Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответ 1.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
42.03 Mб
Скачать

4 Первичных свойства человеческого действия:

уровень выполнения (в уме, в громкой речи, материальное)

мера обобщения

полнота выполнения операций

мера освоения

Формирование умственных действий:

ознакомление с заданием (указание на образец, разметка, выполнение)

действие разбивается на операции (ООД: образцы – первый тип, продукты и указания – второй тип, планомерное обучение анализу – 3 тип)

выполнение. Сначала во внешней форме. Для раскрытия содержания действия надо развернуть его (показать операции во взаимосвязи) и обобщить (выделить у объекта свойства, необходимые для действия)

сокращение операций, перевод на положение «условное выполнение»

отрывание действий от внешних опор

перенесение громкого речевого действия во внутреннее

сокращение речевой формы

Развитие мышления

Рассматриваются две линии: в антропогенезе и онтогенезе.

В антропогенезе: онтогенез мышления – сокращенный редуцированный антропогенез. Есть общие законы интеллектуального поведения человека и животного (многие логические операции протекают по одинаковым схемам), но есть четкие различия. При разделении труда между людьми появляется речь. С этого момента мышление приобретает культурный характер. Культура делает мышление предметом собственного изменения. Разделение труда привело к появлению понятийной формы мышления.

Концепция развития мышления Пиаже – биологическая концепция.

Интеллект – особая система уравновешивания организма со средой. В основе – процесс адаптации (аккомодации – воздействие среды на организм, модификация действий, ассимиляции - действие организма на объект, их переработка). Развитие интеллекта – это интериоризация предметных действий, в результате которых складываются особые операторные структуры (объединение ряда операторных схем, то есть внутренней репрезентации предметных действий). Интеллект – это форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образованная на базе восприятия, навыка элементарных сенсомоторных механизмов.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Речь имеет физическую и семантическую сторону. Внутренняя речь возникает из вешней, оперирует семантикой. Речь изменяет сознание через смыслы. Значение слова – это единица мышления.

Три этапа развития понятия у детей:

неоформленное упорядоченное множество отдельных предметов;

мышление в комплексах, на основе объективных связей;

появление понятия

Мышление и слово не связаны изначально. Имеют разные генетические корни. На доинтеллектуальной стадии речь – это эмоциональная форма поведения. Около двух лет линии пересекаются, речь становится интеллектуальной, мышлении – речевым, ребенок открывает символическую функцию речи. Мысль, превращенная в речь, перестраивается и изменяется. Слово изначально воспринимается ребенком как часть вещи, ее свойство. Звуковая и слуховая сторона слова представляют для ребенка непосредственное единство.

Эгоцентрическая речь – ступень развития внутренней речи. Она вокализована, но по структуре и функции внутренняя – это речь для себя, для умственной ориентации осознания преодоления препятствия. С 3 до 7 лет вокализация эгоцентрической речи мешается, то есть происходит абстракция от звуковой стороны, внутренняя и внешняя речь дифференцируется. Мысль внешне опосредована знаком, внутренне – значением.

Значение слова – это акт мышления. Слово состоит из предметной отнесенности (обозначающая функция слова) и значения (анализирующая функция). Наличие предметной отнесенности позволяет вызывать образы соответствующих предметов, то есть удваивает мир. Анализирующая функция позволяет выделять существенные свойства и относить их к предметным категориям. Таким образом, слово – это средство абстракции и обобщения, отражение связей и отношений, стоящих за предметами внешнего мира. Процесс реального употребления слова – это выбор нужного смысла из всех возможных значений. Препятствие правильного выбора смысла слова. Недостаточное знание словаря, преобладание наглядно-образного мышления (конкретность значений), негативное физическое состояние

Речь

Воздействие речи на все высшие психические процессы весьма значимо. Оно проявляется как фактор, организующий структуру восприятия, формирующий архитектонику памяти и определяющий избирательность внимания. Слово продлевает воздействие внешнего стимула, замещая этот стимул, а фраза как словесная конструкция произвольно формирует последовательность анализа внешней среды.

Каждое слово в памяти закономерно связано с другими словами более или менее прочными связями (ассоциациями). Структура, где прослеживаются даже слабые связи, называется смысловым полем данного слова. Предполагается, что центр поля характеризуется более тесными связями — более высокими вероятностями сочетания данных слов, а периферия содержит слова, образующие редко встречающиеся сочетания. Такая организация смыслового поля слова проявляется, например, в понимании переносного смысла слова и юмора.

Зависимость языка от определенной общности людей (племени, национальности), с которой каждый человек должен согласовывать свою языковую деятельность, выявляет глубину социального взаимодействия. Ребенок усваивает речь только через общение. Выявлен период времени, в течение которого дети обучаются говорить почти без труда, но если в этот решающий (сенситивный) период у ребенка не было контакта с людьми, то последующее обучение языку становится медленным и неэффективным.

Становление речи происходит в течение нескольких отчетливо различных периодов. Первый — это фонетический период (до двух лет). Стадия лепета, сменяющая стадию гуления уже в четыре-пять месяцев, характеризуется уже интонацией определенного языка. На этой стадии видно, что ребенок усвоил только интонацию фраз, но еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова. Второй период — грамматический разворачивается до трех лет. Это интервал, когда звуковой облик слова усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания. Семантический период начинается после трех лет, когда все это усвоено, но не усвоена понятийная отнесенность.

Указанные периоды могут быть сопоставлены с одновременным становлением других психических процессов. Так, развитие восприятия обеспечивает фонетические успехи ребенка, организация первичного опыта в долговременной памяти позволяет начать формировать значения слов и классифицировать слова, и, наконец, начало развития мышления дает возможность усвоить грамматику языка.

В начале фонетического периода все дети издают речеподобные звуки, которые одинаковы у всех народов, поскольку их организация опирается на механизм сосания и глотания. Эти звуки и образуют в дальнейшем основу для возникновения первых слов, и поэтому они сходны в различных языках. В дальнейшем ребенок овладевает специфическими звуками, присущими языку окружающих его людей. В возрасте около полугода в потоке звуков, издаваемых ребенком, уже можно выделить отрезки, состоящие из нескольких слогов и объединенные ударением, интонацией, единством артикуляции. Это – псевдослова. В возрасте между годом тремя месяцами и годом шестью месяцами ребенок овладевает новым для него речевым механизмом, который позволяет различать слова, отличающиеся только в одном звуке.

Развивающаяся речь в фонетическом и грамматическом периодах еще не отделена от неречевого поведения, то есть ситуативна: она может быть понята только с учетом ситуации, в которой ребенок говорит. В это время эквивалентом предложения может являться отдельное слово, включенное в ту или иную предметную ситуацию. Особенность ситуативной речи – в ее изобразительном характере. Ребенок больше изображает, чем высказывает. Он широко использует мимику, пантомиму, жесты, интонацию и другие средства выразительности. Для речи дошкольников характерна как бы утрата подлежащего и замена его на «он», «туда», «там», сопровождаемые наглядными указаниями на имеющийся в виду предмет. Позднее, когда перед ребенком стоит новая задача: говорить о предмете, находящемся за пределами конкретной ситуации, так, чтобы его понял любой слушатель, — он овладевает формой речи, понятной целиком из ее контекста.

Первая форма речи, возникающая у ребенка, – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается другая форма, которой сопровождаются действия, она тоже громкая, но не служит для общения, а является «речью для себя» – «эгоцентрической». Объем этой формы речи изменяется с возрастом и в три года достигает наибольшей величины: 75% всей речи. От трех до шести лет объем эгоцентрической речи постепенно убывает, а после семи лет она практически исчезает.

Внешняя речь, интериоризуясь, не остается неизменной, меняет свой синтаксис. Специфика внутренней речи, как показали эксперименты Л. С. Выготского, в том, что она не содержит подлежащего, а лишь указывает, что нужно выполнить, в какую сторону направить действие. Однако, и эгоцентрическая речь имеет социальный характер.

Процессы развития речи и мышления не совпадают друг с другом (Выготский), идут по разным линиям (по Выготскому, в 5 лет пересекаются, тогда мышление становится речевым):

- грамматические формы не совпадают с о смысловым единством

- при овладении речью: от слова – фраза – сочетание фраз. При овладении смыслом: сочетание фраз – отдельная фраза – словосочетание – слово

Показано, что подавляющее большинство детей до пяти-шести лет вначале воспринимает предложение как единое смысловое целое. Отдельные слова в предложении выделяются ребенком лишь постольку, поскольку они связаны с наглядными представлениями. Начиная расчленять предложения, ребенок прежде всего выделяет более конкретные категории слов – существительные и глаголы. Позднее всего – более абстрактные – предлоги и союзы, поскольку они лишены предметной отнесенности и выражают лишь отношения между предметами. Дети до пяти лет плохо вычленяют отношения, поэтому запас активно употребляемых ими слов характеризуется резким преобладанием существительных и глаголов над прилагательными и числительными и тем более над предлогами и союзами.

Слово наполняется значением не сразу, а в процессе накопления у ребенка собственного опыта. В первые полтора года жизни значения предмета, действия и признака для ребенка эквивалентны. В этот период, по наблюдениям А. Р. Лурия, например, слово «тпру» может означать и лошадь, и кнут, и поехали, и остановились. Сужение значений отдельного слова требует расширения словарного запаса, поэтому с появлением первых суффиксов связан скачок в богатстве словаря ребенка. Выделение новой части слова (например, суффикса) направляет категоризацию, поскольку каждая из них помещает слово в новое смысловое поле.

Преобразования слов в соответствии с категориями числа, падежа, времени – образует сложную систему кодов, позволяющую упорядочить обозначаемые явления, выделить существенные признаки и отнести их к определенным категориям. Акцентирование операции отнесения приводит к тому, что дети в три-четыре года, используя ее, придумывают много новых слов: «копатка» – от слова «копать», «сальница» – по образу слова «сахарница», «схрабрил» – по аналогии со «струсил» и т. д. С возрастом поток словотворчества обычно уменьшается и у нормально развитого ребенка почти угасает к школьному возрасту.

Со смысловым наполнением слов тесно связаны операции анализа и синтеза, составляющие основу мыслительного процесса. Значение слова уточняется в детском возрасте постепенно. Вначале за словом стоит случайное объединение тех впечатлений, которые ребенок получает от внешнего мира в момент его звучания. Затем в слове объединяются отдельные, не обязательно существенные, наглядные признаки конкретных практических ситуаций, и значительно позже, только подростком, человек начинает обозначать словом отвлеченные категории. Значения слов у ребенка иные, чем у взрослого человека. Ребенок ориентируется, главным образом, на свой личный опыт: объединяя предметы в классы, он исходит не из существенных, а из наиболее бросающихся в глаза признаков. Поэтому на первых порах у него слово обозначает не понятие, а комплекс, в котором предметы собраны по произвольным признакам.

Постепенно ребенок перестает формировать такие комплексы, но мыслить продолжает ими, а не истинными понятиями, вплоть до подросткового возраста. Вследствие этого, хотя речь подростка и совпадает с речью взрослого по употреблению слов, но по своему внутреннему наполнению эти слова совсем другие.

Важнейшие компоненты речи – предложения. Фразы формируются из слов в соответствии с грамматическими правилами. Овладение грамматикой – не формальный процесс, он отражает определенную стадию развития мышления. Ребенок начинает постигать грамматику родного языка, усваивая отношения между предметами.