Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
По ту сторону гомофобии.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
339.46 Кб
Скачать

Ограничения «гомофобии»

Даже понимая важность термина гомофобия, мы должны признать его ограничения. Некоторые незначительны. С точки зрения этимологии, например, гомофобия – двусмысленное понятие, поскольку предлог гомо- может иметь латинские или греческие корни. Если взять за основу латинский смысл («человек»), гомофобия буквально переводится как «боязнь человека» (а также как боязнь людей) или «боязнь мужчин». И в самом деле, гомофобия использовалась короткое время в 20-х годах для обозначения «боязни мужчин» (Simpson & Weiner, 1993). И, подобно оригинальному использованию Кларком и Николсом в колонке «Винта» 1969 года, социолог Майкл Киммель (1997) утверждал, что современная гомофобия – это, в конечном счете, боязнь мужчиной других мужчин, то есть, страх у мужчины того, что другие мужчины разоблачат его как недостаточно мужественного.

Большинство определений гомофобии, тем не менее, следуют за определением Вейнберга и сосредоточиваются на гомосексуалах - мужчинах и женщинах - в качестве объекта страха. Они основаны на греческом корне гомо- (homo), который лучше сочетается с суффиксом фобия (от греческого phobos, что означает страх). При такой конструкции, гомофобия буквально означает боязнь сходства или боязнь похожих. Как отметил историк Джон Босуэлл, страх гомосексуальности может быть более точно обозначен как «гомосексофобия» (Boswell, 1980, p. 46n).7 Но поскольку «гомо (homo)» часто используется в американском сленге как уничижительный термин для геев (Boswell, 1993), большинство слушателей, вероятно, предположили, что «гомо (homo)» в слове гомофобия относится к гомосексуалам. Таким образом, разумное толкование гомофобии - боязнь «homos», то есть, гомосексуалов (MacDonald, 1976).

Конструирование понятия гомофобия также имеет смысл, если поместить это в исторический контекст. Сходства между гомофобией и ксенофобией очевидны, последний термин используется, по меньшей мере, уже столетие, чтобы описать индивидуальную и культуральную враждебность по отношению к посторонним или иностранцам. Аналогичное использование слова фобия может быть найдено в работе 1963 года социолога Ирвинга Гоффмана «Стигма». Всего за несколько лет до изобретения Вейнбергом гомофобии Гоффман противопоставлял «стигмафобные» реакции большинства людей в обществе «стигмафильным» реакциям семьи и друзей в отношении стигматизированных (Goffman, 1963, p. 31). Использование Гоффманом понятия стигмафил согласуется с понятием гомофилы, собственными обозначениями себя гей-активистами в 1950-х и 1960-х годах. Стигмафоб и гомофоб стали логичными дубликатами.

Гомофобия как страх

Реальные последствия для суффикса фобия являются более проблематичными. Фобия это не просто синоним страха. Согласно второй редакции DSM, стандартного диагностического руководства, в то время, когда Вейнберг опубликовал «Общество и здоровой гомосексуал», фобия – это интенсивная реакция страха на определенный объект или категорию объектов. Он носит иррациональный характер, признаётся больным как не соответствующий объекту страха. И он связан с неприятными физиологическими симптомами, которые вмешиваются в жизнь боязливого человека (American Psychiatric Association, 1980).

Вейнберг сказал мне, что у него не было намерения утверждать, что гомофобия представляет собой диагностическую категорию наравне с иррациональным страхом высоты или змей. Тем не менее, он также отметил, что некоторые гетеросексуалы реагируют на гомосексуалов, находящихся рядом, таким образом, который качественно не отличается от реакций человека с фобией к змеям. В обоих случаях, предполагал он, при столкновении с объектом своей фобии (гомосексуальный человек или змея), их реакция носит в чем-то безумный характер. По его словам, это будет что-то вроде: «Убирайся-отсюда-Я-закрываю-глаза-Я-не-хочу-об-этом-слышать-Я-не-хочу-это-видеть-и-если-ты-быстро-не-убирешь-это-отсюда-Я-тебя-убью!»8

Хотя такой тип реакции, конечно, имеет место, минимальные доступные данные не поддерживают идею о том, что большинство антигеевских установок представляют собой настоящую фобию. Например, когда два моих коллеги из Университета Калифорнии в Дэвисе записывали физиологические реакции явно гомофобных мужчин на откровенные фотографии секса между мужчинами, у большинства объектов исследования они не смогли обнаружить реакций, характерных для фобий (Shields & Harriman, 1984). Это не отрицает того факта, что негативные реакции гетеросексуалов на сексуальные меньшинства могут включать в себя в некоторой степени страх, но природу такого страха еще предстоит определить. Например, это может быть страх получить ярлык гомосексуала, а не боязнь гомосексуалов как таковая (Kimmel, 1997).

Эмпирические исследования более убедительно указывают на то, что основными чувствами в негативных эмоциональных реакциях гетеросексуалов на гомосексуальность являются гнев и отвращение (e.g., Bernat, Calhoun, Adams, & Zeichner, 2001; Ernulf & Innala, 1987; Haddock, Zanna, & Esses, 1993; Herek, 1994; Van de Ven, Bornholt, & Bailey, 1996). Таким образом, при определении точки разрыва между гомофобией и истинными фобиями, Хаага (1991) отметил, что эмоциональный компонент фобии - тревога, в то время как эмоциональная составляющая гомофобии - предположительно гнев.9 Эти выводы согласуются с исследованиями эмоций и других типов предрассудков, которые предполагают, что гнев и отвращение чаще, чем страх, лежат в основе «враждебности» доминирующих групп по отношению к группам меньшинств (e.g., Mackie, Devos, & Smith, 2000; Rozin, Lowery, Imada, & Haidt, 1999; Smith, 1993). Действительно, дегуманизации геев в риторике большинства антигеевских выступлений (e.g., Herman, 1997) и интенсивность жестокости, которая характеризует многие преступления на почве ненависти в отношении сексуальных меньшинств (e.g., Herek & Berrill, 1992), вероятно, больше соответствуют чувству гнева, чем страха, (об ассоциации между гневом и агрессией, см., например, Buss & Perry, 1992).