Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Апсг озв.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
337.92 Кб
Скачать

Трасса восприятия в движении

При восприятии архитектурной среды в движении ( пешеходном, транспортном) большое значение в последовательности восприятия видовых кадров имеют трасса движения, ее конфигурация, расстояние между формирующей ее застройкой, способ самой застройки.

Для прямой трассы движения характерны постепенная смена зрительных кадров, ń

Пространственно-временные характеристики городской среды структура видового кадра

Рассмотрим структуру видового кадра, который человек воспринимает со статичной точки зрения»

Ближние и дальние планы в зрительном кадре. Характер восприятия зданий зависит от дистанции наблюдения - из ближней, средней или дальней зон. Сложность состоит в том, что одни и те же объекты должны отвечать требованиям восприятия с различных дистанций.

С этой точки зрения представляет большой интерес композиция зданий, одинаково хорошо воспринимаемых с различных расстояний. Пол Рудольф так описывает восприятие Тадж-Махала: «На далеком расстоянии господствует силуэт. По мере того как вы приближаетесь, более отчетливыми становятся свет и тени, пластика сооружения, а затем, когда вы подходите совсем вплотную, его богатство и сложность совершенно поражают Вас. Во всех случаях игра света и тени и точки зрения, с которой здание будет восприниматься, тщательно рассчитаны». И далее; «Ле Корбюзье по-своему великолепно следует этому принципу. Быть может, никому из современных архитекторов не удается так, как ему, сделать свои здания такими понятными, независимо от точки зрения, с которой они воспринимаются. Капитолий в Чандигархе в должной мере пластичен (вблизи) и является господствующим элементом (издали). Присущую ему пластичность и игру света и тени не ощущаешь, пока не подойдешь к нему почти вплотную. Быть может, менее удачным решение оказывается тогда, когда вы подходите к зданию настолько близко, что можете дотронуться до него рукой».

Восприятие современный типовых зданий на близком расстоянии, когда ничто не возмещает отсутствия светотени от пластики стены, элементов живописи и скульптуры, которыми располагала архитектура прошлого, является скудным, обедненным.

Сложность и разнообразие ближней, так называемой «тактильной зоны» в современной застройке не могут быть достигнуты без включения в нее малых форм, озеленения, в том числе и вертикального, а также средств визуальных коммуникаций, рекламы и т.д.

Сочетание ближнего и дальнего планов в одном архитектурном кадре может быть различным в соответствии с характером задуманной градостроителем архитектурой среды - одноплановой или многоплановой. Сочетания эти могут либо иметь характер случайных накладок, (случайных раскрытий, либо представлять собой органичную картину, в которой объекты переднего плана открывают возможности обзора дальнего плана в местах, композиционно наиболее выгодных. Визуальные качества переднего плана могут быть различными: от сплошной стены до прозрачной диафрагмы. Разрывы в застройке или проемы, создающие возможность обзора дальнего плана, играют роль рамы: их размеры и конфигурация придают этой картине определенный характер. Прозрачная диафрагма переднего плана (деревья, малые формы или колоннада первого этажа дома на опорах ), фиксируя внимание на переднем плане, одновременно придает глубинность дальнему плану.

Активное участие дальних планов во внутренних панорамах жилого комплекса часто является важнейшим фактором композиции, отражающим принцип единого городского пространства, единой окружающей среды. Визуальная связь районов города противостоит замкнутости отдельных его частей, придавая ей особую остроту. Введение дальних планов природного окружения создает контраст искусственной и естественнее среды.

Зрительное восприятие любого района или части города не сводится к восприятию тех сооружений, которые расположены только территориально в пределах этого района. Искусство проектировщика состоит в том, чтобы использовать все возможности для того, чтобы ввести эти далекие сооружения в кадр, организовать дальние точки зрения. Ими могут быть памятники архитектуры, уникальные современные сооружения, элементы природы. Часто природа сама создает богатейшие возможности, и нужно только не препятствовать им, проектируя городской ландшафт. Значение элементов природы в картине городской среды видно из следующего примера. Гора Арарат - символ Армении с древнейших времен - буквально реет на Ереваном, видимая с многих точек зрения. Это характерный атрибут ереванского городского пейзажа и пейзажа многих городов и поселков Армении. Зрительный образ Арарата принадлежит Армении, хотя физически Арарат - за пределами страны.

Объекты дальних планов могут активно участвовать в общей картине в тех случаях, когда повышенный рельеф местности позволяет увидеть их за общим силуэтом застройки ближнего плана. Другой способ ввести в зрительный кадр дальние сооружения — использовать перспективу улиц или пространств не замкнутых, раскрывающихся свободно в определенном направлении. Неудачная постановка всего лишь одного здания лишает кадр выигрышного заднего плана.

Включение в зрительную картину проектируемой части города дальних планов городской застройки обогащает образ города. Зрительное сопоставление однотипной архитектуры в различных условиях наблюдения, а также соотношения относительных размеров зданий переднего и дальнего планов вносят необходимый контраст в зримую картину окружающей среды.

Количественное соотношение земли, неба и архитектуры в зрительном кадре. Если с ближних точек почти все поле зрения занято архитектурными объемами, то при средних и дальних точках зрения увеличивается площадь неба и земли в зрительном кадре. Плоскость земли занимает довольно большое место в попе зрения человека — это своеобразный «пятый фасад», который требует своего архитектурного решения. Перспективное сокращение плоскости земли делает более заметными и значительными легкие изгибы в плане пешеходных дорожек, очертаний газонов, рисунка мощения площадок.

Членения горизонтальной плоскости земли существенно влияют на восприятие размеров архитектурного пространства, придавая одному и тому же пространству в одних случаях увеличенный зрительно воспринимаемый размер, в других -уменьшенный. Особый случай - восприятие плоскости земли при значительных перепадах уровней. При этом плоскость земли видна почти фронтально, что позволяет воспринимать ее поверхность как самостоятельную плоскостную композицию.

В привычном видовом кадре небо «граничит» с внешним контуром архитектуры. Исследования архитектурного пейзажа выявляют эффект «кадрирования» неба архитектурой, что придает зримой картине качества необычайной глубины. Так, горизонтальная архитектурная плоскость (террасы, набережной), находящаяся на более высокой отметке, чем плоскость земли дальнего плана в зрительном кадре, граничит непосредственно с небом.

Линия горизонта в зрительном кадре всегда ценилась архитекторами. Ради возможности увидеть горизонт за колоннами первого этажа жилого дома в Марселе, поднятого на опоры, Ле Корбюзье снял вершину заслонявшего горизонт холма.

Верхний и нижний ярус архитектурного пространства. Средняя высота человеческого роста обусловливает различие в восприятии нижнего и верхнего ярусов архитектурного пространства. Нижний ярус может восприниматься человеком с близкого расстояния (вертикальные углы зрения позволяют видеть нижний ярус, начиная с удаления в 2м).

Верхний ярус многоэтажного здания воспринимается либо из ближней зоны в сильном ракурсе (который нередко не только искажает характер членений, но и совершенно видоизменяет архитектурную форму), либо с удаленных точек зрения в перспективном сокращении и фронтально. В последних случаях дистанция наблюдения может быть 60-100 м и дальше.

Отсюда ясно, что модулировка объемов и пространств нижнего и верхнего ярусов должна быть различна как по горизонтали, так и по вертикали. Более мелкая модулировка нижнего яруса, близкий человеку масштаб композиционных элементов соответствуют пешеходной зоне восприятие расположенной непосредственно у фронта застройки. Это пешеходные торговые улицы, фасады которых образованы витринами, малыми формами, входами, навесами и козырьками (Леенбаанв Роттердаме). Пластичность архитектурного пространства ближней зоны достигается взаимопроникновением интерьеров и внешнего пространства (крытые площадки, козырьки, вынесенные перпендикулярно фронту застройки витрины, галереи, сквозные проходы под зданием и т.д. ).

Приемы организации верхнего яруса должны быть построены на крупном ритме элементов и членений, рассчитанном на более удаленные точки зрения.