказалась от претензий по поводу компенсаций.

Если договор отсутствует, то национализация признается другим государством при одновременном соблюдении 2х условий: акт соответствует законодательству государства осуществившего такой акт и выплачена справедливая и своевременная компенсация за имущество.

Соседние файлы в папке экзамен