Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 4 для СН.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
105.98 Кб
Скачать

Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него. Хроническое вегетативное состояние.

Радикальная критика критерия полной смерти мозга и ратование за признание критерием смерти смерть коры, были обусловлены случаями необоснованно затянутой реанимации. Эти случаи послужили причиной горячих дискуссий по поводу ненужной реанимации и права на смерть. Особенно это касалось случаев, названных синдромом постоянного бессознательного состояния или хронического вегетативного состояния, который включают два основных типа.

Самыми известными случаями такого состояния являются трагические истории Карей Квинлан и Пола Бейлей.

Так, например, случай с Карей Квинлан, которая впала в коматозное состояние в 1975 году в результате одновременного приема валиума и алкоголя. Она находилась на ИВЛ, питание было насильственным, высококалорийным с помощью назогастральной питательной трубки. Через 6 месяцев после случившегося, адвокат свидетельствовал, что в Карен вы­глядела следующим образом: Ее глаза открыты и перемещаются круговым способом, когда она ды­шит; ее глаза мигают приблизительно три или четыре раза в минуту; ее лоб свидетельствует об очень заметном поте; ее рот открыт, в то время когда респиратор расширяется, чтобы засасывать воздух, ее язык, кажется, перемещается довольно случайным образом. Ее рот закрывается, когда воздух засасывается в ее тело че­рез трахеостому, и она, кажется, слегка бьется в конвульсиях или зады­хается; ее руки находят­ся в изнуренном положении. Ее фактический вес около 70 фунтов (30 кг.). После длительных советов с врачами, священниками семья Карен Квинланн пришла к выводу о том, что Карен как личность умерла и решили удалить респиратор и позво­лить телу Карен умереть. Они понятия не имели, что их многомесяч­ная борьба, чтобы прийти к этому решению, будет самым простым делом. После года судебных разбирательств, многочисленных аппеляций Верховный Суд единодушно разрешил дело в пользу Квинлан, т. е. запретил отключение респиратора. К лету 1976 года, через 4 месяца после решения суда, Карен Квинлан была все еще жива. К тому времени, язвы от лежачего поло­жения разъели ее плоть, и ее тазовые кости стали открытыми. Только через несколько месяцев, после перевода в другую клинику и после успешной работы новых адвокатов Карен была отключена от аппарата ИВЛ. Она продолжала дышать самостоятельно. Насильственная гидратация и кормление были продолжены. И только после более 10 лет пребывания в доме по уходу за больными, 13 июня 1986 года, тело Карен Квинлан было объявлено мертвым.

Другой параллельно имевший место – это случай с Полом Бейлей, который умер в 1982 году, пробыв 25 лет в коматозном состоянии.

Как и многие другие проблемы биоэтики, проблема прекращения жизнеподдерживающенго лечения на сегодня она не имеет единственного и очевидного решения.

Один из подходов к ее решению опирается на различение ординарных и экстраординарных (иногда их называют еще "ге­роическими") методов лечения. Согласно этому подходу, пред­полагается, что если для продления жизнеподдерживающего лечения достаточно ординарных мер, то лечение должно быть продолжено. Если же приходится прибегать к чрезвычайным, экстраординарным мерам, то такой жесткой необходимости продлевать лечение нет. Необходимо особо подчеркнуть, что во всех этих случаях речь идет о выборе, который осуществляется не врачом, а паци­ентом или его близкими. Аналогичная норма, позволяющая па­циенту отказаться от лечения, в том числе и жизнеподдерживающего, содержится в законодательстве многих стран, включая российские законодательство.

Обсуждение возможности и условий отказа от жизнеподдерживающего лечения вплотную подводит нас к, пожалуй, на­иболее острой и противоречивой проблеме биоэтики - к про­блеме эвтаназии.