Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция_физ_активность_и_здоровье.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
26.44 Кб
Скачать

Ю.Г. Фролова

Физическая активность и здоровье

Понятие физической активности

Физическая активность является важным фактором здоровья человека. Наиболее опасными последствиями недостаточной физической активности являются заболевания сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертония), онкологические заболевания, диабет 2 типа. Низкая физическая активность коррелирует с количеством дней, проведенных на больничном листе. В свою очередь, регулярная физическая активность снижает риск ожирения, рака яичников, груди, колоректального рака, остеопороза. Она также повышает уровень психологического благополучия человека, увеличивает функциональные возможности организма.

В данной лекции речь пойдет не о занятиях спортом, а о регулярной нагрузке, необходимой для сохранения здоровья. Это могут быть целенаправленные упражнения (утренняя зарядка, бег, фитнес и т.п.), или различные виды физической работы (мытье полов, окон, ходьба), или даже развлечения – танцы, активные игры.

Предполагается, что для сохранения здоровья необходимо подвергать себя как минимум 30-минутной умеренной физической нагрузке и один раз в неделю усиленно заниматься упражнениями. Э.Н. Вайнер полагает, что наиболее значимое влияние на здоровье оказывают два типа упражнений:

1. Аэробного циклического характера.

2. Направленные на поддержание хорошего состояния суставов, мышц и кровоснабжения головного мозга.

Психологические факторы физической активности

Для предсказания уровня физической активности используются различные концепции психологии здоровья.

Поскольку физическая активность требует приложения не только психологических, но и физических усилий, и должна осуществляться на регулярной основе, важными детерминантами ее уровня являются воспринимаемые издержки и барьеры. Среди барьеров физической активности называют недостаток времени, низкую самоэффективность, недостаток социальной поддержки, слабую силу воли, усталость, социальные ограничения (ограничения общественной жизни). Тремя наиболее часто упоминающимися в работах по физической активности поведенческими моделями являются модель убеждений, модель целенаправленного (запланированного) поведения и транстеоретическая модель.

М. Ашер отмечает, что модель убеждений не слишком хорошо подходит для предсказания физической активности, поскольку в ней не учитываются иные, помимо сохранения здоровья, мотивы физической активности.

Применение теории целенаправленного поведения в сфере физической активности показало, что намерения являются одними из наиболее значимых детерминант физической активности, а сама эта модель вполне может использоваться для выделения важнейших факторов данного вида безопасного поведения, и имеет преимущество перед другими моделями. Связанные с физической активностью намерения определяются аттитьюдами и воспринимаемым поведенческим контролем. Влияние социальных норм менее значимо. Помимо того, что воспринимаемый контроль влияет на намерения осуществлять физическую активность, он также непосредственно связан с ее уровнем.

Согласно транстеоретической модели, поведение в сфере физической активности определяется воспринимаемой самоэффективностью, балансом решений на каждой из стадий, а также начинающимися когнитивными и поведенческими изменениями (повышением уровня знаний, осознанием риска срыва, повышением социальной поддержки и т.п.). Однако данные об эффективности использования этой модели на практике противоречивые.

Стимулируя физическую активность, необходимо учитывать несколько важных моментов:

- качество, направленность, длительность, полезность физической активности,

- социальный контекст физической активности,

- цели, которых стремится достичь человек посредством физической активности.

Предполагается, что физическая активность направлена, прежде всего, на улучшение здоровья, однако в реальности более сильными ее детерминантами являются желание социализироваться, стать сильным, улучшить свою внешность.

Например, в СССР одним из наиболее типичных направлений стимуляции здорового образа жизни являлась пропаганда физической культуры как его основного компонента. Заметки о необходимости занятий спортом, гимнастики и пр. появляются уже в начале 1920-х гг. Сперва достижение физического совершенства рассматривалось как путь к духовному развитию. Кроме того, подчеркивалась важность физической культуры для решения производственных и оборонных

Дж. Риордан проанализировала развитие массовой физической культуры в СССР с позиции ее роли в построении нового общества. Она называет несколько сфер, тесно связанных со спортом:

  • политика, идеологическое воспитание;

  • вооруженные силы;

  • экономика (физическая культура позволяет повысить трудоспособность);

  • отдых, развлечение;

  • здоровье.

По мнению автора, использование спорта как формы рекреации позволяло повысить стандарты физического и социального здоровья не только за счет развития телесной гигиены, но и за счет борьбы с рискованным и антисоциальным поведением, таким, например, как пьянство. Кроме того, спортивные практики способствовали процессу социализации на основе новой системы ценностей, включающей в себя лояльность, коллективизм, кооперацию и дисциплину. Занятия спортом в период индустриализации облегчали для значительной части населения переход от сельского образа жизни к городскому. В любом случае, как считает Дж. Риордан, спорт использовался в основном с утилитарными и идеологическими целями.

После распада советского государства отношение населения к физической культуре изменилось, но не столь сильно, как этого можно было бы ожидать. О. А. Юдин на основе проведенного им опроса выявил преемственность представлений о здоровье и спорте. Согласно полученным данным, суждения о здоровье респондентов, проживающих на постсоветском пространстве, восходят к «ностальгически конструируемому брежневскому времени». Образ спортивного, непьющего, физически здорового человека символически соединяет прошлое и настоящее. О значимости физической культуры в обыденных представлениях о здоровье свидетельствуют и результаты других исследований. М. Мартинковский, О. Ю. Малоземов отмечают: понятие здорового образа жизни для большинства опрошенных ими респондентов связано с занятиями спортом и физической культурой. Н. И. Белова с соавт. по результатам опроса студентов показали, что физическая активность как компонент здорового образа жизни более важна для юношей, нежели для девушек.

Однако следует учитывать, что реальные мотивы посещения спортивной секции или утренних пробежек могут значительно отличаться от декларируемых, особенно у молодых людей. Необходимо более пристально изучить, что на деле означает для человека «достижение здоровья», и какую роль в этом играют физические упражнения. Р. Гилл на основе проведенных им интервью полагает, что может подтвердить ключевые идеи современной социологии относительно нового понимания тела как проекта самости в эпоху постмодерна. В контексте этих идей занятия физической культурой означают такую работу над собой, которая способствует реализации важнейших целей Я, причем достижение здоровья не обязательно входит в их число. Скорее, речь идет о стремлении к дисциплине, развитию волевых качеств, контроле над весом и пр.

Повышенное внимание к физической активности может стимулировать опасные телесные практики, связанные с мускульной дисморфией: излишние физические упражнения, недовольство собственным телом, злоупотребление анаболическими стероидами.

Мускульная дисморфия (МД) как отдельное расстройство появилось сравнительно недавно. Впервые оно было описано в 1993 году американскими учеными Хадсоном и Катцом и изначально определялось термином «обратная анорексия». Данные об этом психическом расстройстве были получены в ходе исследований, которые акцентировали свое внимание на изучении поведения мужчин, занимающихся бодибилдингом и тяжелой атлетикой. Было выявлено, что значительное количество представителей мужского пола, которые занимаются данными видами спорта, проявляют сильную озабоченность своей внешностью. Исследование, которое было проведено среди тяжелоатлетов в 1994 году выявило, что из 156 мужчин,10% расценивают размеры своего тела меньше, чем они выглядят в реальности; а в 1997 из 193 мужчин и женщин, страдающих нарушениями образа тела, 9,3% мужчин был поставлен диагноз «мускульная дисморфия».

Нарушения восприятия своего тела отражаются и на поведенческом уровне. В общем и целом, поведение мужчин, страдающих МД, направлено на совершенствование своих физических параметров, то есть данный тип поведения направлен не во внешнюю среду, а преимущественно на себя и свои ощущения. С развитием расстройства данный фактор все более отчетливо проявляется, однако зачастую сами мужчины не осознают того, что их поведение становится все более акцентуировано только на совершенствовании своего физического облика, в то время как другие аспекты жизни отходят на второй план. К примеру, многие мужчины сознательно не вступают в брак, опасаясь того, что семейная жизнь отразится на качестве их тренировок. С дальнейшим развитием МД такое дезадаптивное поведение приобретает прогрессирующие формы. Многие мужчины боятся выйти на улицу или раздеться на пляже, предпочитая заниматься дома физическими тренировками.

Особую опасность представляют стероидные препараты, которые играют роль усугубляющего фактора в течение мускульной дисморфии. Несмотря на кажущуюся безопасность данных средств, при длительном их применении они вызывают психологическую зависимость.

Наибольшее распространение получила социокультурная теория развития мускульной дисморфии, которая предполагает, что в настоящее время мужчины подвергаются такому же социальному давлению по отношению к внешности, как и женщины. Сознание таких мужчин складывается таким образом, что они напрямую ассоциируют мужественность и физическую силу с размерами своих мышц.

Помимо патологического синдрома мускульной дисморфии, излишний акцент на физической активности у психически здоровых подростков также может приводить к нарушениям образа тела. При этом спортивные практики, употребление стероидов и диеты тесно связаны между собой, составляя некий общий стереотип рискованного поведения (внешне направленного на заботу о здоровье). Этот стереотип основан на глубинном недовольстве своим телом.

По мнению Томпсона с соавт., в формировании этого недовольства принимают участие различные факторы:

- биологические (пубертатный кризис и связанные с ним неизбежные телесные изменения),

- социальные (влияние СМИ, стимулирование и насмешки со стороны сверстников и родителей, особенно – родителей того же пола, подражание известным спортсменам),

- когнитивные – постоянное сравнение своего тела с телами других людей,

- эмоциональные (преобладание негативного аффекта).