Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

KALAGNI_JATA

.pdf
Скачиваний:
83
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
2.71 Mб
Скачать

31

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу ради расцвета нашей божественной природы. Это значит — не прогнуться перед своими собственными пороками и несовершенствами, перед государством, мусорами и барыгами. Тем самым пройти духовные испытания и стать более совершенными и святыми, достойными блаженства и силы. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.

32

33

Кали — многоликая богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует космическую силу вечного времени.

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха (ветра) и огня. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть молния восприятия правды, отрицающая все иллюзии. В то же время Кали является богиней, непревзойденной в деле заморачивания жертв всевозможными иллюзиями. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

Фактически богиня Кали, по сути, являет собой Имманентность, в то время как ее духовный супруг Бхайрава, по сути, являет собой Трансцендентность. И то и другое вместе определяются как совершенная Божественность — Великая Бездна, Махагахвара.

БХАЙРАВА

34

О мой божественный отец,

сверкающий владыка, великая звезда и истинный бриллиант!

Твой сокрушительный свет слепит глаза, оттого ты и кажешься черным.

Ни один глаз не вынесет твоего света,

35

ни одно существо не может находиться в твоем пламени,

ни одна преграда не в силах устоять перед твоим ударом.

Ты — Бог моего сердца, о Бхайрава!

О Черный Бог, одетый в кровавое пламя,

украшенный диадемой и ожерельем из белых черепов!

Ты превращаешь в совершенство все — и боль, и наслаждение,

и радость, и страдание.

Ты — Бог моего сердца, о Бхайрава!

Бхайрава считается самой разрушительной и смертоносной манифестацией бога Шивы, рожденной из его гнева. Согласно мифу Шива сотворил Бхайраву из самого себя, чтобы наказать Брахму — бога сотворившего материальную вселенную. Во всем индоарийском пантеоне, насчитывающем тысячи божеств, трудно найти фигуру более грозную и устрашающую. Никто и ничто не в силах устоять перед разрушительной мощью Бхайравы, после его удара не остается ни только праха, но даже пустота погибает и перестает существовать. Мистики и преступники поклоняются Бхайраве как освободителю, разрушающему все оковы и препятствия на пути к достижению Божественности, как внутренние, так и внешние.

В то же время подобное понимание Бхайравы является односторонним и неполным. Бхайрава есть не только Тотальный Разрушитель, но и тот, кто трансформирует грех в святость, нечистоту в чистоту, двойственность в недвойственность. Бхайрава является владыкой тантрической йоги, шаманских ритуалов, магии и колдовства. Он является отцом и покровителем преступного мира. Бхайрава обучает своих детей тому, как практиковать воровской ход так, чтобы эта практика не вела к накоплению плохой кармы, но вела к духовному самосовершенствованию.

Помимо всего прочего Бхайрава — это воплощение страха, и говорится, что те, кто хотят почитать его, должны исследовать и распознать источник всех

36

своих страхов. Его имя состоит от корня «Бхи» — в смысле «страх». Бхайрава означает «страшный, жуткий, ужасающий».

Согласно преданиям, Бхайрава и Кали любят жить в горных пещерах, дремучих лесах, местах сжигания трупов. По ночам они пируют на кладбищах не только с божествами и мудрецами, но и с демонами и кладбищенскими духами. Во время этих оргий пирующие наслаждаются мясом, кровью и волшебными напитками, изготовленными из трав и кореньев.

Согласно такому авторитетному мистическому направлению, как Трика, имя Бхайравы состоит из трех слогов: «Бха» — обозначает силу поддержания, «Ра»

— силу разрушения и «Ва» — силу созидания. Таким образом, объясняется, что Бхайрава творит мир, поддерживает его и разрушает. Он выше самого высокого и глубже самого глубокого. Тайные учения объясняют, что Бхайрава есть источник и владыка всех энергий мира, что Бхайрава есть Реальность, Природа и Суть всего в бесчисленных измерениях и мирах.

Символизм иконографического образа Бхайравы возникает, прежде всего, из мифа о его происхождении. Однажды Брахма — бог-творец и Вишну — бог равновесия затеяли между собой спор, чтобы выяснить, кто из них главнее.

«Я — главный Бог, — сказал Брахма. — Я сотворил всю вселенную и являюсь патриархом и прародителем всех живых существ!» «Ошибаешься, Брахма, главный Бог — это я, — возразил Вишну. — Все держится на мне. Если бы не моя сила, ни ты, ни твои творения не смогли бы просуществовать и секунды».

Для решения этого спора эти два божества обратились к различным авторитетам: «Пусть, мол, третья сторона нас рассудит». Однако все авторитеты один за одним сказали: «Главным Богом является Шива». Брахма и Вишну были очень раздосадованы. Они не поверили авторитетам и призвали в качестве судьи божество, являющееся персонификацией всех священных писаний. Но и это божество ответило: «Подлинным Богом является Шива».

«Как же так,— вконец разозлился Брахма.— Не может этого быть. Взгляните на Шиву, на весь его неопрятный облик и сомнительный образ жизни. В то время как я живу на небесах, в своем драгоценном дворце, Шива скитается по разным мирам, ночуя, где придется. Как неприкаянный бродит он по

37

заледеневшим горам, дремучим лесам, полным диких зверей, скитается по бесплодным пустыням. Я благообразен, одет как царь, моя аура сияет ярче солнца. Шива нестрижен, небрит, ездит в голом виде на своем быке, и вся его одежда — пепел сожженных трупов, коим Шива посыпает свое тело. Я занимаюсь тем, что творю и устанавливаю законы мироздания, Шива же то предается аскетизму и медитациям, будто он чего-то не достиг, то пляшет и пирует на шмашанах и кладбищах с шайкой каннибалов, духов и демонов. Я вкушаю божественную амброзию, Шива жрет все, что попало, как чистое, так и нечистое, употребляет грибы, дурман и постоянно курит гашиш. Нет, такое существо никак не может быть истинным Богом».

И вдруг при этих словах в воздухе возникло сияние, превратившееся в крохотного младенца. Младенец заплакал, и Брахма сказал: «Вот доказательство того, что я истинный и главный Бог. Я разгневался, и гнев мой породил еще одно существо. Я назову этого младенца Бхайравой, так как тот так истошно орет». И вдруг, увеличиваясь в размерах, младенец превратился в ужасного монстра. Тело его стало черным, в пасти блестели страшные клыки, три глаза Бхайравы горели красным адским огнем, а сияющая аура превратилась в пламя вселенской кремации. Чудовище подскочило к Брахме и когтем мизинца своей левой руки отрезало Брахме одну из его пяти голов, ту самую, что ругала Шиву.

«Я — Бхайрава, гнев Шивы, повелитель Времени и Смерти — сказал ужасный Бог. — Я пришел покарать тебя за то, что ты осмелился поносить Верховного Владыку Мироздания. Твоя пятая голова гордо возвышалась над телом, но я укоротил твою гордыню». Брахма в ужасе и в раскаянии упал на колени. Устрашенный Вишну превознес Шиву и вместе с Брахмой начал преданно читать священные гимны, посвященные Шиве. Таким образом, они признали наивысшую реальность Шивы.

Тут небеса разверзлись, и боги увидели Шиву, представшего в своем облике Махешвары — Великого Махараджи и Господа всех миров.

«О, Бхайрава, — сказал Махешвара, — с одной стороны, ты, конечно, поступил правильно, ибо показал Брахме подлинное положение вещей. Однако с другой стороны, ты нарушил священный закон и совершил грех. Брахма — прародитель всех живых существ, их патриарх и первосвященник.

38

Закон племен гласит: молодой не должен поднимать руку на старейшину рода, отрезать голову священнику-брахману — это вообще ужасное преступление». Поэтому ты не можешь не понести наказание. Ты непобедим и способен без труда уничтожить всех и вся, тебя же никто не в силах уничтожить. Однако я сотворю волшебную деву Брахмахатью, она будет способна уничтожить тебя.

Если хочешь уцелеть — беги от нее без оглядки и бегай так до тех пор, пока не окажешься в особом священном месте и тем самым не искупишь свой грех».

«Как я узнаю, где это место? Как я распознаю его, когда туда попаду?» — спросил Бхайрава.

«Голова Брахмы на века прилипла к твоей руке. Я не скажу тебе, где находится священное место, однако когда ты до него доберешься, прилипшая к твоей руке голова отвалится от нее и упадет на землю», — так ответил Шива.

В тот же миг из пространства манифестировалась дева Брахмахатья, вооруженная огромными ножницами. Увидев Бхайраву, она ринулась к нему. Бхайрава бросился бежать. Так они бегали, он от нее, а она за ним, по всей вселенной. Проходили века, а может, тысячелетия, трудно сказать, но погоня не прекращалась ни на секунду. Однажды Брахмахатья и Бхайрава пробегали мимо дворца Вишну. Богиня удачи и процветания Лакшми, жена Вишну, узрела происходящее из окон волшебного дворца и, очень удивившись, пришла в полное недоумение.

«Скажи, о дорогой, — обратилась она к Вишну, — как понимать происходящее? Шива ругал Шиву, и за это явился Шива и отрезал Шиве голову. После этого явился Шива и наказал Шиву, сотворив Шиву. И вот теперь Шива бежит за Шивой по Шиве, в Шиве и во время Шивы, и вот Шива убегает, чтобы Шива его не догнал. Это все выглядит очень странно, я бы сказала, абсурдно. Как же это все понимать? В чем же смысл происходящего?»

«О, любимая, — ответил Вишну, — в том, что ты видишь, как и во многом другом, нет ни малейшего смысла. Недаром говорят, что Шива придумал этот мир на пьяную голову. Ведь он постоянно находится в экстазе наркотического опьянения, вызываемого сексом со своей возлюбленной Шакти — своей неисчерпаемой, безграничной, светоносной силой. Сознание Шивы не

39

детерминировано кармическим законом причины и следствия, логикой, пространством и временем. Потому-то мироздание так причудливо и парадоксально, что отражает в себе облик самого творца, здесь тьма становится светом, а свет — тьмой, добро переходит в зло, а — зло в добро. Чистота становится нечистотой, а нечистота — чистотой. Высочайшая красота переходит в уродство, а апогей уродства становится красотой. Мудрость переходит в безумие, а безумие в мудрость. Так все течет, меняется и переходит одно в другое. Эта пульсация, переливы — есть экстатическая любовь Шивы и Шакти, активность, жизнь святой Реальности. Помимо этого, о любимая Лакшми, Шиве совершенно все равно, чем заниматься, ему все едино. Но, поскольку Шива и Шакти имеют божественное чувство художественного вкуса, они предпочитают творить шедевры. Таким образом, создается махакалагни марга — путь бхайравайтов».

Вся мистерия разыграна Шивой не только с целью вразумить Брахму и Вишну, но и показать божественную глубинную суть преступников, идущих правильной тропой. Показать то, что их жизненный путь, включающий испытания в виде судов, приговоров, ссылок, отбывания наказаний — является особым духовным путем. Конечной целью которого является самообожествление человека, при жизни или после смерти тела, что бы об этом ни думали и ни говорили люди социальные, идущие по жизни широкими, «благопристойными» путями.

За то, что Бхайрава согласился наказать Брахму и потом формально понести за это наказание, а практически — пройти духовный путь человека преступного мира, Шива обещал Бхайраве не только дать тому возможность снова проявиться чистым богом. Он пообещал Бхайраве то, что тот раскроет свою божественность еще сильнее, став покровителем Варанаси — города святости, мудрости, смерти и преступной жизни.

Тяжелая голова Брахмы немедленно приклеилась к руке Бхайравы, где она и осталась как череп, предназначенный, чтобы служить чашей для сбора подаяния. Порекомендовав ему уважать Вишну и Брахму, Шива отправил Бхайраву скитаться по миру «в его плачевном состоянии» «для искупления греха брахманоубийства». « Покажи миру обряд искупления греха брахманоубийства. Проявись осужденным преступником, проси милостыню, прибегая к обряду покаяния с черепом!».

40