Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_borisova_33__33__33__33__33__33__33__33_...docx
Скачиваний:
91
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
126.61 Кб
Скачать
  1. Особенности эмоциональной сферы при умственной отсталости.

К.Левин (2001) выдвинул концепцию, что УО имеет аф­фективную природу. В основе УО К.Левин видел фактор косности и вяз­кости аффекта. Интеллектуальные нарушения он отодвигал к периферии, расценивая их как производные аффективной недо­статочности. Эти выводы опирались на опыты по психическому насыщению и замещению неудовлетворенной потребности.

Л.С.Выготский подверг критике концепцию К.Левина об одностороннем воздействии аффекта на интеллект. При этом он опирался на другие серии опытов на замещение, в которых обнаружилась не только тесная зависимость интеллекта от состояния аффекта, но и обратная — зависимость аффекта от интеллекта.

Вопрос о соотношении интеллектуальных и аффективных на­рушений при олигофрении не однозначен. При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. Что ка­сается базальных эмоций, то они менее зависимы от состояния интеллекта [Занков Л.В., 1939; Сухарева Т.Е., 1959].

Сохранность базальных эмоций открывает ряд возможностей в коррекции психического развития детей-олигофренов.

Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обуслов­ленная в первую очередь особенностями развития его потребно­стей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоцио­нальной сферы.

Во-первых, чувства УО ребенка долгое вре­мя недостаточно дифференцированы (они либо чем-то очень до­вольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут). Они испытывает только или удовольствие, или не­удовольствие, а дифференцированных тонких оттенков пережи­ваний почти нет.

Во-вторых, чувства УО детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональ­ную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-либо повидаться и т. д., умственно отсталый ребенок не может затем отказаться от своего желания, даже если это стало неце­лесообразным.

Проявлением незрелости личности умственно отсталого ре­бенка является также и большое влияние эгоцентрических эмо­ций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оцени­вает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни — хорошо то, что приятно.

Анализируя теорию К. Левина о роли аффективной (подра­зумевается эмоциональность) косности УО ре­бенка, Л. С. Выготский видит ценное ядро этой теории в идее единства аффективных и интеллектуальных процессов

Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживает­ся в том, что дети ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей по­требности в ином действии, замещающем первоначально заду­манное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться какой-либо, даже лучшей, вещью, которую им подарили взамен похожей, разбитой или утерянной. Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит так­же к тому, что у учащихся вспомогательных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чув­ства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженно­сти и т. д. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств.

Лишь своевременная настойчивая работа учителя и родных, направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль.

У многих детей, особенно у перенесших травму, страдающих эпилепсией или сифилисом нервной системы, наблюдаются дис­фории. Дисфориями называются эпизодические расстройства настроения.

Иногда расстройства настроения проявляются в виде особо­го, также ничем не мотивированного повышенного настроения – эйфории. В состоянии эйфории дети становятся нечувствитель­ными к объективной реальности. Эй­фория может быть признаком начинающегося обострения забо­левания.

Предвестником приближающегося заболевания является так­же и другое нарушение эмоциональной жизни — апатия. Иногда учащиеся вспомогательной школы высказывают мысли и обна­руживают настроения, совершенно не свойственные детскому воз­расту: безразличие к жизни, к людям, нежелание двигаться, действовать, утеря всяких детских интересов и привязанностей.

Преобладающие и господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные от­тенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие и т. д.). Это обстоятельство, естественно, нужно знать и учитывать роди­телям и воспитателям вспомогательной школы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]