Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
макет-диалектология.doc
Скачиваний:
330
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
1.63 Mб
Скачать

7. Повелительное наклонение

Система форм повелительного наклонения в русских народных говорах одинакова с системой форм литературного языка: это 2 лицо единственного и 2 лицо множественного числа. Большинство глаголов не имеет в народных говорах отклонений в образовании форм повелительного наклонения, если не считать форм 2 лица множественного числа в севернорусском наречии, где окончание –ТЕ под влиянием еканья и ёканья имеет вид –ТЕ или –ТЁ (несите, неситё; подвезите, подвезитё), а на юге под влиянием яканья – -ТЯ (н’ас’ит’а, пъдв’аз’ит’а). Аналогичное явление, кстати, наблюдается и во 2-м лице множественного числа глаголов настоящего и будущего простого времени в указанных говорах: н’ес’от’е, сп’ешыт’о на севере и н’ас’от’а, сп’ашыт’а – на юге.

Однако вернёмся к повелительному наклонению. В диалектах так же, как и в литературном языке, в качестве строевых элементов повелительного наклонения выступает окончание –И (более древнее по происхождению) и нулевое окончание, но распределение их по глаголам не совпадает с литературным языком. Оределенная группа глаголов в говорах южнорусского наречия, частично севернорусского, образует 2-е лицо с нулевым окончанием (в отличие от литературной формы с окончанием –И): становь, положь, не дышь, погодь! не обмань! вороть! и др.

Форма повелительного наклонения от глагола лечь может выступать в двух вариантах: ляг! и ляжь! Форма ляг! обычно наблюдается в тех говорах, где глагол спрягается с основой на [г] во всех лицах: лягу, лягешь и т.д. (севернорусское наречие), а форма ляжь! выступает в тех говорах, где глагол имеет основу на [ж]: ляжу, ляжешь и т.д.

8. Диалектные формы причастий и деепричастий

8.1. Суффиксы -н, -ен, -т, -ден в причастиях

Из 4-х присущих литературному языку групп причастий (действительного залога настоящего времени, действительного залога прошедшего времени, страдательного залога настоящего времени, страдательного залога прошедшего времени) первые три для диалектного языка не характерны. Причастия действительного залога встречаются крайне редко. Следует иметь в виду, что формы на -ЕМЫЙ, -ИМЫЙ в диалектной речи являются не причастиями, а прилагательными: овраг страшимый, земля родимая (плодородная), родимый батюшка (родной).

Категория причастий в русских народных говорах представлена почти исключительно страдательными причастиями прошедшего времени. Они имеются и в полных и в кратких формах, обычно выступая в функции сказуемого. Если же это функция определения, то образования на -НЫЙ, -ТЫЙ являются не причастиями, а прилагательными: постелем лен на кошёную пожню; я вам с открытой душой скажу.

В образовании страдательных причастий по говорам используют те же суффиксы, что и в литературном языке: -ЕН (-ЕНН), -Н (-НН), -Т, -ДЕН9, но распределение их по разрядам глаголов иное, чем в литературном языке. Так, суффикс -ДЕН- участвует в образовании причастий не только от глагола есть - съеден, но и от глаголов брать, взять, дать: даден, браден, взяден, отдаденой, взяденой и под.

Такие образования наблюдаются на территории южновеликорусского наречия и среднерусских переходных говоров.

В южнорусских говорах шире, чем в литературном языке, представлены формы страдательных причастий с суффиксом -Т: нарватый, сламатый, ткатый, ис тр’ох шшэпък сабрата). В севернорусском наречии наоборот: те причастия, которые в литературном языке образуются с помощью суффикса -Т, в большей степени оформляются суффиксом -Н: колоный, молоный, полоный, оденый, спеный, выдернёный. Такие формы встречаются и на юге, но реже.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]