Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция_Модели_безопасного_повед_часть2.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
35.69 Кб
Скачать

Лекция «Модели безопасного и рискованного поведения» - Часть 2

Социально-когнитивная теория в психологии здоровья

Помимо различных вариантов использования разработанного А. Бандурой понятия самоэффективности, предпринимались и попытки предсказания здорового поведения с учетом всех положений социально-когнитивной теории. Заметим, что А. Бандура всегда считал более оправданным использование целостной модели, а не одного конструкта.

Двумя ключевыми конструктами в рамках социально-когнитивной теории являются ожидания в отношении результатов и самоэффективность. Также здесь специально рассматривается понятие цели. В графическом виде модель представлена на рис. 1.

САМОЭФ-ФЕКТИВ-НОСТЬ

ОЖИДАНИЯ В ОТНОШ. РЕЗУЛЬ-ТАТОВ

ЦЕЛИ

ПОВЕДЕНИЕ

ФАСИЛИТИРУЮЩИЕ И СДЕРЖИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬН. ФАКТОРЫ

Дальнейшие исследования самоэффективности в психологии здоровья привели к формированию различных точек зрения на данную психологическую характеристику. Например, А. Бандура полагал, что необходимо отдельно рассматривать самоэффективность для каждой из решаемых человеком задач. Другие же специалисты полагали, что для любого человека свойственен некий общий уровень самоэффективности, который будет определять его действия. Общая самоэффективность – это стабильное чувство собственной компетентности. Например, Шредер с соавт. (1998) обнаружили, что пациенты с высокой общей самоэффективностью, перенесшие операцию на сердце, в последующие 6 месяцев характеризуются более высоким качеством жизни, нежели контрольная группа.

Также были выделены разновидности самоэффективности в зависимости от стадии осуществления поведения (Marlott et al., 1995):

  • резистентная самоэффективность,

  • самоэффективность в сфере редукции вреда,

  • предвосхищающая самоэффективность (pre-action self-efficacy),

  • поддерживающая самоэффективность,

  • самоэффективность возврата к здоровому поведению (recovery self-efficacy).

Теория целенаправленного поведения

Согласно этой теории, безопасное поведение направляется интенциями (намерениями) и осуществляется под произвольным контролем со стороны субъекта [181]. Намерение осуществить то или иное поведение определяется совместным действием трех факторов, которые можно определить как:

  1. Аттитьюды в отношении данного поведения, а именно:

  • мнение индивида относительно того, приведет ли это поведение к желаемым результатам;

  • субъективно воспринимаемая ценность результатов.

  1. Субъективные нормы в отношении поведения, которые подразделяются на:

  • мнение индивида о том, каких именно поступков ожидают от него «значимые другие»;

  • его желание соответствовать ожиданиям окружающих.

  1. Воспринимаемый контроль над вероятностью наступления события и над собственной способностью тормозить или ускорять развитие данной ситуации.

А. Эйзен, добавивший в теорию переменную «воспринимаемый контроль», предположил, что ее величина прямо влияет и на намерение индивида осуществить то или иное поведение, и на его поступки. Если человек полагает, что он способен контролировать свое поведение, то он будет прикладывать больше усилий к его осуществлению.

В отличие от модели убеждений, в теорию М.Фишбейна и А.Эйзена включена переменная «субъективно воспринимаемые нормы относительно поведения». Опыт пропагандистских кампаний показывает важность этого компонента теории. Воздействие на аудиторию будет более сильным, если к изменению поведения призывают известные в обществе и пользующиеся авторитетом люди. Однако влияние данного фактора в основном демонстрировалось в исследованиях тех видов поведения, которое достаточно жестко контролируется обществом (имеются в виду курение, употребление алкоголя и наркотиков, поддержание привлекательной внешности).

Также было выявлено, что меньший уровень образования связан с меньшим уровнем физической активности. Это можно объяснить различием в возрастных социальных нормах. Пожилые люди, независимо от реального телесного статуса, рассматривают физическую активность как избыточную для себя, что также зависит от соответствующих социальных норм. В то же время, существует много других видов поведения, которые реально могут повлиять на здоровье, но в отношении которых социальные нормы не столь отчетливо выражены, или же вообще противоречивы. Это касается, например, частоты визитов в поликлинику, приема лекарств без назначения врача, выполнения режима лечения, соблюдения требований по ограничению скорости, прививок.

Теория целенаправленного поведения неоднократно подвергалась эмпирической проверке. Согласно полученным данным, наиболее значимым для предсказания поведения и интенций является фактор «воспринимаемый контроль». Мета-анализ показал, что теория объясняет около 25% различий в поведении и около 50% различий в интенциях.

В адрес теории М.Фишбейна и А.Эйзена высказывается довольно много критических замечаний. В частности, необходимо различать намерения субъекта осуществить данное поведение и его ожидания относительно того, что он будет делать. Например, подросток может предполагать, что в ближайшие пять лет он начнет курить, однако не планировать этого.

Остается открытым вопрос о том, каким образом интенции связаны с поведением. Поступки человека могут определяться не только его интенциями, но и рядом других факторов, в частности, актуальным состоянием (эмоциональным фоном, наличием физических симптомов), особенностями ситуации, прошлым опытом.

В соответствии с теорией ожидаемой пользы, все компоненты модели рассматриваются как «выгоды» или «издержки». С.Саттон полагает, что переменная «субъективные нормы» должна обладать особым статусом.

Критики также указывают, что теория проверялась с помощью чрезмерно сложного инструментария. В некоторых исследованиях испытуемым предлагалось проанализировать потенциальные выгоды и издержки пятидесяти альтернативных видов поведения. В реальной же ситуации принятия решения человек редко рассматривает более десяти вариантов. При этом он обычно использует достаточно приблизительные критерии оценки пользы и стоимости, чтобы ускорить процесс решения [187]. Таким образом, теория не описывает реальный процесс принятия решения (за исключением, может быть, наиболее важных ситуаций выбора).

Теория создана для предсказания вероятности изменений в поведении, но в ней практически не учитывается отношение человека к тому поведению, которое он осуществляет в настоящий момент.