Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция_питание_и_здоровье.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
77.04 Кб
Скачать

Ю.Г. Фролова

Питание и здоровье человека

Особое внимание рациональному питанию начинает уделяться на рубеже XIX-XX вв. При этом если до этого времени, в связи с проблемой голода и бедности, важными считались в основном количество, калорийность и свежесть пищи, то затем все более значимым становилась проблема взаимосвязи конкретной диеты и здоровья. Представления о «здоровой» и «нездоровой» пище изменялись в течение ХХ столетия, существенный вклад в их формирование внесли результаты медицинских исследований, направленных на выявление факторов развития заболеваний сердечно-сосудистой системы (церебрального атеросклероза, гипертонии), а также онкологических заболеваний.

Проблема взаимосвязи питания и здоровья является комплексной, в ней можно выделить такие аспекты, как:

- взаимосвязь рациона питания и хронических заболеваний,

- факторы развития ожирения,

- нарушения пищевого поведения (навязчивое следование диете, психогенное переедание, анорексия, булимия),

- роль питания в процессах нормального и патологического социального взаимодействия, а также в развитии психосоматических расстройств.

Далее в тексте будет последовательно рассмотрен вклад психологии здоровья в решение некоторых из этих проблем.

Психологические факторы пищевого поведения

Наиболее важные характеристики здорового питания таковы: много фруктов и овощей, много сложных углеводов, мало жиров (см. рис. 1). Вместе с тем, следует учитывать, что до сих пор данные о взаимосвязи употребления конкретных видов продуктов и физического благополучия человека противоречивы. Возможно, в каждом географическом регионе существует свой тип «здоровой диеты» (более подробное обсуждение вопроса о рациональном питании представлено в работе Э. Н. Вайнера).

Роль психолога в решении проблемы рационального питания заключается в выявлении психологических факторов, определяющих пищевые предпочтения.

Контроль рациона питания является важной и одновременно очень сложной задачей. Эмпирические исследования показывают, что даже новорожденные дети уже склонны выбирать определенную пищу. Например, они предпочитают сладкую еду, и отвергают горькую. Скорее всего, эти предпочтения являются не столько врожденными, сколько приобретенными.

Рис. 1 – Требования к здоровому питанию

В исследовании Стептоу с соавт. (1995), были выделены несколько типов мотивов, определяющих выбор конкретного продукта /пищи:

1. Вкусовые ощущения.

2. Влияние на здоровье.

3. Удобство покупки и приготовления.

4. Влияние на массу тела.

5. Знакомость.

6. Регуляция настроения.

7. Естественность.

8. Соответствие этическим стандартам (в данном случае определяющим являются способ производства и страна происхождения, - например, отказ употреблять продукты, произведенные в странах, где используется детский труд, или по религиозным соображениям).

Одновременно в процессе выбора пищи может реализовываться несколько мотивов, и не всегда понятно, какой из них является приоритетным.

Тщательный анализ психологических исследований позволил одному из ведущих специалистов по психологии питания, Дж. Огден, выделить три основных подхода к определению детерминант пищевых предпочтений, развиваемых в рамках психологии развития, в рамках когнитивного подхода и в рамках физиологии.

В психологии развития главными факторами пищевых предпочтений считаются полученный в детстве опыт и процессы научения (прежде всего социального и оперантного). Имеются в виду особенности кормления ребенка в раннем возрасте, а также возможность наблюдать пищевое поведение родителей, друзей, других значимых персонажей из их жизни.

Здесь первая гипотеза – гипотеза экспозиции. Утверждается, что дети с подозрением относятся к новой пище, это объясняется потребностью в безопасности. Вводится понятие выученной безопасности. Гипотеза подтверждается тем, что боязнь новой пищи снижается с возрастом, т.е. когда ребенок больше знакомится с различными видами пище (экспозиция длится дольше время).

Гипотеза социального научения. В многочисленных исследованиях, начиная с работы Дункера 1938 г., было показано, что дети будут более охотно принимать определенную пищу, если они видят, как это делает более старший ребенок, родитель, фантастический герой. Она актуальна для объяснения не только нормального, но и патологического пищевого поведения, например, склонности к излишнему употреблению пищи в стрессовых ситуациях, или к ограничению себя в еде.

С точки зрения теории оперантного научения, большую роль играет вознаграждение «правильного» пищевого выбора либо рассмотрение еды как подкрепления. Эксперименты, в частности, показывают, что выбор еды как подкрепления повышает ее привлекательность и в других ситуациях. Предполагается, что вознаграждать ребенка за «правильную» еду можно только в том случае, если сам контекст вознаграждения является положительным, а «правильная» еда не представляется родителями как малоценная. Тем не менее, вознаграждения являются более важными, по сравнению с запретами, поскольку запреты могут способствовать увеличению привлекательности «вредной» еды и росту ее потребления.

В исследованиях Огден с соавт. (2006) было показано различное влияние не пищевое поведение детей скрытого и открытого контроля. Скрытый контроль выражался в том, что родители стремились не показывать детям нездоровую пищу, не покупать ее и не приносить домой. Открытый контроль выражался в ограничении потребления ребенком определенной еды. Оказалось, что скрытый контроль приводит к уменьшению потребления нездоровой пищи, а открытый – к увеличению.

Таким образом, предполагается, что именно родители играют наиболее важную роль в формировании пищевых предпочтений детей (хотя не всегда делают это осознанно).

В когнитивной психологии для объяснения пищевых предпочтений используются описанные уже знакомые вам модели безопасного поведения (модель убеждений, теория мотивации самосохранения, теория целенаправленного поведения и пр.). Предполагается, что воспринимаемый риск и серьезность последствий являются важными предикторами пищевого поведения, а воспринимаемый контроль является фактором успешной регуляции массы тела. Однако ограничение данного подхода связано с данными эмпирических исследований, в которых было показано наличие амбивалентных аттитьюдов в отношении многих видов пищи. Эти противоречивые установки сложно учесть в рамках данных моделей.

Наконец, психофизиологические модели пищевого поведения ориентированы на выявление механизмов возникновения голода и чувства сытости, на оценку влияния ощущений на выбор пищи, на оценку взаимосвязи чувства стресса и пищевого поведения. Модель гомеостаза является доминирующей в объяснении того, почему и когда люди едят. Когда в организме недостаточно определенных веществ, у человека возникает голод. Среди мозговых структур, связанных с пищевым поведением, сторонники данного подхода чаще всего называют гипоталамус.

Для психолога достаточно важной является оценка роли стресса в пищевом поведении. Переживание стресса может как стимулировать, так и блокировать потребление пищи, а также определять пищевые предпочтения. В исследовании Оливер и Уордл (1999) 73% респондентов указали, что в состоянии стресса они потребляют больше фастфуда (снэков) и меньше «нормальной» еды. С другой стороны, хорошо известно, что у депрессивных пациентов значительно снижается аппетит.

Однако во всех рассмотренных выше моделях не рассматривается социальный и психологический смысл еды, а именно:

- еда как средство утверждения самоконтроля (над своей жизнью, над своим телом, над членами семьи),

- процесс принятия пищи как процесс социального взаимодействия,

- еда как символ социального статуса, власти,

- конфликт между здоровьем и удовольствием,

- еда как средство утверждения культурной идентичности.

Например, в процессе приема пищи нередко возникают конфликты между родителями и детьми, обсуждаются семейные проблемы. Особые виды еды (шоколад, жирная пища и т.п.) могут вызывать у человека напряженный конфликт между чувством вины и чувством удовольствия. Например, в исследовании людей, которые считают себя зависимыми от шоколада, были выявлены следующие совместно проявляющиеся, но конфликтующие друг с другом варианты понимания проблемы:

- шоколад как опасный продукт,

- шоколад как естественный и высоко привлекательный продукт,

- с зависимостью от шоколада необходимо бороться, это моральный долг каждого человека,

- зависимость от шоколада – это психическая болезнь.

Таким образом, употребление шоколада связывается одновременно и с чувством вины, и с утверждением своей моральной позиции (человек понимает свою вину и стремится ее компенсировать физической активностью и ограничениями в еде).