Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мнение о мире и мир мнений-весь текст.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
2.14 Mб
Скачать

29. База развития теории

Значение изучения общественного мнения не исчерпы­вается только тем, что оно позволяет фиксировать эмпири­ческие факты из мира бытия и мира сознания. Рассматри­ваемый путь .является одновременно и путем развития со­циальной теории—экономической, этической, исторической, юридической, философской и т. п.

Это верно прежде всего в том широком смысле слова, в котором мы вообще говорим о любом конкретно-социологи­ческом исследовании, что оно дает пищу теоретическому анализу и тем самым ведет к развитию теории.

Путь к раскрытию Говоря о соотношении конкретного и теоретического анализов, социальных Л. Н. Коган писал: «В ходе социологического иссле­дования закономерностей можно выделить следующие основные этапы, тесно связанные друг с другом:

а) Сбор фактов, анализ и обработка статистического ма­териала, высказываний трудящихся, протоколов собраний, отчетов и т. д. Так создается фактическая основа, «первич­ный материал» для исследования.

б) Формулирование на основе этого материала частных выводов... Именно эти выводы могут быть положены в ос­нову практических рекомендаций.

в) Познание общих закономерностей развития общества, которое осуществляется- благодаря обобщению всего фак­тического материала...»4

В целом эта схема представляется верной. Разумеется, ее не следует понимать в том смысле, что каждый социолог, экономист, этнограф, историк или юрист, проводящий конкретные исследования, должен быть одновременно и теоре­тиком в своей области (равно как не требуется и того, чтобы теоретики непременно сами проводили конкретные исследования). При современном объеме научно» работы фигура исследователя, являющегося одновременно и собирателем фактов и теоретиком, столь характерная для предыдущих периодов в истории науки, становится как раз все более и более редкой. Зато, напротив, все чаще и чаще можно видеть теперь, как одни исследователи выполняют первую часть работы, а другие (в количественном отношении их, понятно, несравненно меньше) — вторую. Это ясно: в современной науке, как и во всех других развитых сферах социальной деятельности, существует общественное разделение труда, и одним из оснований его служит как раз то обстоятель­ство, что накопление и обработка фактического материала, с одной стороны и построение теории, с другой, предста­вляют собой два различных этапа в научном исследова­нии5.

Однако, признавая существование, так сказать, «чистых эмпириков» и «чистых теоретиков» не только допустимым, но и закономерным, одновременно следует подчеркнуть не­нормальность ситуации, при которой теоретический анализ витает в заоблачных эмпиреях абстрактных категорий, а конкретный анализ оказывается с головою погруженным в эмпирию фактов. В роли творца социальной науки не может выступать высокомерная фигура теоретика, с пренебреже­нием, сверху вниз, смотрящего на «конкретику», не владею­щего соответствующим эмпирическим материалом. Точно так же и наоборот: всякое конкретное исследование должно проводиться с учетом требований теории и с целью ее даль­нейшего развития. Разумеется, теоретические формулы не пекутся как пироги и обычно возникают в результате обоб­щения не одного, множества, массы эмпирических иссле­дований. Но последние должны видеть - эту перспективу, иначе - они бессмысленны. Социолог-эмпирик, проводящий конкретные исследования, не должен становиться в положе­ние описанного Р. Мертоном «исследователя, вооруженного анкетой и карандашом, который гоняется за изолирован­ными и бессмысленными статистическими данными».

При этом наибольшую ценность с точки зрения развития теории представляют те конкретные социологические исследования, которые прямо ведут не только к формулированию частных выводов, но и к пониманию разного рода общих закономерностей социального развития, по меньшей мере, к их обнаружению.

Общественное Как и любая иная форма конкретно-социологических

мнение исследований, обращение общественному мнению дает устанавливает эмпирический материал, пищу теоретиче­скому анализу и тем самым зависимости способствует развитию социальной теории в целом. Однако о значе­нии изучения общественного мнения для нужд теории можно говорить не только в этом всеобщем, широком, но и в специфическим, узком смысле. В отличие от других видов конкретных исследований, изучение высказываний общест­венности может содействовать решению теоретических за­дач и, так сказать, прямо, непосредственно, до и без участия социолога-теоретика.

Такой эффект достигается благодаря способности обще­ственного мнения к аналитической деятельности. В подобных случаях общественность, как известно, не только констатирует социальные факты, но и высказывается по поводу их природы, механизма возникновения, причинной обусловленности, взаимосвязи с другими фактами и т. п., то есть, по сути, занимается как раз специфически теоретическим: анализом, хотя и в простейших его формах.

Разумеется, исследователь и в данных случаях не может ограничить свои задачи лишь регистрацией и количественной обработкой полученных высказываний и принять, что называется, на веру в качестве истинных решения проблем, предлагаемые общественностью,—учитывая сложность при­роды общественного мнения, он, как и всегда должен, подвергнуть эти высказывания всестороннему критическому анализу, с точки зрения уточнения содержания мнения, определения степени их истинности, меры компетентно и т. д. Точно так же здесь полностью сохраняется и задача теоретического решения выдвинутых проблем: независимо от усилий, предпринятых в этом направлении общественным мнением, исследователь (или непосредственно тот самый, который проводит опрос, или теоретик по преимуществу) должен провести как самостоятельный теоретический анализ.

Однако ни то, ни другое обстоятельство не меняют существа главного факта — того, что в случае обращении к общественному мнению исследователь может не только получить первый эмпирический материал для последующего теоретического анализа, но и привлечь (в той или иной форме и мере) к этому теоретическому анализу самое обще­ственность

Что касается формы такого рода теоретической деятель­ности, то она может быть весьма различной. Выше, напри­мер, мы ссылались на случаи, когда общественное мнение успешно вскрывало природу социального явления, давало ему определение путем перечисления его существенных признаков. Из практики Института общественного мнения известно множество примеров того, как общественное мне­ние осуществляло простейший анализ и синтез явлений.

В. частности, такая работа общественности по раскрытию внутренних зависимостей между различными группами яв­лений имела большое значение в теоретическом анализе причин, обусловливающих недостатки в структуре свобод­ного времени городского населения страны. Анализ этой структуры, проведенный непосредственно самим исследова­телем, обнаружил в ней два существенных изъяна: неразви­тость отдельных элементов свободного времени и наличие резких диспропорций (в том числе носящих ярко выражен­ный социальный характер) в положении различных групп. Абстрактно говоря, такое положение вещей могло возник­нуть в результате действия двоякого рода причин: или 1) в силу низкой культуры свободного времени, отличающей определённые круги населения, то есть в силу относитель­ной неразвитости (может быть, даже отсутствия) у них вку­сов, запросов, потребностей в тех или иных прогрессивных видах досуга, а также их неумения организовать свое свободнее время, использовать имеющиеся для этого возмож­ности и т.д. (это — так сказать, субъективный фактор); или 2) в силу отсутствия в обществе необходимых объективных условий для наилучшего использования людьми свободного времени, то есть в силу сравнительно ограниченного харак­тера реальных возможностей, которыми располагают люди. Какие из этих причин играли в действительности определяющую роль?

Ясно, что ответ на этот вопрос исследователь мог получить, прежде всего, путем теоретического анализа соответствующих фактов, выявленных непосредственно в опросе, а также добытых другими исследователями-«эмпириками». Именно таким образом было установлено, что значение субъективного фактора в наши дни в самом деле исключи­тельно велико; причем границы его шире: речь должна идти не только о личности, характеризующейся узким кругозо­ром, но и о неудовлетворительной зачастую деятельности разного рода государственных учреждений и общественных институтов, занимающихся организацией досуга масс, их воспитанием, призванных развивать вкусы и потребности личности. Вместе с тем тот же социологический анализ убе­дительно показал, что своим возникновением и существова­нием названные проблемы свободного времени связаны главным образом не с этими субъективными моментами. Их корни лежат, прежде всего, в сфере действия разного рода объективных факторов — таких, как нехватка свободного времени; недостаток (или полное отсутствие) в городах раз­личных культурных, спортивных и прочих учреждений; недостаток личных средств; плохие жилищно-бытовые усло­вия и т. п. При этом на первом месте, бесспорно, стоят хро­ническая и всеобщая нехватка свободного времени и недо­статочное развитие в стране материально-технической базы досуга — острая нехватка театров и стадионов, концертных залов и туристских баз, вечерних кафе и загородных зон от­дыха и т. д.

В то же время в распоряжении исследователя был и дру­гой путь решения вопроса — путь обращения к обществен­ности с просьбой сказать, что она думает по этому поводу, как оценивает относительное значение субъективного и объективного факторов в происхождении названных недостатков структуры свободного времени. Именно с этой целью, в рас­чете на аналитические способности общественного мнения мы поместили в анкете два вопроса: I. «Что мешает Вам про­водить досуг так, как Вам нравится?» и П. «Какие важней­шие пути для лучшего использования досуга Вы видите?». Ответы на них дали следующие ряды причин и предложе­ний:

I.

1) Недостаток свободного вре­мени.

2) Недостаточное развитие ма­териально-технической базы досуга.

3) Недостаток личных средств.

4) Плохая организация досуга трудящихся.

5) Неумение организовать свое время.

6) Плохие жилищно-бытовые условия.

организаторской

II.

1) Увеличение свободного вре­мени.

2) Расширение материально-технической базы досуга.

3) Увеличение доходов населе­ния.

4) Улучшение работы.

5) Улучшение жилищно-бытовых условий.

6) Воспитание культуры сво­бодного времени.

Как видим, выводы общественности, взятые в общем и целом, в основном совпали с выводами теоретического ана­лиза. Тем самым они явились для последних еще одним, до­полнительным основанием. Причем важным подтвержде­нием истинности общественного мнения было здесь то, что оно дало в общем и целом адекватные ответы на вопросы, поставленные как в личной (I), так и в безличной (II) фор­мах6. Подобной уверенности в правоте общественности не было бы, если бы вопрос стоял только в личной форме (когда люди могут смотреть на вещи слишком заинтересованно) или, напротив, только в безличной форме (когда суждение может быть слишком поверхностным). Кстати, с последним случаем мы столкнулись в V опросе, при анализе причин распада семьи. Тогда общественное мнение, судившее о раз­водах «со стороны», впало в целый ряд серьезных иллюзий, из-за чего его вклад в теоретическое решение проблемы оказался значительно ослабленным7.

С другим видом простейшей теоретической деятельности общественности мы столкнулись в IV опросе. Там речь шла уже не о раскрытии причин явления (движения за коммуни­стический труд), а об определении важнейших условий его существования и развития. Разумеется, и эта задача могла быть решена исследователем без обращения за помощью к общественному мнению — путем теоретического рассмотре­ния социальных фактов, в том числе и отраженных в массовом сознании, с использованием методов логического анализа, социального экспериментирования и т. п. Вместе с тем было ясно, что подобный анализ, пусть в менее четких и надежных формах, уже проделан непосредственно самими участниками движения, имеющими возможность постоянно изучать и сопоставлять факты. Поэтому перед исследовате­лем открывался и дополнительный путь решения задачи — путь обращения к отдельным лицам и коллективам с воп­росом: «С решением какой из проблем Вы связываете в первую очередь дальнейшее массовое распространение движения?..»

Так, в двух словах, обстоит дело с формами участия общественного мнения в теоретическом анализе явлений дей­ствительности. Что же касается того, насколько исследова­тель может и должен привлекать общественность к подоб­ной работе и насколько результаты этой работы будут каче­ственными, то это зависит, прежде всего, от объекта и субъ­екта высказывания — от степени сложности первого, уровня теоретических способностей и грамотности второго, меры его компетентности и т. д. Ясно, например, что если опрашивае­мая совокупность лиц не отличается достаточной общей грамотностью или близким знакомством с предметом обсуж­дения, то и расчет на ее аналитическую деятельность может быть весьма небольшим. Напротив, если речь идет о субъ­екте, владеющем тайнами научного анализа социальной дей­ствительности, он с большим успехом может выступать в роли теоретика (сравни опрос авторитетов по проблемам молодежи, в частности по вопросам относительно причин су­ществования в среде молодежи разного рода отрицательных явлений, способов их преодоления и т. п.).