Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Lebskiy_M_Zhizn_bez_gosudarstva_Revolyutsia_v_Kurdistane

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
11.17 Mб
Скачать

Почему курды отказались от собственного государства?

С конца 1990-х годов РПК вступила в период внутренней реформации. Абдулла Оджалан, оказавшись в турецкой тюрьме, пришел к выводу о необходимости переосмысления всего накопленного партией революционного опыта: «Основной источник недостатков и заблуждений, возникших в идео - логии и практической деятельности РПК на заре ее рождения

идеятельности, связан с пониманием государства и методикой применения силы», — написал он в книге «От шумерского государства жрецов к демократической цивилизации».

Ответом на вызов времени стали тюремные книги Оджалана и в первую очередь его пятитомник «Демократическая цивилизация». На страницах своих произведений курдский лидер обрисовывает демократическую альтернативу, которая должна прийти на смену современному буржуазному обществу.

Возьмите в руки карту Ближнего Востока. Мы можем увидеть на ней множества разных государств, но обратите внимание на границы Египта, Сирии, Ирака. Во многих местах это прямые линии. Объяснение этому состоит в том, что все эти государства являются осколками Османской империи. Они были созданы европейскими странами по итогам Первой мировой войны. В 1918 году Ближний Восток делил под линейку европейский карандаш. В ходе этого раздела Англии достались Ирак и Палестина, Франции — Сирия и Ливан. Наряду с тем, что созданные государства не обладали полной политической независимостью, имелась еще одна серьезная проблема. Речь идет о народах, которые были разделены искусственными границами. Крупнейшими жертвами империалистического передела Ближнего Востока стали курды

иарабы.

Первую масштабную попытку изменить европейскую карту Ближнего Востока предпринял Насер, создав в конце 1950-х годов ОАР (Объединенную Арабскую Республику). Этот проект должен был включать как минимум два государства: Египет и Сирию. В дальнейшем обсуждался проект федерации

241

Максим Лебский

с подключением еще и Ирака. ОАР оказалась очень непрочной государственной конструкцией. Уже в 1961 году политический переворот, предпринятый сирийскими офицерами, подорвал сирийско-египетский союз.

Как отметил экс-премьер Евгений Примаков: «В решающей степени сказались объективные различия между арабскими странами, и верх взял опять-таки национализм, но на это раз „страновой“… Победили сирийские националисты, посчитавшие, что насеровский Египет превращает Сирию в своей придаток, не более того». Панарабийский проект рухнул во многом еще и потому, что чисто механическому единству не сопутствовали глубокие политические и социально-экономические преобразования в жизни арабских стран. Вторая глобальная попытка изменить существующий расклад сил на Ближнем Востоке принадлежал курдам.

Между тем вторая половина XX в. стала временем столкновения двух политических тенденций: арабского и курдского национализма. В 1970-е годы иракским властям удалось на время подавить движение Мустафы Барзани. Второе дыхание оно получило с началом войны в заливе в 1990 году.

Свержение режима Саддама в 2003 году было крупной победой ДПК. Сторонники Масуда Барзани могли приступить к созданию основ государственности. За короткий срок были созданы правительство и парламент автономии, вооруженные силы, университет. Час «Х» для КАР наступил в 2014 году. Джихадитское движение, долгое время находившееся в подполье, громко заявило о себе созданием «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России). С момента захвата 14 июня 2014 года Мосула (2,5 млн человек) джихадистами, курды оказались на переднем участке фронта войны против этой грозной силы. В августе 2014 года угроза нависла над населенным езидами Шенгалом. В такой критической ситуации пешмерга отступила, бросив на произвол судьбы тысячи мирных людей. Это был день позора для Барзани. Если бы вовремя не подошедшие отряды РПК, то все езиды были бы вырезаны поголовно.

242

Почему курды отказались от собственного государства?

За время борьбы курдов против джихадистов в Шенгале возникла военная организация езидов — «Силы Защиты Шенгала». Она состояла из местных курдов-езидов, отчаявшихся ждать помощи от пешмерга и взявших в руки оружие, чтобы защитить себя и свои семьи. Барзани очень остро отреагировал на стремление жителей Шенгала создать самоуправление и свои вооруженные силы. Причина такой реакции состоит в том, что «Силы Защиты Шенгала» (СЗШ) подрывают монополию клана Барзани на власть. Барзани даже дошел до того, что арестовал в апреле лидера СЗШ — Хайдара Шашо. В ноябре 2015 года началась операция по освобождению Шенгала. В ней принимали участие Народные силы самообороны и пешмерга. Ключевая роль принадлежала РПК как наиболее боеспособному курдскому вооруженному формированию. ДПК же на страницах своих СМИ присвоила полностью победу себе, что было целенаправленной ложью.

По оценкам самого Барзани, пешмерга потеряла в боях с ИГ 800 человек, 4 тыс. человек было ранено. Среди убитых — 10 бригадных генералов. Стоит напомнить, какими ресурсами обладает КАР. Во-первых, курдская автономия получает 17 % финансирования из центрального бюджета, во-вторых, деньги, получаемые от торговли сырой нефтью, в-третьих, пешмерга, которая включает в себя около 70 тыс. человек.

После свержения Саддама Барзани получил огромную помощь от США. Доцент факультета экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы Александр Кузнецов отмечает в своей статье «Иракский Курдистан в условиях борьбы с „Исламским государством“, что пешмерга снабжают оружием США, Франция, Германия, Канада, Венгрия, Чехия. И несмотря на такие ресурсы, пешмерга продемонстрировала неспособность защитить курдов от ИГИЛ. Уже долгое время Барзани является верным союзником Турции

иСША. Турция занимает первое место (7 млрд долларов) во внешнем товарообороте регионального правительства, отмечает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Иванов в своей статье «Иракский Курдистан

икурдское национальное движение».

243

Максим Лебский

В предвыборной кампании (лето 2015 года) в турецкий парламент Барзани оказал поддержку правящей ПСР. Это выразилось в том, что Барзани пригласил вождей курдских племен из Турции и призвал их голосовать за партию Эрдогана. В 2013 году Барзани подписал с Турцией о поставках в Турцию иракской нефти. Барзани поддержал бомбежки позиций РПК, которые проводила турецкая авиация летом 2015 года Барзани заявил, что «руководство Южного Курдистана всегда готово поддержать Турцию в вопросе борьбы против терроризма, от кого бы он не исходил: ИГИЛ или РПК».

Главная цель ДПК — это сохранение в курдской автономии власти клана Барзани. Жизнь и благополучие курдского народа для ДПК являются пустышкой. Пример КАР продемонстрировал, что государственность не стала панацеей для курдов. Своей политикой в отношение Рожавы, действиями в Шенгале, ДПК открыла очередную страницу своих преступлений против курдского народа. ДПК давно исчерпала свой революцион- но-освободительный потенциал 1960-х годов. Ее время далеко в прошлом.

Важно понять, что страны, населенные курдами (Ирак, Сирия, Турция, Иран), в XX в. пытались реализовать стратегию создания унитарного, моноэтнического государства. Основообразующим фундаментом «единой нации» выступали турки, арабы и персы. Соответственно, курды и другие народы, не принадлежащие к нации-государству, оказывались «чуждым элементом». Курды отуречивались и арабизировались. Тщательно проанализировав историю Ближнего Востока, Оджалан пришел к выводу, что путь построения национального государства в существующих региональных реалиях является тупиковым. Национальное государство, насколько бы оно громко не заявляло о своей демократичности, в силу своей классовой природы подавляет низовую общественную самоорганизацию.

Создать контролируемое, зависимое курдское государство по примеру КАР означает для курдов продолжать находиться в векторе империалистического устройства Ближнего Востока. Оджалан пишет: «Региональные формы национального

244

Почему курды отказались от собственного государства?

государства — это не просто продукт капиталистической геге - монии (Европы), но и острое искажение общественной истории, следовательно, они по своему смыслу обеспечивают процесс отрицания большей части истины».

Альтернативой для системы разделенных и враждующих национальных государств является единый Ближний Восток, организованный в форме демократической конфедерации ближневосточных народов. Данный союз возникнет не как принудительная мера, навязанная извне (отрицательный пример — это создание американцами федерации в Ираке), а как добровольный акт объединения.

Ни одна из сторон сирийского конфликта, кроме курдов, не имеет реальной и конструктивной политической платформы, которая могла стать основанием окончания гражданской войны и послевоенного устройства сирийского общества. Нужно отбросить заблуждения, согласно которому курды заняты задачей создания автономии только лишь для себя. РПК давно уже вышла из этих ограниченных политических рамок. Проект Оджалана — это единый обновленный Ближний Восток, вышедший из стадии непрекращающейся национальнорелигиозной резни.

Идеи Оджалана на пути к своей реализации наталкиваются на серьезные препятствия. И их не нужно преуменьшать. Народы Ближнего Востока столетиями жили в очень жестких иерархических политических системах. Во главе социальной пирамиды стоял монарх или диктатор, который имел верховную власть над всеми общественными институтами. Диктаторские режимы целенаправленно разжигали нацио- нально-религиозную ненависть, выступая третейской силой в войне всех против всех. «Арабская весна» смела или значительно ослабила правящие режимы во многих странах, возложив историческую ответственность за будущее Ближнего Востока на простых людей. Диктатура приучила народ к определенной пассивности. У него отсутствует опыт и культура самоорганизации. Сумеют ли турки, арабы, курды выйти на новую ступень в своем политическом и культурном развитии?

245

Максим Лебский

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Однако курды, предприняв попытку создания демократической автономии в Турции и Сирии, уже вписали новую славную страницу в историю мирового освободительного движения.

Впервые опубликовано в альманахе «На войне»

246

Йост Йонгерден

«Освобождение Рожавы не произойдет в одночасье»

Доктор философии Йост Йонгерден — доцент кафедры соци- ологии университета Вагенингена (Нидерланды), профессор Уни- верситета Киото (Япония), автор книги «Радикализировать демо- кратию: власть, политика, люди и РПК» — рассказал журналисту Алексу де Йонгу, почему в тюремных институтах курдский лидер раскритиковал институт государства.

Давайте начнем с политической эволюции PYD. Это движение опирается на ту же идеологию, что и РПК, стартовавшая как марксистско-ленинское национально-освободительное движение. Мое впечатление, что после ареста лидера РПК происходит идеологическая метаморфоза, в котором прямая демократия и независимость оказались в центре дискурса движения. Насколько это соответствует правде?

Прежде РПК была очень ортодоксальной. Это была марк- систско-ленинская партия с иерархией и идеологическими ориентирами, которые можно ожидать от такой организации. Однако РПК не считала путеводной звездой ни одно из реально существующих «социалистических» государств — ни Китай, ни Кубу, ни Албанию, ни Советский Союз. По мнению РПК, эти страны стремились реализовать социализм, но ни одна из них не считалась подходящим примером. Это было важное

248

«Освобождение Рожавы не произойдет в одночасье»

различие между РПК и другими левыми партиями, которые, как правило, в то время смотрели на конкретные страны.

У РПК был более критический взгляд на ее собственную идеологию, а члены РПК были более самостоятельными в идейном плане. Они всегда уделяли много внимания самооценке и идеологическому воспитанию.

Идеологическая метаморфоза РПК связана именно с этим. В середине 1980-х годов РПК сформулировала критику Советского Союза, что привело к нападению на нее промосковских партий. В настоящее время РПК утверждает, что этот период был началом процесса идеологического самоуправления. РПК отмечала, что реальность в странах, где национально-освобо- дительные движения или «реальный социализм» взяли верх очень отличается от обещаний, за которые люди боролись. Даже тогда вопросы о причинах этого уже включали в критику национального государства. Но в то время, как они начали эту критику, у них еще не было альтернативы. Смена парадигмы была длительным процессом, который завершился лишь в 2003—2005 годах.

Было бы правильнее сказать, что процесс смены марк- систско-ленинской идеологии имеет долгую историю, но только в начале 2000-х годов были сформулированы соответствующие ответы?

Да, именно так. Это была и критика одного из государств как такового или как критика существующих национальных государств. Это и критика национального государства в том смысле, что вопросы идентичности определяли наличие прав. В этом как раз таки сущность турецкого национализма — кемализма. Он требовал ассимилировать людей с различными культурными идентичностями, а курды выступили с ожесто - ченной критикой такой политики. В некотором смысле это говорит само за себя: многие национально-освободительные движения действовали так же, но искали решение в создании собственного национального государства.

249

Йост Йонгерден

Сочинения Оджалана далеко неоднозначны. С одной стороны, он дает ссылки на определенную концепцию курдской истории, но в то же время, обсуждая термин «курды», признает, что это разнообразная группа — например, в языках, на которых они говорят, или с точки зрения религии. Вот если можно было бы создать курдское национальное государство, каким был бы национальный язык? То, какие вопросы ставит РПК, вызывает активное обсуждение в курдском движении в целом. Но в самих текстах вы вряд ли когда-либо столкнетесь с вопросами о курдской идентичности.

На рубеже веков кажется, что движение нашло некоторые ответы на вопросы в работах Мюррея Букчина, либертарного социалиста. Почему же он?

Оджалан защищался в деле турецкого государства против него. Это дало ему почти неограниченный доступ к литературе. Есть списки книг, которые он запросил, чтобы читать в тюрьме. Литература очень обширна и разнообразна. Букчин является одним из авторов в этих списках, но не очень заметным. Тем не менее он вдохновил Оджалана. Тот регулярно выступает перед своими адвокатами, и эти переговоры затем записываются, редактируются и публикуются РПК. В то же время я думаю, что РПК была в коллективном поиске новых идей, но в этом процессе Оджалан остается доминирующим. Тем не менее эта роль не вполне бесспорна, например, в 2004 году произошел раскол в партии — часть людей не согласилась с новой идейной ориентацией Оджалана.

Несколько лет назад уже был раскол после заявлений Оджалана в турецком суде. Тогда некоторые активисты РПК заявили, что Оджалан более не преследует цели движения, если утверждает, что РПК не хочет больше создать курдское государство. Эти члены хотели придерживаться старой линии. Заявление Оджалана в зале суда стало шоком для многих членов РПК.

250

Соседние файлы в предмете Международные отношения Сирия