Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История человечества в философии В.В. Розанова....docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
40.79 Кб
Скачать

§ 2. Вопросы семьи, пола, религии в творчестве в. В. Розанова

Истоки миросозерцания В. В. Розанова восходят к ут­верждению семейного во­проса как главного в жизни общества. Здесь корень его воззрений на религию и литерату­ру, на философию и политику.

Широко и всесторонне, как никто до него в России, иссле­довал Розанов проблемы семейной жизни и пола, разводов и незаконнорожденности, холостого быта и проституции и их отражения в законах и религии.

Свою книгу «Семейный вопрос в России» он начал с ут­верждения, что семья никогда не являлась у нас предметом философского исследования, оставаясь темой художественно­го воспроизведения, поэтического восхищения, даже шуток. Однако семья, по его словам, есть упавшая нашим небрежени­ем с воза драгоценность, которую найдем мы опять или нет, неизвестно. Но во всяком случае должна быть восстановлена целостная, прочная, чистая семья, семья как нравственная ос­нова общества.

Розанов видит причины упадка семьи в том, что наиболее известные литературные примеры не показывают семейного счастья и благополучия. Достоевский в Пушкинской речи го­ворил о Татьяне Лариной как об идеале русской женщины, от­казавшейся идти за Онегиным, которого любит, и оставшейся со стариком генералом, которого она не может любить и за которого вышла лишь потому, что ее «с слезами заклинаний молила мать».

Розанов решает этот вопрос иначе, ставя во главу утла во­прос о семье и детях. Отсюда и вывод: «Да, Татьяны милый идеал» — один из величайших ложных шагов на пути развития и строительства русской семьи. Идеал — бесплодная жена, без надежды материнства... Так же он говорит об Анне Карениной, и далее делает вывод, отражающий его отношение к постанов­ке семейного вопроса в русской литературе: «Да, это порази­тельно, что два величайшие произведения благородной литера­туры русской — «Евгений Онегин» и «Анна Каренина» — по­священы апофеозу бесплодной семьи и мук страдальчества в семье». Так Розанов объединяет два совершенно разных лите­ратурных образа. Татьяна Ларина — казалось, оплот добропо­рядочности и всех добродетелей, — не может отказаться от светской жизни и всех условностей света ради счастливой жиз­ни с любимым человеком. Анна Каренина же, наоборот, жен­щина падшая с точки зрения взглядов того времени, не может найти счастья и благополучия в семье и в результате всей своей драматической жизни заканчивает свою жизнь под колесами поезда. Результатом двух этих историй не стала счастливая гар­моничная семейная жизнь.

В 1899 г. в книге «Религия и культура» Розанов делает пер­вую попытку сформулировать свою семейно-родовую теорию пола, определить место семейно-брачных отношений в совре­менной жизни. Жизнь начинается там, где в существах возни­кают половые различия. Растения и те не лишены пола, но со­вершенно лишены его камни.

Половая жизнь — тема всей нашей цивилизации, утвер­ждает он в книге «В мире неясного и нерешенного», в этой же книге дан первый набросок розановского «Культа солнца» как жизнетворного начала, в котором воедино сливаются религия, пол, семья.

Поскольку превыше всего — выше различных партий и идеологий, выше шаблонной «нравственности» и церкви — Розанов ставил семью, то неслучайно прекрасный образец, «идеал» человеческого общежития он увидел в библейском об­разе семьи, религиозных нравах, культивировавших семью как единственно важный и нужный организм. Тайную, связую­ щую воедино сущность семьи Розанов искал и находил преж­де всего у евреев и у древних египтян.

Он возвел в апофеоз пол, брак, семью, «чресленное нача­ло», пронизывающее весь Ветхий завет в отличие от аскетиз­ма Нового завета, с которым он всю жизнь сражался. И в этой борьбе живые страсти Библии, сексуальное начало в искусстве Древнего Египта, культ животворящего Солнца расценивались Розановым как высшее проявление человеческого духа.

Стремление Розанова убрать с пути брака и семьи (и их отражения в литературе) все препятствия, выдвинутые цер­ковью и государством, попытка создать свою интерпретацию культуры, придать ей новое понимание предопределили неод­нозначное отношение философа к Новому завету, к христиан­скому миру. Для Розанова Христос есть дух небытия, а хрис­тианство — религия смерти, апология сладости смерти. Рели­гия Христа лишь одно признает прекрасным — умирание и смерть, печаль и страдания. Христос считал «дела духа» — праведными, а «дела плоти» — грешными. Но если бы все вдруг стали праведниками и занимались только праведными делами, то просто в конце концов человечество вымерло бы и вместе с ним христианство. Главными же Розанов считал «дела плоти» и утверждал, что Христос пошел по неправильно­му, тупиковому пути, не внеся ничего в человеческую исто­рию, кроме горя, страдания, страха, смерти. Семья является основой общества, ее животворящей силой, ее и надо возвес­ти в религию, считает Розанов в своей статье «Религия семьи».