Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к ГОСам по специализации.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
431.1 Кб
Скачать

1. Основные положения отечественных и зарубежных концепций социальноэмоционального развития в детском возрасте.

[Формирование личности в детском возрасте: обзор отечественных концепций.

Развитие личности в младенческом и раннем возрасте (Л. С. Выготский, М. И. Лисина).

Психология отношений (В.Н. Мясищев). ]

В отечественной психологии можно выделить концепцию общения М. И. Лисиной. Лисина определяла общение как "процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их энергий с целью достижения общего результата". Приверженцы данной концепции считают, что общение взрослого и младенца влияет на психическое и личностное развитие второго. Были выделены следующие этапы развития общения на первом году жизни, а так же пути влияния общения на развитие ребёнка:

1. этап новорожденности, на котором общение ещё отсутствует. Данный этап является подготовительным в плане контактирования младенца с окружающими людьми;

2. этап эмоционального развития, соответствует ситуативно-личностной форме общения;

3. этап делового общения, совпадает с начальной (доречевой) фазой ситуативно-деловой формы общения; общение в данном случае рассматривается как взаимное сосредоточение ребёнка и матери (или другого близкого взрослого) друг на друге, и является контактом между такими людьми, которые взаимно интересны и важны друг для друга.

Пути влияния общения на первом году жизни на психическое развитие детей:

1. неспецифическое влияние общения проявляется в общей активизации жизнедеятельности ребёнка. "В процессе общения младенец испытывает положительные эмоции, что приводит к повышению общего тонуса организма; ребёнок становится веселее, энергичнее. На этом фоне интенсифицируется развитие всех психических процессов" .

2. специфическое влияние общения:

 формирование аффективно-личностных связей ребёнка со взрослым;

 формирование предличностных образований, специфических внутренних структур, которые делают человека особой индивидуальностью, личностью;

 развитие познавательной активности ребёнка ("в процессе общения со взрослым отрабатываются специфические познавательные действия: зрительная и слуховая ориентировка, ощупывание и др."

[Современные отечественные направления исследований социально-эмоционального развития детей младенческого и раннего возраста. ]

[Основные зарубежные концепции социально-эмоционального развития ребенка. Теория объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Малер). Концепция психосексуального развития (З.ФреЙд) и линий развития (А.Фрейд).]

Фрейд: концепция психосексуального развития

А.Фрейд: Линии развития – развитие от предельной зависимости до достаточной независимости в разных областях жизни

- линия объектных отношений

- линия развития от грудного вскармливания к рациональному питанию

- линия от пачкания пелёнок к контролю

- линия от тела к игрушкам, от игры к работе

В теории объектных отношений Британской школы учёных основным понятием является "объект". Оно включает в себя все значимые для младенца элементы окружающего мира, а главным образом мать или же замещающего её близкого взрослого. Для нормального развития личности младенца предполагается наличие здоровых отношений с ближайшим окружением в возрасте до трёх лет. Глубокие же нарушения во взаимодействии младенца с заботящимся взрослым могут стать впоследствии фактором возникновения пограничного расстройства личности, проявляющегося в непостоянстве межличностных связей, пониженном эмоциональном контроле, импульсивности.

Рене Шпиц полагает, что рост и развитие психологической стороны личности напрямую зависит от создания и последовательного развития объектных отношений и установления либидозного объекта (чаще всего таким объектом является мать). Неправильные или недостаточные отношения в диаде мать-младенец могут повлечь за собой нарушения в развитии младенца. Шпиц описал следующие стадии развития объектных отношений:

1) Дообъектная или безобъектная стадия: в течение первого месяца жизни младенец ещё не воспринимает себя и окружающую среду как нечто отдельное друг от друга.

2) Стадия предтечи объектов, на которой ребёнок научается различать стимулы, поступающие извне и изнутри, так же он начинает отдавать предпочтение человеческому лицу, оно становится основным объектом зрительного восприятия. Надо заметить, что на этом этапе ребёнку не важно, чьё будет лицо в его поле зрения – матери или незнакомца – на каждого он будет реагировать положительным оживлением и направленной улыбкой.

3) Стадия собственно либидозного объекта. Установление либидозного, основного объекта происходит примерно к 8 месяцам, в это время ребёнок начинает проявлять абсолютно новые реакции по отношению к незнакомым людям. Шпиц говорит о появлении "тревоги в собственном смысле слова" , когда у ребёнка действительно появляется страх утратить мать.

Маргарет Малер так же считает, что развитие ребёнка происходит при помощи установления отношений с матерью. Она выделила следующие этапы становления взаимодействия:

1) Этап нормального аутизма (первый месяц жизни): новорожденный нуждается в матери только как в объекте, который способствует выживанию, не осознавая её присутствия.

2) Этап нормального симбиоза (2 – 5 мес.), когда младенец проявляет себя таким образом, как будто он с матерью составляет единое целое. Анна Фрейд, исходя из своих наблюдений за младенцами , так же говорила о наличии симбиотической неразделённости, рассматривая мать – как кормилицу, а младенца – как зависимого от неё.

3) Этап автономного функционирования подразделяется на несколько фаз:

a) Фаза индивидуации, характеризуется появлением специфических знаков установления связи с матерью (направленная улыбка, изучение матери, экспериментирование с ней, сравнение матери с другими, реакция тревоги на незнакомца);

b) Фаза практики начинается с ростом моторных навыков. Ребёнок научается ползать, принимать вертикальное положение, а затем и ходить. Всё это способствует тому, что он начинает изучать окружающий мир самостоятельно, потихоньку отдаляясь от матери и обращаясь к ней лишь в случае возникновения опасности, в ситуации неизвестности или же для "эмоциональной подзарядки".

c) Фаза воссоединения (или кризис приближения) характеризуется поведением ребёнка, говорящим о возвращении к матери. В этот период можно говорить о "капризных приступах" или навязчивости, возросшей требовательности ребёнка. Не всем матерям легко пережить это время, но успешный переход от данной фазы к следующей является залогом будущего нормального развития ребёнка.

d) Фаза консолидации объектов, характеризуется формированием границ между матерью и ребёнком и последующим осознанием независимости Я-репрезентаций и объект-репрезентаций. В итоге ребёнок начнёт ощущать себя автономно от матери, а её - как отдельный объект.

Другой точки зрения придерживался Дэниэл Стерн , указывая в своей работе на то, что в развитии младенца отсутствует период тотального смешения самости и другого , младенец не проходит стадии в развитии, подобной аутической. Стерн предлагает рабочую гипотезу, описывающую субъективное переживание младенцем его социальной жизни. Самость и её ощущение являются центральными понятиями данной гипотезы. Кроме того, Стерн указывает на то, что развитие самости младенца происходит вследствие двустороннего процесса: "организационные изменения самого младенца и их интерпретация родителями поддерживают друг друга. В результате у младенца появляются новое ощущение того, кто он такой и кто вы, а также иное ощущение тех видов взаимодействий, которые теперь могут происходить".

По мнению автора младенец в процессе своего развития приобретает четыре ощущения самости.

1) Ощущение появляющейся самости (от рождения до 2 месяцев). К двум месяцам младенец научается устанавливать прямой визуальный контакт, начинает улыбаться, лепетать, у него меняются стратегии внимания к миру, созревают моторные паттерны и т.п.

2) Ощущение ядерной самости (2-6 мес.). Младенец становится более социальным, "похоже он достиг межличностной соотнесённости с организующей позицией, которая производит впечатление, что у него уже есть интегрированное ощущение себя как отдельного и связного тела, присутствует контроль собственных действий, обладание собственной аффективностью, чувство непрерывности и ощущение других людей как отдельных участников взаимодействия" . У младенца в этот период формируется ощущение ядерной самости и ядерного другого, которые способствуют переживанию слияния себя с другим и совместному взаимодействию.

3) Ощущение субъективной самости (7-15 мес.) На этом этапе младенец начинает осознавать тот факт, что "субъктивными переживаниями, "предметом и темой" сознания, можно с кем-то поделиться" , он начинает выделять не только отклики родителя, но и процессы, которые предшествуют таким откликам. Это способствует возникновению психической близости, которая раньше была невозможна.

4) Ощущение вербальной самости возникает вместе с умением говорить.

Родоначальник теории интерперсональных отношений Гарри Салливен уделял особое внимание отношениям в детстве. Он считал, что основой нормального психического развития ребёнка являются надёжные и эмоционально удовлетворительные отношения, а, соответственно, фактором риска возникновения психической патологии – неудовлетворительные интерперсональные отношения. Личность же в целом Салливен определял как устойчивый паттерн межличностных ситуаций, которые повторяются в течение всей жизни посредством проживания, воображения, фантазии или воспоминания.

[Современные зарубежные направления исследований социально-эмоционального развития детей младенческого и раннего возраста.]

В теории З.Фрейда важное значение имеет идея о решающем влиянии сознательного и бессознательного опыта взаимодействия с родителями на все дальнейшие отношения и развитие личности. В статье "О нарциссизме" (1914), говоря о роли родителей в трансгенерационном процессе, З.Фрейд обращает внимание на воскрешение собственного нарциссизма родителей в "навязчивой потребности приписывать ребенку все совершенства...", создавая "его величество ребенка", который "должен воплотить неисполненные желания родителей", становясь для них нарциссическим продолжением. З.Фрейд и его последователи объясняли возникновение специфических отношений ребенка и матери взаимными позитивными переживаниями, связанными с кормлением, преодолением дискомфорта, вызванного голодом и удовольствием при насыщении. Одновременно с признанием позитивной, либидинозно насыщенной стороны этих отношений, Фрейд обращал внимание на амбивалентность материнских чувств и на определенные трудности, возникающие в отношении к нежеланному ребенку: "Как много матерей, нежно любящих своих детей, возможно даже чересчур нежно, неохотно зачали их и иногда желали, чтобы живое существо внутри них не развивалось бы дальше" (1916-1917). Позднее, в работе "Групповая психология и анализ эго" (1921) Фрейд обращал внимание на важность идентификации с родителями как ранней форме аффективного взаимодействия с объектом [2 -4].

Развитие психоаналитических представлений об отношениях мы находим у М.Кляйн в теории ранней персекуторной тревоги, шизо-параноидной и депрессивной позиции и механизме проективной идентификации, который одновременно является и интрапсихическим, и интерсубъективным. В последующем, развивая концепцию проективной идентификации в контексте отношений матери и ребенка, В.Бион ввел понятие контейнирования, обозначающего способность матери быть достаточно чуткой и терпимой к потребностям, негативным и позитивным чувствам, агрессии и любви ребенка. Согласно представлениям В.Биона, ранние материнско-детские отношения строятся на способности матери принимать, и, соответствующим образом, отвечать на запросы ребенка. Качество материнской способности к контейнированию и адекватному удовлетворению потребностей ребенка зависит от ее собственного опыта ранних объектных отношений.

Созданию новых представлений о процессах развития в раннем детстве способствовали работы Рене Спитца с детьми, находящимися в состоянии выраженной депривации, исследования Манифолд "Естественная история отношений матери и ребенка на первом году жизни" (1965) и монография Даниеля Стерна "Интерперсональный мир ребенка" (1985). Продолжая традиции психоаналитического подхода, Дж.Боулби (1969-1982) создал теорию привязанности, разработанную с учетом наблюдений этологов, эволюционных биологов, специалистов по психологии развития, теоретиков систем управления и данных, полученных в систематических наблюдениях за поведением младенцев.