Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хрестоматия.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Функции художественно-публицистических и фольклорных текстов в современном политическом дискурсе

  1. Упрощение и четкое структурирование сложной картины мира

Очевидно, что обращение авторов к подобным жанрам речи объ­ясняется коммуникативными и гносеологическими потребностями, возникающими в сфере МК. Как уже говорилось выше, тематическая основа текстов, представляющих данные речевые жанры, — 'состояние мира', 'положение дел в социуме', 'экономическая и политическая ситуация в России рубежа 80-90-х годов'. Авторы оперируют слож­ными, «многоипостасными» (Левин) культурно-историческими объек­тами, описывают сверхсложные политические и экономические явле­ния. Художественно-публицистический текст позволяет представлять действительность в упрощенно-структурированном и обобщенном виде. Можно связать это стилистическое свойство текстов с функцией примитивизации картины мира. В этом смысле исследуемые нами жанры и их элементы в сугубо «информационных» жанрах публицистической речи воплощают тенденцию к упрощению языка текстов МК. Эта тенденция противо­стоит более сильной тенденции к интеллектуали­зации языка текстов МК (ср., например, освоение экономи­ческой и др. терминологии), к усложнению семантики номинативных единиц и синтаксического строя текста. Проанализируем образец типичного текста:

Мы играли в догонялки,

А затем и в развалялки.

Перешли на рассуждалки

И дошли до обнищалки.

В данном тексте автор сводит сложную политическую ситуацию к простой, находит форму повествования, позволяющую легко обозре­вать различные периоды исторического развития страны. Мы видим успешно воплощенное автором стремление в комплексе политических процессов выделить главное, обозначив его одной номинативной еди­ницей, являющейся центром предикации. Догонялки — слово содержит намек на популярный в период «застоя» лозунг «Догнать и пере­гнать!» (о соревновании двух систем: капитализма и социализма). Развалялки - трансформирован частотный лексический стереотип – «развал» СССР. Рассуждалки — емкая характеристика периода «сво­боды слова», «гласности»; вероятно, о выступлениях - «рассуждениях» депутатов в Думе и т.п. Обнищалка — меткая оценка современной экономической ситуации в стране. Словотворчество в данном случае объясняется не стремлением автора зашифровать, спрятать смысл, а. напротив, направлено на создание максимально эксплицитного знака, прозрачного для читателя. Созданы экспрессивные наименования с яркой внутренней формой. Словообразовательным образцом для дан­ных окказионализмов, вероятно, послужили названия конкурсов в популярной на ТВ игре «Устами младенца» — «объяснялки». Просто­те восприятия текста способствует принцип синтаксического паралле­лизма, лежащий в основе его композиции.

Один из основных способов упрощения сложных явлений действи­тельности — их обобщенное, образное представление в текстах МК. Изучаемые нами жанры органично включают в себя об­разные наименования, некоторые жанры целиком построены как раз­вернутый образ или аллегория. Ср. басню под названием «Игрушка»:

Жил да был царь Добряк. И была у него в государстве диковинная Игрушка под названием Суверенитет. Не погадав, не подумав, пода­рил царь эту Игрушку Детям. Но беда в том, что играли неразумные чада не по правилам. То дом подожгут, то огород истопчут. И решил тогда Добряк отобрать подарок. Однако Дети не отдали Игрушку. Добряк решил попугать их Собаками. Те лаяли, щелкали зубами, даже покусали кое-кого. Но и у них ничего не вышло. Игрушка осталась у Детей неразумных. Вот и гремят теперь в государстве взрывы, рушатся дома, горят села. Мораль: чтоб не было работы пушкам, не допускай­те Добряков к Игрушкам (Ветеран № 32, 1995).

Обращает на себя внимание характер метафорической номинации, отражающей концептуальный стереотип определенной части социума: суверенитет — игрушка, ее можно подарить; народы — дети, чада неразумные (ср. клише малые народы) <…>.

В целом важно отметить, что картина мира, которую можно вос­становить на основе исследуемых текстов, четко структурирована. Например, деление «героев» на честных и преступных, нищих и бога­тых, хороших и плохих (при отсутствии нейтральных членов су­ществующих оппозиций) свойственно как народному сознанию, пред­ставленному в фольклорных текстах, так и «массовому» сознанию, представленному в текстах МК. <…>

Если говорить о преимуществах условного, обобщенно-образного представления политических явлений в текстах МК, то следует в пер­вую очередь назвать экспрессивность номинаций такого рода. Остано­вимся подробнее на этом качестве художественно-публицистических и фольклорных текстов.