Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
13.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.04 Mб
Скачать

Булатный щит с золотой насечкой, принадлежавший князю Фёдору Мстиславскому. XVI в.

двух частей: те, которые уже были завоёваны Московским государством, и те, где московских войск ещё не было. Следовательно, Россия и Польша с Литвой должны были либо разделить Ливонию между собой, либо начать борьбу за захват всей её территории в одни руки.

Делиться никто не пожелал.

Начавшиеся вскоре московско-литовские бое­вые действия шли с переменным успехом. Наконец Иван IV собрался с силами для нанесения решающего удара по неприятелю и захвата инициативы в свои руки. Целью похода стал город Полоцк на территории Великого княжества Литов­ского. Этот выбор не был случайным: Полоцк представлял собой богатый торговый центр, захват которого сулил огромную добычу; кроме того, в то время он был стратегически важным пунктом на ливонском театре военных действий. Помимо всего прочего в Полоцке обосновались литовские про­тестанты, а русские православные, равно как и польско-литовские католики, считали протестан­тизм новой опасной ересью. В борьбе с ним старые противники едва ли не были готовы стать союзниками. В Полоцке, у самого московского

335

рубежа, протестантизм представлялся русскому духовенству вдвойне опас­ным: ведь влияние протестантов могло перешагнуть и эту границу. Некоторые русские вольнодумцы уже связали с протестантизмом свою судьбу. Как раз среди полочан развернул свою деятельность бывший русский еретик Фома, ставший протестантским проповедником. Таким образом, в глазах митрополита Московского Макария и самого царя Полоцк был наиболее подхо­дящим объектом для новой военной кампании.

В начале января 1563 г. русские полки из полутора десятков городов сошлись в Великие Луки для похода на Полоцк. Сформированная армия насчитывала по самым скромным подсчётам не менее 130 тыс. человек и около 200 орудий разных типов и калибров. Возглавил войска сам Иван IV, и до конца своих дней царь гордился этим походом.

В начале февраля московские рати обложили Полоцк со всех сторон. Современники считали по­лоцкий замок первоклассной крепостью, но мощь царской осадной артиллерии была такова, что ядра прошивали крепостную стену снаружи и, пере­летев двор замка, били в неё с противоположной стороны изнутри. Пятая часть стены была уничт­ожена под действием московских пушек.

15 февраля город сдался. Захваченные богатства и артиллерийский арсенал были отправлены в Москву, а население депортировано во внутренние районы России. Полоцкие евреи вынуждены были принять крещение, а двое или трое упрямцев, не пожелавших креститься, отправились на дно реки Двины. Их судьбу разделил и протестантский проповедник Фома, к которому Иван IV испытывал особую неприязнь.

Взятие Полоцка стало величайшим триумфом московского оружия не только в Ливонской, но и во всех предыдущих московско-литовских войнах. Казалось, Ивану IV теперь открыта дорога на Вильно — столицу Великого княжества Литов­ского — и для окончательной победы требуется лишь какое-то небольшое усилие... Но недолгими были радости «полоцкого взятия». Без малого через год на реке Уле, невдалеке от того же Полоцка, армия князя Петра Шуйского потерпела в открытом полевом сражении сокрушительное поражение от литовских войск. Через несколько месяцев ещё одна московская рать была разбита под Оршей. 1564 год ознаменовал собой тот рубеж, когда московский натиск на Великое княжество Литовское был приостановлен почти на столетие.

В лагере врагов Ивана IV оказалась Швеция. В 1569 г. Польша и Литва в результате заключения так называемой Люблинской унии образовали прочное государственное объединение — Речь Посполитую, основная часть военного потенциала которой была мобилизована для борьбы за Ли­вонию. Московское государство испытывало боль­шие внешнеполитические трудности, а на ливонском театре военных действий перешло от наступления к обороне. Дела Ивана IV были бы совсем плохи, если бы не кончина в 1572 г. польского короля Сигизмунда Августа, открывшая долгий период «бескоролевья» в Речи Посполитой, поскольку старый король не оставил наследников и с его смертью пресеклась старинная династия Ягеллонов. Бескоролевье означало полное без­властие и неспособность активно вести боевые действия. На короткий период польским королём стал Генрих Валуа — будущий король Франции Генрих III, вскоре, однако, оставивший Польшу для борьбы за корону у себя на родине. И тогда одним из главных претендентов на польский трон выступил сам Иван IV. Его избрание под­держивали сильные политические группировки как в Великом княжестве Литовском, так и в самой Польше.

Шанс закончить тяжёлую войну наилучшим для России образом был упущен Иваном IV: в своей безмерной гордыне московский государь требовал от поляков и литовцев слишком многого и с трудом шёл на уступки. В 1575 г. он был готов в случае своего избрания взять под защиту католическое духовенство со всеми его имениями и доходами и даже давал понять, что, возможно, и сам перейдёт в католичество. Более того, царь сообщал полякам: «...Все вольности, права, честь и благородство, чины и обычаи, то всё, что перед тем имели и что себе теперь без короля постановили... я соблюдать и сохранять обещаю...» — и это при властном характере царя, ни в чём и никогда не желавшего поступаться своими политическими интересами! Но в одном Иван IV был твёрже алмаза: он требовал уступить Московскому государству Ливонию и Киев, которые не мог до сих пор взять силой. Естественно, никто в Речи Посполитой добро­вольно делать подобных уступок не собирался. И польский трон в итоге занял Стефан Баторий, семиградский воевода, пользовавшийся поддерж­кой турецкого султана.

В Ливонии Иван IV нашёл для себя неплохого союзника против шведов и поляков в лице датского принца Магнуса. Царь отдал ему некоторые ливонские города, создав тем самым зависимое от Москвы государство — королевство Ливонское, во главе которого и встал Магнус. Вновь оживились боевые действия, русские вместе с Магнусом перешли в наступление, один за другим занимая города и замки. Наступление продолжалось не­сколько лет, вплоть до 1577 г. Взяты были Пернов (Пярну), Венден (Кесь), была покорена значитель­ная часть Ливонии. Но своей жестокостью русские войска восстанавливали против себя население присоединённых областей. Что касается Магнуса, то царь довольно скоро поссорился с ним, оскорбив его по своему обыкновению, и это вызвало переход «ливонского короля» в неприятельский стан. Как только царская армия покинула Ливонию, захва­ченные города и земли немедленно начали отпа­дать от Московского государства.

Последний этап Ливонской войны был для Московского государства крайне неудачным. Сте­фан Баторий объявил войну Ивану IV и вторгся на

336

российскую территорию с многочис­ленной, дисциплинированной и пре­восходно вооружённой армией. Рус­ские крепости оказывали ему отчаянное со­противление, но сам государь московский не решался бросать свои последние резервы на помощь осаждённым городам: со времён Казани и первых ливонских походов силы России исто­щились, а опричнина выбила лучших воевод. В 1579 г. пал Полоцк, взятый московскими войсками 16 лет назад. В 1580 г. Стефан Баторий захватил крепость Великие Луки. Взбешённые сопротивле­нием русских, его солдаты устроили в крепости страшную резню. Убивали всех и вся и даже погибшим не давали покоя, вспарывая животы.

В 1581 г. был осаждён Псков. Поляки несли под его стенами колоссальные потери, обе стороны буквально изощрялись в выдумках, стремясь нанести урон неприятелю. Но русские, столь неудачливые в полевых сражениях, при защите своих городов в большинстве случаев оказывались хитроумнее поляков и безнаказанно уничтожали лучших воинов Батория. Псковичи отбили 31 приступ противника и сами совершили 46 вылазок. Тем временем царь безуспешно пытался собрать армию, способную дать отпор Стефану Баторию. Псков по сути дела спас Россию: осаждающие не могли вечно стоять под его стенами, и польский король, видя истощение сил и боевого духа своих воинов, решился на переговоры.

В 1582 г. в Запольском Яме было заключено перемирие между Московским государством и Речью Посполитой сроком на десять лет. Россия теряла Полоцк, Велиж и всю завоёванную ею территорию Ливонии. В 1583 г. Швеция и Мос­ковское государство заключили так называемое Плюсское перемирие, завершившее Ливонскую войну. Иван IV отдал шведам Нарву, Ивангород и ещё несколько русских городов. Главной причиной столь неблагоприятных для русской стороны условий Плюсского перемирия историк С. М. Со­ловьёв считал «потерю в Иоанне надежды по­лучить какой-либо успех в войне с европейскими народами до тех пор, пока русские не сравняются с ними в искусстве ратном».

Итак, Ливонская война, с которой было связано столько надежд, усилий и потерь Московского государства, окончилась для него полным пора­жением, если не крахом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]