Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
смэ.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
446.46 Кб
Скачать

Судебно-медицинская экспертиза при определении тяжести вреда здоровью

Судебно-медицинская экспертиза при определении тяжести вреда здоровью по частоте занимает первое место в судебно-медицинской практике и проводится по весьма разнообразным поводам.

Производство судебной экспертизы регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18.12.2001 (глава 27 «Производство судебной экспертизы – ст.ст. 195-207), Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993, а также Инструкцией по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы (утв. Приказом Минздрава РФ от 24.04.2003 N 161).

В соответствии со ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:

  1. причины смерти;

  2. характер и степень вреда, причиненного здоровью;

  3. психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

  4. психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

  5. возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

В соответствии со ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза проводится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в медицинском или ином учреждении, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования (ст. 27 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).

В случаях, если потерпевший находится на стационарном лечении, которое может продолжаться длительное время, освидетельствование может быть проведено по месту лечения.

Экспертные выводы о повреждениях базируются на объективных данных, полученных при осмотре освидетельствуемого и изучении подлинников медицинской документации (медицинские карты стационарного больного, медицинские карты амбулаторного больного). Заочная экспертиза только по медицинским документам, то есть без личной явки потерпевшего, допускается в исключительных случаях.

При заочной экспертизе основанием для заключения являются данные подлинных медицинских документов, содержащие исчерпывающие сведения о повреждениях и их клиническом течении. При этом все медицинские документы должны быть заверены подписью руководителя лечебного учреждения.

Согласно ст. 197 УПК РФ следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, а также получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий.

Судебно-медицинской экспертизе обязательно предшествует установление личности обследуемого, выяснение обстоятельств причинения повреждений, фиксирование жалоб и другой информации, имеющей значение для дачи медицинского заключения; знакомство с материалами уголовного дела и подлинными медицинскими документами. В случае необходимости эксперт заявляет представителям судебно-следственных органов, назначившим экспертизу, ходатайство о представлении в его распоряжение дополнительных материалов.

Судебно-медицинский эксперт, оценивая характер и продолжительность травмы или нарушений функций, связанных с повреждением, должен исходить из объективных данных, установленных в процессе проведения освидетельствования.

В ходе проведения судебно-медицинской экспертизы обязательно учитывается такая особенность, как обострение предшествующих заболеваний после причинения вреда здоровью, а также другие последствия, возникающие в силу случайных обстоятельств, индивидуальных особенностей организма, недостатков при оказании медицинской помощи. Все это само по себе не должно служить основанием для изменения квалификации тяжести причинения вреда здоровью. В подобных случаях судебно-медицинский эксперт обязан отметить в заключении характер наступившего ухудшения или осложнения состояния здоровья освидетельствуемого и причинную связь его с конкретным телесным повреждением.

Судебно-медицинский эксперт при наличии травмы у потерпевшего и последовавшей вследствие этого его смерти в своих выводах, наряду с решением других вопросов, должен отразить причину смерти и обосновать наличие или отсутствие причинной связи между повреждением и смертью.

Если исследования проводятся судебно-медицинским экспертом по постановлению представителей органов следствия и дознания или по определению суда, то в этих случаях они носят характер экспертизы и оформляются в соответствии с требованиями УПК РФ в виде «Заключения эксперта» (ст. 204 УПК РФ). В других случаях, когда речь идет о причинении легкого вреда здоровью и пострадавший обращается с жалобой непосредственно в суд в порядке так называемого «частного обвинения», уголовные дела не возбуждают и предварительное следствие не проводят. В таких случаях по письменным направлениям, выдаваемым в отделах милиции или в районных судах, производят освидетельствование потерпевших и результаты оформляют в виде «Акта судебно-медицинского освидетельствования».

Методика проведения судебно-медицинской экспертизы живых лиц во многом определяется поводом, по которому она проводится, целью и задачами экспертизы. Вместе с тем, освидетельствование потерпевшего проходит через ряд последовательных этапов:

1) ознакомление с обстоятельствами дела;

2) изучение медицинских документов;

3) опрос освидетельствуемого (сбор информации о получении повреждений);

4) осмотр освидетельствуемого;

5) проведение специальных исследований;

6) составление экспертного документа.

Прежде всего, судебно-медицинский эксперт изучает постановление следователя или определение суда. Следователь также предоставляет эксперту возможность ознакомиться с материалами уголовного дела, необходимыми для дачи заключения. Выясняется место и время события, кем и при каких обстоятельствах нанесены (получены) повреждения. Уточняются особенности травмирующего предмета, которым были причинены повреждения.

Медицинские документы являются частью материалов дела и должны быть представлены в распоряжение эксперта в виде подлинников. Медицинские карты (амбулаторного и стационарного больного) содержат сведения относительно первоначальной картины повреждений, характер которых может измениться в результате медицинских манипуляций, процессов заживления и развития осложнений. Кроме того, в ходе ознакомления с медицинскими документами выясняется характер оказанной медицинской помощи (доврачебной, врачебной, первичной хирургической обработки раны в стационаре или травматологическом отделении поликлиники, репозиции отломков при переломах).

Опрос освидетельствуемого не должен носить характер допроса. В ходе сбора сведений о травме, судебно-медицинский эксперт должен задавать только необходимые для проведения экспертизы вопросы, не высказывать сомнения в правдивости объяснений освидетельствуемым тех или иных обстоятельств, касающихся сути событий, в связи с которыми проводится экспертиза. Со слов освидетельствуемого отмечается состояние его здоровья (жалобы) непосредственно после травмы, на протяжении времени до обследования и в момент такового, а также характер перенесенных ранее заболеваний и проводившегося лечения.

Объяснения освидетельствуемого необходимы для выяснения их соответствия или же несоответствия объективным данным. Решение данного вопроса является одной из важных задач многих видов экспертизы живых лиц.

Непосредственный осмотр освидетельствуемого имеет целью выявить объективные данные, необходимые для решения поставленных перед экспертизой вопросов. Осмотр проводится в соответствии с обычным планом врачебного амбулаторного обследования в зависимости от сути экспертизы и характера решаемых вопросов. Потерпевший обычно сам обращает внимание эксперта на имеющиеся у него телесные повреждения, что, однако, не должно исключать активного выявления их экспертом. В ходе осмотра следует иметь в виду заинтересованность подозреваемых в сокрытии имеющихся у них повреждений и их следов, связанных с совершенным преступлением.

Осмотр и описание повреждений проводится по общей схеме, принятой в судебной медицине. При наличии однотипных или множественных повреждений в целях краткости и оптимальности допускается полное описание первого повреждения, а в последующем можно ссылаться на него по форме, цвету, характеру концов и краев и другим признакам. Также при наличии множественных однотипных повреждений возможно их описание группами. Необходимые антропометрические измерения делают по единой, принятой в судебной медицине методике.

Во многих случаях решение экспертных вопросов невозможно без применения специальных методов исследования. Данные исследования может выполнять либо сам судебно-медицинский эксперт, либо другой специалист, владеющий соответствующим методом.

Специальные (дополнительные) методы исследования дают более полное представление об особенностях повреждения (травмы). При этом на теле и одежде освидетельствуемого лица могут быть выявлены нетипичные для них образования. Вот тогда и возникает необходимость в применении ряда лабораторных и специальных методов. В зависимости от особенностей конкретного случая могут быть использованы следующие методы:

1. Рентгеновское исследование – наиболее часто применяемый метод в практике судебно-медицинской экспертизы живых лиц – позволяет проводить диагностику (при подозрении на перелом костей или для установления давности полученной травмы по костной мозоли), а также обнаружить инородные предметы в теле (пули, дробь, самодельные снаряды, части клинка ножа, микроосколки стекла, следы металла в области повреждений); кроме того, с помощью данного метода (по рентгенограммам) можно судить о форме пуль, характере рассеивания дроби, об особенностях расположения металлических аппликаций по краям и в окружности повреждения, а в отдельных случаях даже определять направление и ход раневого канала (по расположению костных отломков, которые смещаются в сторону движения огнестрельного снаряда) и установить направление действовавшей силы при ударах тупыми твердыми предметами (по расположению отломков поврежденных костей).

2. Микроскопия (проводится в основном для исследования повреждений на одежде, на коже тела, а также для определения прижизненности и давности повреждений мягких тканей и внутренних органов, изъятых в ходе оперативных вмешательств) – позволяет выявить детали повреждения, а также инородные включения, загрязнения, высказаться о давности причинения повреждений.

3. Фотография (иллюстративная, исследовательская или запечатлевающая) – которая дает точное представление о расположении повреждения, а исследовательская, кроме того, позволяет выявить особенности повреждений, слабо определяемых или даже не различимых невооруженным глазом (фотографирование в инфракрасных лучах повреждений на темной одежде выявляет закапчивание в области входного огнестрельного отверстия);

4. Химическое исследование – определяет остатки пороха в области входного огнестрельного отверстия на коже и одежде потерпевшего, а также устанавливает наличие отравляющих веществ в биологических жидкостях и выделениях потерпевшего, а также химический состав выделений из ран и содержимого флегмон при подозрении на их искусственное происхождение (керосин, парафин, масла).

Если указанные исследования являются составной частью экспертизы и результаты их необходимы для ответов на поставленные самим экспертом вопросы, он изымает и посылает соответствующие объекты (моча, сперма, мазки из влагалища и пр.) без участия следователя.

Взятые материалы, соответствующим образом упакованные, отправляют на исследование с сопроводительным письмом (направлением) эксперта.

Результаты всех специальных исследований и заключения консультантов – специалистов должны быть в письменном виде представлены эксперту, который вносит эти данные в документ, составляемый при экспертизе.

Рентгенограммы, результаты других исследований и письменные заключения специалистов должны быть обязательно приложены к этому документу.

Во многих случаях экспертизы живых лиц особое значение имеет исследование одежды, главным образом, для выявления повреждений и разнообразных следов загрязнений. На одежде, бывшей на обследуемом во время получения повреждений, как правило, остаются следы действия оружия или орудия в виде разрезов, разрывов, других дефектов ткани, а также характерных загрязнений – пятен крови, слюны, желчи, мочи, наложения волос, ржавчины, отпечатка протектора колеса транспортного средства, приставшего песка, шлака, почвы.

Осмотр одежды освидетельствуемого целесообразен всегда, но особенно важное значение он приобретает в следующих случаях:

1) при хирургическом вмешательстве, когда повреждения (раны на теле) были подвержены хирургической обработке и не несут в себе информацию, необходимую для суждения об особенностях орудия нанесения травмы, а врачебное описание первоначального вида повреждения в представленном медицинском документе недостаточно полно;

2) при огнестрельных ранениях, когда на одежде остаются следы выстрела с близкого расстояния (побочные продукты выстрела: пламя, газы, копоть, зерна пороха), в то время как в области самого входного отверстия на коже тела они могут отсутствовать; в таких случаях суждение о расстоянии выстрела может быть высказано только при исследовании одежды потерпевшего;

3) при дорожно-транспортных происшествиях, когда на одежде могут быть следы действия частей транспортных средств в виде повреждений (разрывов, следов протектора, скольжения по поверхности, трения о почву), а также характерных наложений (смазочных материалов, металла, песка и др.);

4) при заживлении, когда раны на коже находятся в той или иной стадии заживления или полностью зажили и представлены рубцами, и в связи с этим для характеристики орудия нанесения травмы и разрешения других вопросов необходимо комплексное изучение повреждений на теле и одежде.

Как при описании повреждений на теле, так и при исследовании одежды подробно отмечаются локализация, вид, форма, размеры и прочие особенности разрезов, разрывов, дефектов, а также характерных загрязнений и других следов. При определении расположения изучаемого повреждения или пятна измеряют расстояние от него до определенных известных точек одежды: швов, краев, бортов (в системе прямоугольных координат). На разных предметах одежды желательно пользоваться одинаковыми опознавательными точками. Все это должно быть зафиксировано на схеме соответствующего вида одежды.

Предметы одежды, находившиеся на потерпевших и подозреваемых в момент происшествия, обычно изымаются не экспертом, а следователем и направляются на исследование в судебно-медицинскую лабораторию.

Если одежда не была предварительно изъята, а экспертиза производится в отсутствие следователя, то судебно-медицин­ский эксперт обязан поставить его в известность о необходимо­сти изъятия одежды и направления ее на исследование. Потер­певших при этом предупреждают, чтобы они не стирали и не чинили одежду.

Завершается работа эксперта составлением экспертного документа, каким являются «Заключение эксперта» и «Акт судебно-медицинского освидетельствования». По форме оба документа аналогичны, оформляются в строгом соответствии со ст. 204 УПК РФ и состоят из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

В соответствии с УПК судебно-медицинская экспертиза может быть первичной, дополнительной и повторной. Эти экспертизы могут проводиться либо одним экспертом, либо несколькими (комиссией).