Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bakhin-NTR-28_07_2012.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
189.95 Кб
Скачать

Новые правовые конструкции и понятия, появляющиеся под влиянием нтр

В связи с возникновением новых средств фиксации изображения и звука комплекс сложных вопросов возник в сфере охраны интеллектуальной собственности. Если правовая защита интеллектуального труда не обеспечивает в полной мере охраны его результатов, у разработчиков отсутствуют стимулы к созданию новых объектов авторского и патентного права. С другой стороны, воплощенная в товаре интеллектуальная собственность препятствует его свободному обращению в трансграничном коммерческом обороте. Чем дальше, тем чаще будет возникать необходимость выбора приоритетов между свободой движения товаров и обеспечением защиты воплощенной в них интеллектуальной собственности.

В данном случае потребовалось создать специальную юридическую конструкцию, отражающую характер складывающихся отношений. Сперва на доктринальном уровне, а затем и в законодательстве появилось понятие «исчерпание исключительных прав». Исключительные права считаются исчерпанными (прекращенными), если запатентованный объект (или объект, в отношении которого действуют авторские права или на котором размещен товарный знак) введен в оборот либо самим правообладателем, либо третьим лицом с согласия правообладателя25. Поскольку товары ныне становятся все более интеллектуальноемкими, категория исчерпания прав, как надо полагать, в ближайшее время должна получить закрепление не только в национальном законодательстве, но и в международных соглашениях.

Весьма специфичной является проблема защиты авторских и смежных прав правообладателей при пиратском копировании и незаконной передаче произведений (исполнений) по кабелю, в эфир или размещение их в сети Интернет. Распространение произведений в цифровой среде (Интернет, телерадиовещание, кабельное телевидение и др.), возможность осуществления несанкционированной записи «живого» исполнения и многие другие новейшие технические возможности предполагают необходимость специального юридического урегулирования суперсовременных отношений интеллектуальной собственности.

Специальные меры защиты при использовании новейших ИКТ требуются в связи с тем, что анонимность пользователей информационных сетей создает благоприятную среду для различного рода мошенничеств и злоупотреблений. В последние годы участились случаи похищения денежных средств с банковских счетов, махинации с кредитными картами, незаконное копирование и использование аудиовизуальной продукции, компьютерных программ, средств индивидуализации и т.д. Получить доступ к частной секретной информации стремятся и хакеры-одиночки, и их объединения.

Особую опасность таят в себе действия некоторых промышленно развитых стран, осуществляющих несанкционированный импорт национального интеллектуального потенциала менее развитых и, следовательно, менее защищенных в этом отношении государств. В связи с этим уже ставится вопрос о разработке «новой трактовки понятий интеллектуальной собственности, культурных ценностей, национального достояния и вопросов, связанных с их охраной»26.

Современный уровень технологии позволяет устанавливать на некоторые объекты устройства, обеспечивающие доступ к ним только пользователей, имеющих на это право. Парадокс, однако, заключается в том, что совершенствуются не только технологии охранных устройств, но и способы их нейтрализации. Пиратское использование декодирующего оборудования для доступа к заблокированным услугам приобрело такие масштабы, что под эгидой Совета Европы было разработано специальное соглашение — Европейская конвенция о правовой защите услуг, предполагающих ограниченный доступ от 24 января 2001 г. (далее — Конвенция 2001 г.). Под услугами ограниченного доступа понимаются телевизионные программы, радиовещание (по проводам или через эфир, в том числе через спутники), услуги информационного общества (услуги, предоставляемые с помощью электронных средств, на расстоянии по индивидуальному запросу получателя).

Примечательно, что действие Конвенции 2001 г. не ограничено физическими и юридическими лицами государств-участников. Она применяется к любому лицу независимо от его гражданства и независимо от того, подпадает ли оно под юрисдикцию государства-участника (т.е. Конвенция 2001 г. построена на отсутствии взаимности)27. Подобное решение вопроса является хотя и спорным, но логичным применительно к трансграничным отношениям.

Нельзя не отметить, что в последнее время расширяется практика легального закрепления технических и узкоспециальных терминов в нормативных актах («провайдер», «поставщик услуг», «устройство обеспечения доступа», «доменное имя», «сервер» и др.). Насыщенность международных и национальных документов технической терминологией с каждым годом увеличивается. При этом большое значение имеет ее унификация посредством международных актов, в первую очередь международных договоров.

Вместе с тем, поскольку разработка международных соглашений представляет собой достаточно длительный процесс, некоторые международные организации стали выпускать особые словари (глоссарии), в которых объясняется значение необходимых технических терминов. Так, с целью единообразного толкования специальной терминологии МТП разработан E-Terms service — словарь основных понятий в области электронной коммерции28. Аналогичный справочник подготовлен и Рабочей группой по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям при Европейской экономической комиссии ООН29.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]