Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Fonetika-1254.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
345.6 Кб
Скачать
  1. Спорные случаи определения фонемного статуса немецких согласных.

В фонологической литературе господствует мнение, что среднеязычный щелевой Ich-Laut и увулярный щелевой Ach-Laut являются комбинаторными аллофонами одной фонемы, первый встречается после гласных переднего ряда, второй – после гласных заднего ряда. На более ранних этапах истории немецкого языка они действительно были аллофонами одной фонемы, но уже в нововерхненемецком периоде приобрели статус противопоставленных фонем.

Однако привлечение заимствований показывает, что оба согласных встречаются в начале слова и притом перед одними и теми же гласными. Charon – Chakase, Cherson, Cherub, Choreus – Chorezmler. Появление Ich-Laut в словах древнегреческого языка никак не мотивированы – они попали в немецкий, когда греческий уже был мертвым языком, к тому же, греческий х – заднеязычный звук.

Для фонологической интерпретации очень показательным являются дублетные произношения Charude /Charude. Оппозиция Ich-Laut и Ach-Laut отчетливо видна в Aachen – Mamachen, rauchen – Frauchen, Kuchen – Kuhchen. Суффикс chen прибавляется к любому корню независимо от того, на какой звук он оканчивается, замена его на Ach-Laut недопустима, что и является необходимым и достаточным свидетельством их фонематической противопоставленности.

Позиционные условия, в которых встречался Ich-Laut – поствокальныя позиция после переднеязычных гласных, исключали возможность его появления в абсолютном начале слова. Поэтому в исконно немецких словах Ich-Laut в анлауте не встречается.

Некоторые авторы, считающие Ich-Laut и Ach-Laut одной фонемой, связывают с ней согласный h, якобы находящийся с ними в отношении дополнительной дистрибуции. Согласные h и сh разные по происхождению. Сh возник по второму (верхненемецкому) передвижению согласных, Hauch-Laut – по первому на месте индоевропейского /к/. оба согласных отчетливо противопоставлялись в интервокальной позиции в конце морфем еще в средневерхненемецком: sehen – stechen. В нововерхненемецком Hauch-Laut в этой позиции как правило выпадал. В исконно немецких словах он встречается за редким исключением лишь в начале морфем beherrschen, gehören, Freiheit.

Известное ограничение в дистрибуции Hauch-Laut не является фонетическим. К тому же есть примеры с внутриморфемным интервокальным Hauch-Laut. Uhu, Ahorn, Oheim

Самостоятельность Hauch-Laut подтверждается и тем, что он выполняет конститутивную функцию: он не может быть опущен без того, чтобы слово не было разрушено: Held, Hof, haben

В позиции начала слова Hauch-Laut четко противопоставляется Ach-Laut и Ich-Laut.

/ng/ возник из средневерхненемецкого сочетания ng. От других носовых m и n отличается тем, что первые встречаются в любом фонетическом положении и в сочетании с другими согласными, а /ng/ только к конце слога и перед согласным: jung, lange, Jüngling, denken.

Решающим для фонематической трактовки /ng/ является то, что внутри этого согласного нельзя провести морфемный шов. Он противопоставлен сочетанию ng, встречающемуся в сходных фонетических позициях, но обязательно на стыке морфем: Angel – Angabe, hungern ungern. Большинство фонологов считают /ng/ особой фонемой.

Ограниченной дистрибуцией отличается и согласный j, встречающийся только в начале фонем перед гласными, это правило не имеет ни одного исключения, поэтому Трубецкой считал j аллофоном гласной фонемы i, а не согласным.

Поскольку в немецком языке нет просто гласной фонемы верхнего подъёма переднего ряда, а имеются две фонемы долгое и краткое i , то такая формулировка без каких-либо оговорок не может быть признана корректной. Указанное Трубецким ограничении дистрибуции справедливо только для краткого i, долгое же i (в его полудолгом аллофоне) встречается перед гласными во многих заимствованиях и интернационализмах: Dialog, Biologie, Bibliothek, Triumph. Для фонематической трактовки отношений между j и i решающую роль играет тот факт, что в одной и той же позиции (между согласным и гласным) встречается не только i, но и j в виде глайда (неслогообразующий i), т.е. сонанта, в котором голос над шумом значительно преобладает. Суффиксы tion, ion и других примеров Filiale, sozial, Indien, odiös. Так же есть случаи, в которых i и j стоят после одинаковых или сходных согласных перед одинаковыми гласными: Medium и Kolloqujum. Фонематическая самостоятельность j и i подтверждается также произношением слова Jiddisch, где в анлауте возможен только согласный j, поскольку сочетание двух гласных в немецком в этой позиции невозможно. В языке как отмечал Фиетор j чередуется с g – ruhige, что также подтверждает его консонантный характер.

Представляют ли аффрикаты одну фонему или же сочетание двух фонем.

Немецкую аффрикату /pf/ следует признать монофонемной, так как в ней нельзя провести фонемный шов. Abfall – Apfel, Klopffechter, klopffest.

C аффрикатой /ts/ сложнее, так как сочетание фонем t и s на стыке морфем в интервокальном положении нет. Граница морфем внутри этого сочетания бывает только в конце слова в формах родительного падежа с окончанием s. В этом положении аффриката и сочетание фонем встречаются в минимальных парах: kurz – Kurts. В пользу признания /ts/ монофонемой выступает и ее происхождение. Она восходит к глухому смычному t – следствие второго передвижения.

Фонологическую самостоятельность фонемы /tsch/ легко доказать, хотя она и редко встречается. В анлауте она представлена двумя словами: Tschehe, tschüß. Klatschen – Ratschlag.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]