Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
практикум 2 ч..doc
Скачиваний:
291
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
785.92 Кб
Скачать

7. В чем видит сущность религии Монтень? Согласны ли вы с его мнением?

«Вполне вероятно, что вера в чудеса, видения, колдовство и иные необыкновенные вещи имеет своим источником главным образом воображение, воздействующее с особой силой на души людей простых и невежественных, поскольку они податливее других. Из них настолько вышибли способность здраво судить, воспользовавшись их легковерием, что им кажется, будто они видят то, чего на деле вовсе не видят. Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно. Привычка притупляет остроту наших суждений. Дикари для нас николько не большее чудо, чем мы сами для них.

Поскольку люди в силу несовершенства своей природы не могут довольствоваться доброкачественной монетой, мусть между ними обращается и фальшивая. Это средства применялось решительно всеми законодателями, и нет ни одного государственного устройства, свободного от примеси какой-нибудь напыщенной чепухи или лжи, необходимых, чтобы налагать узду на народ и держать его в подчинении. /…/ Именно это и придавало вес даже порочным религиям и побуждало разумных людей делаться их приверженцами… любой свод законов обязан своим происхождением кому-нибудь из богов, что ложно во всех случаях, за исключением лишь тех законов которые Моисей дал иудеям по выходе из Египта. Все правительства извлекали пользу из благочестия верующих» (Опыты / там же. С. 138).

8. Как относится Монтень к представлениям о бессмертии души?

«Для христиан натолкнуться на вещь невроятную – повод к вере. И это тем разумнее, чем сильнее такая вещь противоречит человеческому разуму. Если бы она согласовалась с разумом, то не было бы чуда. Одни уверяют, будто верят в то, во что на деле не верят; другие (и таких гораздо больше) внушают это самим себе, не зная по-настоящему, что такое вера.

/… Поразительно, что даже люди, наиболее убежденные в бессмертии души, которое кажется им столь справедливым и ясным, оказывались все же не в силах доказать его своими человеческими доводами. Когда Платон распространяется /…/ о телесных наградах и наказаниях , которые ожидают нас после распада наших тел /…/, или когда Магомет обещает своим единоверцам рай, устланный коврами, украшенный золотом и драгоценными камнями, рай, в котором нас ждут девы необычайной красоты и изысканные вина и яства, то для меня ясно, что это говорят насмешники, приспособляющиеся к нашей глупости. /…/ Ведь впадают же некоторые наши единоверцы в подобное заблуждение.

Признаем чистосердечно, что бессмертие обещают нам только бог и религия; ни природа, ни разум не говорят нам об этом.

Смерть – не только избавление от болезней; она – избавление от всякого рода страданий. Презрение к жизни – нелепое чувство, ибо в конечном счете она – все, что у нас есть, она – все наше бытие. /…/ Тот, кто хочет из человека превратиться в ангела, ничего этим для себя не достигнет, ничего не выигрывает, ибо раз он перестанет существовать, то кто же за него порадуется и ощутит это улучшение?» (там же, с. 139).