Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Izbrannye_glavy_iz_knigi_Samoilovicha (1).docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
174.77 Кб
Скачать

10. Гид и заграница

C открытием границ у гида появилось дополнительное поле деятельности – сопровождение российских групп за рубеж. Россияне открывают Европу и осваивают новый культурный пласт. В связи со всякими обвалами, террактами, наводнениями, обвалами, цунами, тайфунами, ураганами с женскими именами, выездной туризм сокращается. У туриста короткая память – это спасение для гида.

Оплата труда дома и за рубежом разная, потому что русский и зарубежный турик – это день и ночь. Например, гид из Санкт-Петербурга получал в Испании $7 в час, плюс командировочные от $20 за день, согласно газетным источникам, на невских берегах эти 7 баксов он мог получить их за день. За это время внесены корректуры в расценки. Русский турик не знает, что такое дать на чай своему соотечественнику, а западный на этой системе воспитан. В Швейцарии чаевые облагаются налогом! Как, вот так!

Гидессы, выехавшие на постоянное место жительство к своему мужу, пытаются продолжить работу в турбизнесе. Они сопровождают русские группы по маршрутам, интенсивно изучают историю, географию страны, поскольку материалы только на иностранном языке, нужно много потрудиться. Русский турик платит мало, а гонору много. Некоторые гидессы осели в турфирмах, в основном в отделах public relation, или переводят документы различных беженцев и переселенцев. Гидессы нашли оптимальный вариант: зимуют с мужем-иностранцем в его захолустье, в сезон заколачивают на берегах Невы. Если гид рассчитывает на работу в итальянском сапоге, то на это плохая надежда. Получить лицензию – дохлый

номер. Итальянец не любит иностранную конкуренцию, тем более интеллектуальную. У гида есть еще возможность: беженцы с Балкан получают пособие – можно свести концы с концами, по русским понятиям. Они объединяются в группы, могут умыкнуть дорогие часы, очки и прочие вещи. Законы, например, в Швейцарии настолько лояльны, что, если подозреваемый покинул салон часов, его уже нельзя уже арестовать. Эту лазейку в законодательстве могут с успехом использовать залетные гастролеры. Гидессе нужно заниматься и подобными разборками.

Труднее найти работу в качестве переводчика на предприятии, потому что он уже является носителем определенных коммерческих тайн. Некоторые гидессы сидят дома в качестве домохозяек и полностью зависят от своего супруга. Если в бюро собираются по крайней мере две бывшие гидессы, начинается нездоровая конкуренция, которая требует компромиссного решения от самого босса. Если он скажет: «You are Number one!» (Вы-первая), то в этом случае все споры сводятся на нет. Если в бюро появляется новая дама из провинции, скажем из Перми (бывший Молотов), то она действует, по принципу «Molotov-Сосktail».

Поскольку образ жизни, мышления немцев и швейцарцев (а об австрийцах и говорить не хочется, хотя немецкая гидесса может «отстрельнуть» и это сокровище, оставив своего служивого), отличается от русских, то последние находят отдушину в том, что устраивают свои тусовки. Дамы исчезают из-под родной крыши и проводят несколько приятных дней в обществе соотечественников, говорят исключительно по-русски и оттягиваются по полной программе, азиатская натура требует подобного равновесия.

Среди русских гидов и, прежде всего, среди переводчиков существовало мнение, что с падением Берлинской стены шансы найти работу в Германии возрастут многократно, но эти голубые мечты оказались ошибочными. Русский язык, распространяемый насильными способами, вызывал отторжение у школьников и студентов. Считалось – алфавит слишком сложный, нужно заменить на латинский. Распад коммунистической доктрины привел к краху филологической системы в Восточной Германии, русский язык был отброшен назад и заменен на английский. Русские переводчики начали срочно изучать английский. Специалисты из ГэДээРии покрыли в один момент спрос на учителей русского языка и переводчиков, таким образом, грандиозные планы так и остались мечтой. Теперь восточные немцы открыли новую сферу применения своих возможностей и хлынули в Россию в качестве руководителей туристических групп. Сюда начали вливаться и представители славянских народов. Так бывшие граждане России приезжают на выставки в качестве специалистов и переводчиков.

Во многих странах существуют сертификаты для гидов и переводчиков, наблюдается также здоровый протекционизм для своих специалистов, но Россия, как всегда, на обочине, если дело касается защиты прав ее гидов-переводчиков от иноземного посягательства.

Это пространство превратилось в настоящее время в Эльдорадо для немецких турлидеров, говорящих на русском языке. Они именуют себя «специалистами», с презрением относятся к русским гидам, могут запросто выкинуть их из автобуса, потребовать незамедлительной замены. Эти кадры постоянно ведут с гидом игру в кошки-мышки, в этой неравной игре наш гид всегда остается виноватым. Турлидер ведет тактику, которая с успехом применялась во время войны, когда перед войсками пускали женщин и детей. Он не имеет лицензий на проведение экскурсий в музее, поэтому гид идет впереди, предъявляет ваучер на обслуживание на контроле. Но не успеет группа пройти в музей, турлидер оказывается во главе группы на белом коне «как Василий Иванович», ведет экскурсию на хорошем немецком языке, со знанием дела, а русский гид, оплеванный и униженный, плетется в конце группы, которая уже давно забыла об его существовании. Турлидер уничтожает рабочие места в России, занимаясь налево и направо, в основном налево, недозволенной коммерческой деятельностью, говоря прямым текстом, запросто обкрадывает русского гида и турфирму по типу: «Ехали на тройке с бубенцами!» Местные гиды знают этих типов в лицо и по имени. У некоторых хватает мужества противостоять «англосакскому нашествию», они даже отказываются работать в таких условиях. Но «фирма» находит все-таки, как обычно, временного гида-самоучку, которому некуда деваться. Такие же финты выбрасывают немецкие турлидеры и на речных круизах, когда наш гид ни за что, ни про что отстраняется от работы. Возмущение гида, оплеванного с ног до головы каким-то наглым пришельцем, вытирающим об него свои ноги, не поддается описанию. Все свое негодование он выливает любому встречному. Жертве подобного произвола сочувствуют, потому что другой гид может стать козлом отпущения. Хотя эти «кадры» и именуют себя «специалистами», но во время экскурсии по Невскому проспекту сей господин за отсутствием материала рассказывает, скажем, о раскопках в Афинах, потому что лавры Генриха Шлиманна не дают покоя. Во время маршрута между Москвой и Санкт-Петербургом турлидер может вообще не дать микрофон гиду, он будет вслух читать газетные утки о России и конечно о Янтарной комнате. Турлидерша зачитывает целые страницы о Екатерине II и её супруге, потому что она специализируется на исламе.

Гид выскакивает словно ошпаренный из автобуса и величает турлидера последними словами. В этот момент гид понимает, что работа его не сахар. Для ГэДээРовских турлидеров, партначальников, гид был уважаемой персоной, правда конечный эффект был, словно кот наплакал.

«А я остаюся с тобою, родная моя сторона!»

Как бы там ни было, большинство гидов осталось в России. Сейчас в Санкт-Петербурге может быть около 1000, в Москве в несколько раз больше. Они хорошо знают, что их может ждать на заморских хлебах. Русскому обывателю всегда казалось, что знание иностранного языка – это ключ к успеху в любой стране, поэтому гиду в эйфории перестройки и последующей перестрелки зачастую задавали вопрос, почему он не уезжает на постоянное жительство, скажем в Германию или в Штаты: с таким знанием языка можно сделать прекрасную карьеру! Гид прекрасно знает почем там фунт лиха, тем более, как известно, в Германии все говорят по-немецки. Русский гид в Германии также существо второго сорта, нации нужны люди, на которых она может расслабиться и оттянуться, почувствовать свое превосходство. Гид знает массу случаев, когда с ним обращались, мягко говоря, не корректно. Гид нередко становился жертвой вероломства своих туриков. По ошибке он мог накормить группу обедом или ужином, а расплатиться книжкой подтверждений в ресторане. Турлидер сразу замечал ошибку, тем не менее, группа уплетала бесплатное меню, сказав гиду спасибо, конечно, спросив напоследок, кто заплатил за обед, исчезала в безоблачном небе. Только уже в «фирме» гид узнавал о своем промахе, который стоил ему годовой зарплаты. А в какой стресс попадал гид, если он привозил группу в аэропорт, а самолет уже махал ему крыльями? Бич для гида вчера и сегодня – не опоздать!

О своих пережитых унижениях он может написать, словно «Станционный смотритель» целое повествование. Гид может рассказать и о том, каким бессовестным способом его обводили вокруг пальца псы-рыцари под видом бизнесменов. Однажды отец и сын из Гиссена, фирма «Иллюзион», приехали на техническую выставку, после её закрытия попросили его подыскать им квартиру на 5 дней. Тот понадеялся на бюргерскую порядочность, через одного знакомого снял им квартиру. Он проработал с ними, как порядочный, положенное время. Приехав в аэропорт, эта шантрапа, почти из Сан-Тропе, сказала, что у них нет денег, удалились на паспортный контроль. Гида ждал еще один сюрприз, эти два проходимца наговорили по телефону. Одного гида подобные «бизнесмены» накололи на 2000 у.е.

Но американцы ведут себя безукоризненно. Вручив гиду чек за работу, их турлидер не мог и подумать, что русский банк не примет чек, который действует по всему миру. Гид отправляет чек опять турлидеру, тот прислал другой, а тут случается обвал «Август 17-го», своего рода продолжение «Октября 17-го», чек снова не приняли, гид снова отослал его турлидеру. Только спустя три года гид получил через своего знакомого гонорар!

С работой теперь большая напряженка. Туристический поток ослабевает, число немецко-говорящих туриков сократилось на 25%. Тенденция не меняется. Объясняют экономическими трудностями при освоении залежных земель Восточных провинций Германии, удалением большого объема металлолома народных предприятий. Тем более что жители на Востоке страны открыли для себя часть своей родины на Рейне и весь мир в придачу. Молодежь отправляется вкусить экзотики в южные страны, пощекотать нервы, почувствовать свое превосходство над беспросветной нищетой, оплачивая эти туры своей жизнью в Египте, Индонезии, Йемене, Уганде, Кении, где по ним проливают крокодиловы слезы туркомпании. Единственная их надежда на слабую память.

В этом отношении Санкт-Петербург – объект ностальгического туризма для старого туриста.

А в это время зарубежная пресса ловко направляет туристический поток в другие регионы. Только в Альпы на зимние каникулы съезжаются миллионы туриков! Правда, время от времени происходит аннуляция групп под снежными завалами, живой турист был бы, кстати, в заснеженной России, но это уже личное дело турика. Безопасность турика не есть самое главное для него.

Что касается безопасности, Россия, вероятно, наиболее благоприятная страна, хотя и здесь происходят эксцессы, когда у турика исчезают ценные вещи в отеле, в аэропорту или просто на улице. Турик в России не является предметом торга, хотя драма с заложниками на Дубровке может отпугнуть потенциального посетителя, одна надежда на короткую память. Западная пресса пугает добропорядочного бюргера мафией. Первый вопрос, который задает турик в аэропорту: как обстоят дела с мафией, можно ли ходить одному по улице, можно ли чистить зубы водой из крана и так далее. Клиент в России видит опасность на каждом углу. Он считает, что нужно строить круглые здания, чтобы не стреляли из-за угла.

Гид пытается объяснить озабоченному турику, что у русской мафии такие масштабы, что ему и не снились.

У гидессы есть на этот случай домашняя заготовка: «Народ и мафия неделимы!» Опасность представляют грязные, заразные цыгане, занимающихся попрошайничеством (как только гидесса произнесет про себя это длинное слово, цыганенок тут, как тут. Английское слово куда более емкое и короче beggar) у памятника Пушкину. Они цепко хватают туристов, последние начинают кричать. Боятся подцепить какую-либо заразу. Проведения фестивалей на Площади Искусств может провалиться только из-за того, что цыганскую проблему переложили на плечи турика. Цыганята могут напасть на тщедушного в переходе метро, напугав его до смерти. Второй раз тот уж точно не приедет сюда, отговорит своих знакомых. А устная реклама имеет решающее значение при выборе страны для путешествия, пресса подольет масло в огонь. Вот и сидят председатели комитета по туризму и гадают, почему турист едет подальше от Вашей чумы. И цунами ему не страшен. Лучше умереть в тепле, чем околеть от холода.

Как не было, так и не существует продуманной культуры иностранного туризма, есть только докторские диссертации, а если она и существует, то только за большие деньги. Этой сферой занимаются бывшие экскурсоводы.

Идея превратить Санкт-Петербург в туристический брэнд, т. е. в торговую марку, превратилась в свою противоположность. Чего стоит встреча в аэропорту, турист выходит чуть тёпленький.

Чтобы научиться уму разуму господа от туризма выбивают себе командировки в Венецию, познакомится с основами организации и привлечения туристов. Каждая турфирма в городе на Неве имеет свой опыт, который учитывает местные условия, только его еще никто не обобщил, это последнее звено в длинной туристической цепочке.

   Зарубежная пресса замусорила мозги турика русской мафией, а он верит печатному слову.   Другое дело мелкие воришки на улице, в метро и в пригородах. Видеокамеры, фотоаппараты, бумажники могут стать легкой добычей уличных «гусаров», промышляющих в толпе летними днями. Осторожность – мать ящика с фарфором «Vorsicht ist die Mutter der Porzellankiste», утверждают немцы. Гид начинает упоминать другую мать или Мартина Лютера, когда у турика среди бела дня умыкнут деньги, удостоверение и самое главное, водительские права, а если еще и зарубежный паспорт, тогда вообще гаси свет. Если на следующий день документы где-нибудь находятся подброшенными, это одно дело, а если их след простыл в закромах коллекционера? Для гида начинается хождение по мукам, русского алфавита не хватит обматерить эту простофилю. Некоторые осторожные турики нашли замечательный способ носить свой бумажник в заднем кармане брюк, наивно считая, что пятая точка самая чувствительная и надежная. Дамы используют старый способ: носят бумажник на груди. Этим проверенным методом пользовались ещё после войны, когда в стране был разгул преступности.

После открытия движения троллейбусов по Малой Морской улице у карманников появилась новая точка деятельности. Они садятся на конечной остановке у задней двери втроём. Если водитель троллейбуса увидит кучку туристов на остановке рядом с гостиницей «Астория», то в этом случае он остановит свою колымагу таким образом, чтобы турики зашли именно в ту самую дверь. Пока добропорядочные туристы ищут мелочь в толстых бумажниках, кондукторша, знающая «добрых молодцев» в черных куртках в лицо, даже не повернет голову в их сторону. Водитель даст по тормозам. Этого и ждут мазурики. Не обнаружив бумажника, турист бежит в гостиницу, где он только что проверил его наличие в боковом кармане в присутствии жены.

Обывателю кажется, что мафия пытается взять туризм под свой контроль. Может, это уже и произошло. Дерзкое убийство вице директора турфирмы «Чесма» по фамилии Ким открыло многим глаза на суть происходящего, все, что осталось от молодого человека после взрыва у лестницы его дома прожило еще 18 часов. Турфирму закрыли, сын губернатора не пострадал, а 40 гидесс остались без работы, затем они дружно окопались в другой конторе. Два года спустя был убит наемным киллером девятью выстрелами генеральный директор турфирмы «Глобал» по имени Сергей прямо у двери офиса. Считается» он кого-то «кинул», вернее говоря, хотел отобрать лакомый, жирный кусок под названием «Чемпионат мира-2000».

Пока идут разборки среди сильных мира сего, каждой весной гидовский вал перекатывается словно прилив и отлив от одной «фирмы» к другой в надежде получить заказ.

Жизнь турика в Петербурге и Москве беззаботна, если конечно не «кинут». Самое главное не опоздать на следующее развлечение. Ведут под белы ручки от одного удовольствия к другому, только раскошеливайся. Услуги стали, правда, дорогими. Проживание в гостинице для индивидуала составляет $300 в сутки, а с русской гетерой, включая скоропостижный курс русского языка, еще круче. Диктатор Северной Кореи спустил за несколько дней $50.000. Принцы и принцессы оставляют также немало. У них в городе есть свой гид-переводчик с восточным загаром и большим наваром. В Париже, например, услуги 200$, но без допуслуг и доппродажи.

Городу нужна цепь маленьких отелей по цене 50-100$, «коликчество» определяет «какчество», приговаривал Аркадий Райкин. Отцам города, вероятно, это сто лет в обед не нужно, можно прожить на внутреннем туризме и своих курортах, хлопот меньше. Наметился большой размах к 300-летию города. А гиды пока подумывают о том, чтобы проводить экскурсию под эпиграфом: «Город, где нас надрали!».     

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]