Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
DO_ak_econrazv.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
5.78 Mб
Скачать

Вопросы для обсуждения

  1. В чем причины роста отрицательного сальдо внешнеторгового баланса в РБ?

  2. Какие экономические меры могут быть наиболее эффективными при защите отечественного рынка промышленной продукции?

  3. В чем состоят особенности регулирования валютного обменного курса в РБ?

Литература

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. – С.304 – 370, 396 – 423;

  2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – С.178 – 220;

  3. Менкью Н.Г. Принципы макроэкономики. – СПб.: Питер, 2008. – С.340 – 393;

  4. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2004. – С.218 – 804.

Тема 9. Экономический рост и развитие в национальной экономике. Модели развития национальных экономик

Экономический рост и развитие - две важных категории как экономической теории, так и практической экономической деятельности. Не всякий экономический рост означает экономическое развитие. Но всякое экономическое развитие предполагает экономический рост, как правило.

Следует отметить, что в каждой из стран, интенсивно развивающихся со второй половины ХХ века, как показал анализ, существуют разные модели экономического роста. Не существует единой универсальной модели развития.

Вот почему, чтобы понять, почему одни страны развиваются быстрее, другие – медленнее следует рассмотреть особенности национальных моделей развития, выделив в них общее, особенное и специфичное.

9.1 Модели экономического развития ХХ века. Конституционально-классическая модель экономического развития США. Государственно-институциональная модель экономического развития Японии. Социально ориентированная модель развития Швеции.

В мире существует более 200 стран, каждая из которых обладает некоей моделью экономики. Но уровень экономического развития, темпы развития, уровень жизни в этих странах разные. К наиболее развитой группе стран относятся т.н. страны «большой семерки». В них производится подавляющая часть мирового валового продукта. Все эти страны базируются на рыночной модели развития. Но, даже говоря об этих странах, следует отметить, что модели рыночной экономики в них разные.

Если общим критерием для рыночных систем является рынок с колебанием спроса, предложения и цен, превращенный в двигатель производства, почему одна рыночная сис­тема развивается быстрее, а другая медленнее.

Уже не подвергается сомнению положение о том, что большое влияние на уровень экономического развития оказывают институциональные факторы (государство, наличие различных форм собственности, традиции, менталитет и т.п.). Но самым, пожалуй, важным является такой фактор как роль и место государства в экономической системе.

Отношения государства и рыночной экономики определяются, как правило, с помощью рамок задаваемых Конституцией государства. Остающееся экономическое пространство используется политикой (экономической, включая и социальную). Именно этот сегмент и развивает отношения между государством и экономикой, характерные для конкретной экономической системы и обусловливающие ее развитие.

На сегодняшний день самой экономически мощной державой являются США. Модель экономики характерная для этой страны может быть охарактеризована как либеральная или конституционально-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим лекалам экономического и политического либерализма и законодательно закреплена в Конституции, принятой в ХVIII веке.

Анализ социально-экономического развития США за последние примерно сто лет позволяют выделить три важные характеристики американской экономики: рост валового национального продукта (ВНП) в целом и на душу населения; динамика структуры рабочей силы и - возросшее вмешательство государства в экономику.

Среднегодовые темпы его роста были более 3 %. До 1930 г. -- примерно 3,5 %, после 1949 г. -- 3,6 % . По мнению американского профессора Л.Рейнольдса, ВНП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 г.

При этом следует помнить, что такие темпы развития были ха­рактерны для страны классического капитализма и рыночной системы, не с точки зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света и, прежде всего, из Англии парадигмы рынка в чистом виде в по­ведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное происхожде­ние США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учре­дить чисто буржуазное общество.

Отцы американской демократии - Т.Джеф­ферсон, Б.Франклин, Дж.Мэдисон, Дж.Адамс - прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмиг­ранта, его психологии. Они желали "достигнуть высокого уровня развития и свободы для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими", совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желания строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного че­ловека. "Если бы люди были ангелами, - писал Дж. Мэдисон, - в правительстве не было бы необходимости"

Важная черта современной американской эконо­мики - возросшее вмешательство в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмеша­тельства.

Первое. Обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы и покупки материалов и оборудования и т.п. в частном секто­ре: около 80 % продукции реализуется через частный сектор и более 20 % -- это так называемые правительственные закупки продукции, которые про­изводятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений. Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т.д., под­держивание национальной обороны.

Второе. Перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей (transfer payment). Распределитель­ный эффект выражен в трансферных платежах (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой "потребительской корзиной". Доля трансферных платежей в ВВП уве­личивалась от 1 % в 1929 г. до 6 % в 1950 г., составила почти 15 % в 1983 г. и 16,44 % в 1990 г. Сегодня они составляют более 20%.Следует отме­тить, что доля их в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии. Что касается распределения других доходов (от труда и от собственности), то картина здесь следующая: 4/5 всех рыночно оп­ределяемых доходов составляют трудовые.

Третье. Вмешательство в частный рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.

Четвертое. Макроэкономическое регулирование кредитно-денеж­ной сферы через Федеральную Резервную Систему.

Рыночная система США позволила создать простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам За­падной Европы, начиная с конца ХVIII века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значитель­ный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения пот­ребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США - только 200 лет.

Политическая демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскре­постив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов и т.д.), она с помощью об­щественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.

Япония - страна специфического, своеобразного и относительно позднего становления капитализма и рынка. Анализ темпов роста на­иболее высокоразвитых экономик, проведенный С.Кузнецом, показал, что за 1860 - 1960 гг. Япония и Швеция дали самые высокие темпы роста - около 3 % в год. В 1957 - 1973 гг. для Японии был характерен самый высокий в мире темп роста ВНП в целом и на душу населения. В 1961 - 1970 гг. среднегодовые темпы роста про­мышленного производства страны составили 15 %, а ВНП - 11,1, тогда как для США - соответственно 4,1 и 4,0 %, а для Западной Европы -- 5,4 и 4,9 %. Если за последующие два года - 1972, 1973 гг. - принять данные по США за 100, то в 1973 г. по сравнению с 1950 г. на душу населения ВНП увеличился в среднем для всех промышленно развитых стран капитализма с 38,4 до 64,4 %, то для Япо­нии - с 9,4 до 55,5 %. В результате доля Японии в мировом капи­талистическом производстве и внешнеторговом обороте к середине 70-х гг. резко повысилась

Первые послевоенные 15 - 16 лет создали, заложили основы функционирования японской экономики сегодня.

Послевоенная оккупация побежденной Японии осуществлялась аме­риканскими войсками. Американская администрация начала проводить демократические преобразования и способствовать формированию ры­ночных структур. Одним из первых актов американского оккупационной администрации явилась директива японскому прави­тельству от имени американского штаба о роспуске крупных монопо­лий - дзайбацу. Затем была проведена земельная реформа, устанав­ливающая предельную норму землевладения. Превышавшие норму участ­ки земли подлежали выкупу государством у помещиков, после чего крестьянству было предоставлено право приобретать эту землю. Ре­форма привела к известному перераспределению собственности на землю, резкому сокращению помещичьего землевладения и расширению крестьянской собственности на землю.

В 1946 г. была принята новая конституция, коренным образом из­менившая государственный строй. Она сохраняла монархию, но значи­тельно расширяла власть парламента. Были предоставлены полити­ческие права женщинам, снижен возрастной ценз для избирателей. Согласно Конституции Япония отказывалась от войны как средства разрешения международных споров и от содержания вооруженных сил, что наложило значительный отпечаток на послевоенное экономическое развитие Японии.

В целом в развитии рыночной системы Японии прослеживается четыре этапа:

Период

Характеристика этапа

(1867 - 1945 гг.)

Прямое государственное регулиро­вание, обеспечивающее высокий темп роста и становление госу­дарственно рыночных структур;

(1945 - начало 70-х гг.)

Косвенное регулирование (ставка процента, государственные инвестиции, общественный сек­тор, система льгот, разработка государственных программ)

третий (70 - 90-е гг.)

Характеризуется отказом от косвен­ного регулирования и трансформацией экономической роли госу­дарства в рамках администртивно-финансовой реформы(АФР);

(90 – 2000- е гг.)

Характеризуется отказом от государственного регулирования национальной экономики в рамках сложившихся после 1945 г. форм и методов. Сегодня в Японии идет трансформация модели государственного регулирования в сторону открытости национальной экономики и участия в процессах глобализации.

В совокупности все эти четыре этапа в Японии позволили:

1) обеспечить самые высокие темпы роста экономики за последние более чем сто лет;

2) создавать и модернизировать в зависимости от экономической ситуации рыночные структуры, обусловившие высокую конкурен­тоспособность японской продукции;

3) снизить долю государственного сектора. После денационализа­ции железной дороги государственный сектор перестал играть сколько-нибудь заметную роль в экономике страны (80-е годы ХХ века);

4) повысить уровень жизни населения.

Таким образом, развитие рыночной системы, обусловлено зна­чительной ролью государства и его институтов в этом процессе. Са­ма рыночная система Японии может быть охарактеризована как госу­дарственно-институциональная. Это связано с тем, что на протяжении более чем 150 лет государство способствовало формированию рыночных институтов и их поддержке с стране.

Наряду с Японией Швеция в 1860 -1960 гг. дала самые высокие темпы роста ВНП на душу населения в мире: в среднем около 3 % в год. В 70-е гг. ХХ в. она занимала первое место в За­падной Европе по объёму продукции на душу населения. Такого положения Швеция добилась в результате развития перераспределительной системы. Налоги в 70 – 90-хх гг. имели тенденцию к росту: 1971 - 40,2 % в ВВП; 1985 - 50,1; 1989 - 55,8 %.Сегодня – чуть больше 50%.

Рост налогов обусловлен, прежде всего, тем, что с 50-х гг. соци­ал-демократами был взят курс на создание "функционального социа­лизма". Намечена была не только цель - повышение благосостояние народа, но и средства ее достижения и источники финансирования - налоги, перераспределяемые через политические решения социал-де­мократического правительства. Кстати, это правительство находиться у власти с начала 30-х годов (уступив власть консерваторам только один раз - в середине 90-х годов, но проиграв сразу же следующие выборы).

В условиях относительно благоприятной для шведской экономики конъюнктуры сложилось своеобразное "разделение труда": социал-демократическое правительство отлаживало механизм перераспределения, развивало систему социального обеспечения, а предпринимателям оставило про­изводство, экономику.

В Швеции теоретической основой экономической деятельности государства являлся и является "неокласссический синтез", прагмати­чески соединяющий кейнсианские и неолиберальные теоретические концепции. Главная идея - необходимость государственного регули­рования экономики при сохранении рыночных отношений и сильного предпринимательства. На протяжении десятилетий социал-демократы Швеции проводили прагматический курс "дагенсполитик" - "политики дня". Превосходная конъюнктура позволила правительству социал-де­мократов добиться повышения жизненного стандарта основной массы населения без особого ущерба для предпринимательства, но это в благоприятные годы. В 70-е гг., когда экономическое положение страны ухудшилось, государственный сектор, государственные расхо­ды легли тяжелым бременем на экономику. Начиная с 1970 г. числен­ность занятых в государственном секторе ежегодно увеличивалась на 2 %, что требовало увеличения бюджетных расходов, а, следовательно, и роста налогов, который переставал стимулировать производство.

Хотя Швеция является относительно малой страной, ее экономика в большой степени диверсифицирована. Традиционные отрасли, базирующиеся на двух наиболее важных сырьевых ресурсах - железной руде и лесе, по-прежнему играют важную роль, однако возросло значение машиностроения и различных высокотехнологичных секторов. Мало других стран размером со Швецию имеют свое собственное авиастроение и ядерную энергетику, а также две национальные автомобилестроительные компании, развитую отрасль по производству вооружений, телекоммуникационную отрасль с высоким уровнем технологии и две крупные фармацевтические группы.

Вплоть до середины ХХ века, отрасли, связанные с переработкой леса и железной руды, составляли основу промышленного производства и экспорта. В современной экономике лес, железная руда и вырабатываемые из них полуфабрикаты играют уже второстепенную роль, уступив ведущее место машиностроению, электротехнике и электронике. Однако Швеция по-прежнему остается одним их крупнейших в мире производителей и экспортёров железной руды, качественной стали, пиломатериалов и целлюлозно-бумажной продукции. Одна из важнейших особенностей экономики Швеции — ее “ярко выраженная экспортная направленность”: на внешнем рынке реализуется около 25% валового национального продукта и более 30% промышленных товаров. Страна сильно зависит от импорта, за счет которого покрывается до 25% потребностей Швеции в товарах и услугах. Это может быть объяснено процессами интеграции, происходящими в Европе. Экономике страны свойственна высокая степень концентрации производства и капитала. В ведущих отраслях промышленности, судоходстве, банковском деле преобладают крупные концерны, такие как “СКФ”, “АСЕА”, “Эриксон”, “Электролюкс”, “СААБ-Скания”, “Вольво”. Эти и многие другие фирмы находятся в тесной связи с крупными банками. Монополизация экономики очень высока в Швеции. Особенностью является и сосредоточение крупных капиталов в руках отдельных семейств. Например, семейство Валленбергов контролирует компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1\3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как “смешанная экономика, соединяющая основные формы собственности: частную, государственную, кооперативную”. Около 85% всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. Остальная часть приходится на государство и кооперативы. Государственный сектор расширяется, а доля кооперативного почти не меняется с 1965 года. Шведский государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину сферы услуг, доля государства — 92%, в том числе в здравоохранении — 91,9%, в образовании — 88,7%, в социальном страховании — 98,2% (по данным 1982 года). В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний — 56%.

Сегодня шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство. Все это в совокупности и позволило создать своеобразную шведскую модель социально ориентированной рыночной экономики.

В нашей стране также существует специфическая модель социально ориентированного экономического развития. Наиболее полно она сформулирована в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]