Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция об античности.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
177.44 Кб
Скачать

4.Искусство ( литература, театр, игры, спорт)

Праздники

Факторами воспитательного влияния со стороны общества и государства выступали праздники, игры, театр и ораторское искусство. Это влияние было направлено на формирование всей совокупности ценностных отношений, но прежде всего, обеспечивало развитие у гражданина представлений, необходимых для общества и государства.

В Афинах было до 50 праздников в году. Олимпийские празднества происходили каждые четыре года.

Одно указание дает понятие о числe паломников в Олимп. Стадий мог вместить по крайней мepе 40 000 человек, а на праздничных зрелищах присутствовали только мужчины. Девушкам, по-видимому, предоставлялась возможность проникать в Алтис во время празднеств, но замужним женщинам это запрещалось под страхом смерти.

Паломники не чувствовали недостатка в развлечениях. Каждую минуту раздавался голос глашатая: он сообщал то о постановлении иностранного города, то о посвящении статуи или венка, то о договоре нескольких государств. Присутствием международной толпы всегда пользовались, чтобы предать гласности всякие важные события общественного или частного характера.

Для человеческого честолюбия олимпийские игры предоставляли благодарную арену. Все знаменитые люди и все жаждавшие славы стекались сюда. Бывали здесь и философы Анаксагор, Сократ, Аристипп и Диоген; одни из них поучали толпу своими нравоучительными проповедями, другие вызывали скандалы своими циническими выходками. На стадии часто присутствовали Пифагор и Платон, увлекавшиеся борьбой, тем более, что в молодости они и сами одерживали в ней победы. Ораторы Горгий, Лисий, Демосфен нередко появлялись здесь и давали возможность всей Греции послушать образцы их искусства. Поэты Пиндар, Симонид и многие другие искали тут вдохновения, а может быть, и клиентов.

Празднество занимало пять дней. На второй, третий и четвертый день происходили игры на стадии и гипподроме. До эпохи римского владычества на олимпийских празднествах оффициально не отводилось место для музыкальных и литературных состязаний, тем не менее частным образом искусства проникали сюда. Ученые знакомили здесь публику со своими новыми изобретениями, художники часто устраивали выставку своих произведений. Ораторы, философы, историки говорили наизусть или читали свои произведения на ступенях портиков или храмов. Рапсоды декламировали тут отрывки из произведений Гомера, Гессиода и поэмы Эмпедокла. Многие оды Пиндара, Симонида и всех певцов, воспевавших олимпийские победы, исполнялись с музыкой и танцами. Пользовавшееся известностью ораторы, являлись сюда для произнесения речи, которая носила название олимпийской или Панегирика.

Вышеописанные религиозные праздники очень хорошо передают удивительный синкретизм: веры (религии), культа красоты, здоровья( физического совершенства), публичности( как стиля поведения), общественного единства и гордости за свое государство.

Возможно, это и были составляющие «каллокагатии» – совершенства.

Воспитательное влияние литературы.

.Лирическая поэзия, или песенная (мелическая), была подготовлена развитием музыки и отдельно от музыки не существовала; иногда к музыке присоединялись и ритмические движения, орхестика. Греческая лирика делилась на собственно песню и хоровоне пение: (Алкей, Сафо, Анакреон, второго — Алкман, Стесихор, Ибик, Симонид из Кеоса, Пиндар). Одни песни назначались для исполнения одним голосом, в частной жизни отдельных граждан; другие были хоровые и имели значение преимущественно религиозно-общественное, исполнялись в публичных местах. Одна из форм этой же лирики, дифирам послужила источником трагедии, а из шуточных хоровых песен, тоже в честь Диониса или Вакха, вышла комедия.

Трагедия – буквальный перевод козлиная песнь. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид),

Эсхил (525–456 гг. до н. э.) –первый трагик

. Время жизни Эсхила совпадает с периодом греко-персидских войн, носивших для греческих государств освободительный характер. Идеи патриотизма, защиты родины, сознание превосходства демократического государства афинян над персидской деспотией отражены в ранних трагедиях поэта. «Прикованный Прометей». Следует при чтении выделить основной конфликт трагедии (Прометей – Зевс), внимательно проанализировать другие ее образы, проследить, как каждый из них по-своему помогает раскрытию идейного замысла трагедии. Творчество Эсхила завершает трилогия «Орестейя» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») – единственный, полностью дошедший до нас образец античной трилогии.. Поэта здесь интересуют проблемы вины и возмездия, отношения отдельного человека и рода, проблема взаимоотношений личной воли человека и объективных сил внешнего мира, мыслящихся поэтом как проявление воли богов, управляющих миром. В последней части трилогии («Эвмениды») привлекает внимание торжество новой морали города-государства (оправдание Ореста государственным судом – ареопагом, выступающим вместе с тем воплощением справедливости божественного управления миром), побеждающей старую родовую мораль с ее принципами кровной мести, защитниками которой в трагедии являются древние богини мщения Эринии.

Софокл (496–406 гг. до н. э.). В отличие от Эсхила, которого интересуют прежде всего судьбы целого рода, Софокл подходит уже к изображению судьбы отдельного человека. Этот человек, теснейшими, неразрывными узами связанный со всем коллективом граждан, является воплощением этого коллектива. Для отдельной личности моральные нормы коллектива являются законом, следование которому подсказывается ей внутренним долгом. Этот человек, «каким он должен быть» в представлении Софокла и его современников. «Антигона». Необходимо особенно внимательно проанализировать сцену из II эписодия. Антигона жертвует жизнью во имя верности обычаям и моральным взглядам народа, представляемым ею как «неписаные законы богов». Креонт преступает эти законы, запрещая хоронить Полиника и осуждая на смерть Антигону за нарушение его запрета. В свою очередь, он изображается как герой, утверждающий приоритетность и силу писаных государственных законов. Для понимания идейного замысла трагедии и взглядов Софокла важное значение имеет 2-я песня хора. Безысходность столкновения неписаных и писаных законов изображено им через героику женских персонажей в трагедии «Электра».

В трагедии «Царь Эдип» все внимание Софокла сосредоточено на герое и его судьбе. Поэт создает глубокий, сильный и благородный образ царя Эдипа, сохранившего и в своей трагической судьбе высокие моральные качества, душевную красоту и силу, превыше всего ставящего благо государства, народа, свой долг перед ними. Тема «рока», неотвратимости предопределенной богами судьбы человека вступает в особо острый конфликт с темой общественного долга героического поступка идеального человека-гражданина.

Выступая против новых взглядов, нашедших выражение в учении софистов, Софокл пытается отстаивать принципы традиционного мировоззрения, защищает веру в богов и их правоту, а вместе с тем понимает неизбежность прихода нового, что в сумме рождает особый трагизм его произведений.

Еврипид (484–406 гг. до н. э.). Вслед за теоретическими постулатами софистов, делающих человека «мерой всех вещей», Еврипид переносит центр тяжести своей трагедии на изображение конкретного человека, его индивидуальных чувств, мыслей, переживаний. Очень характерны в этом отношении образы героинь его трагедий: Медея («Медея»), Федра («Ипполит»), Ифигения («Ифигения в Авлиде»), – с которыми необходимо познакомиться.

В образе Медеи поэт раскрывает сложный внутренний мир, борьбу чувств, страдания одинокого человека, игнорирующего традиционную мораль и представления общества, решившего самостоятельно искать решение вставших перед ним проблем. В другой трагедии с большой художественной силой воплощена страстная любовь Федры к пасынку Ипполиту и сложная, мучительная борьба, происходящая в ее душе. В обязательном для трагедии столкновении мощных противоборствующих сил Еврипид акцентирует личность, борьбу человека с самим собой, а страдания и несчастья его главных героев всегда обусловлены их собственными характерами. Трагический катарсис достигается переживанием столкновений уже трех равнодостойных сил: личности, божественного рока, гражданского, государственного долга. Об Еврипиде нередко говорят, что он изображает людей такими, «каковы они на самом деле», т. е. выводит не столько героические образы, сколько обыкновенных граждан с их иногда чисто житейской психологией. Так же, как и софисты, он уже с определенным недоверием относится к традиционной религии (показательно в этом отношении изображение богинь Афродиты и Артемиды в «Ипполите»). В целом творчество Еврипида отражает глубокие противоречия афинского общества периода Пелопонесских войн (431–404 гг. до н. э.), усиливающегося кризиса полиса. Однако не следует забывать, что он пишет не психологические драмы, а трагедии, где высокое всегда сталкивается только с высоким.

Комедия. Возникновение греческой комедии, как трагедии и сатировской драмы, исследователи также связывают с празднествами в честь бога Диониса, очень популярными в Аттике.

Аристофан (ок. 446–385 гг. до н. э.). Его наиболее характерные произведения: «Всадники», «Облака», «Лягушки».. В комедии «Всадники» Аристофан критикует извращения афинской демократии в период ненавистной ему Пелопонесской войны.

Комедия «Облака» высмеивает и софистические учения, и лицемерие родителей в семьях бескультурных, но разбогатевших афинян. Здесь показательны такие эпизоды комедии, как рассказ ученика, сцена обучения Стрепсиада. На протяжении всего произведения автор в комическом ключе ставит актуальные вопросы воспитания и образования, где царят начетничество и прагматизм (любопытна сцена агона (спора) Правды и Кривды.

Комедия «Лягушки» посвящена бедственному состоянию литературы

Афины, хотя и вернули утраченную самостоятельность, но не сохранили прежнего политического значения, однако они по-прежнему оставались центром философской мысли. Здесь получили развитие четыре главные философские школы — академическая, перипатетическая, эпикурейская и стоическая. В то же время Афины были местом процветания новой аттической комедии

В эллинистический период меняется положение поэтов и деятелей искусства. Цари старались представить себя покровителями искусств. В Александрии ученые, художники и поэты были собраны в Мусейоне, им предоставлялись квартиры, материальное обеспечение. Служители муз превращались в придворных. Стал культивироваться принцип чистого искусства, литературное мастерство стали обращать на то, чтобы стихотворению придать определенную внешнюю форму, не заботясь о содержании, — форму яйца, топора, алтаря, пары крыльев, свирели и т. п. или акростиха . А в содержании стали сильно проявляться черты космополитизма, желание стать выше ограниченных интересов своего государства. Желание человека дистанцироваться от общественно-политических проблем, поиск покоя и благополучия в рамках семьи и узкого круга друзей получили отражение в двух литературных жанрах – буколической поэзии и социального романа-утопии. Отвлеченные действия на фоне абстрактного пейзажа создавали искусственный мир безмятежно живущих людей. В романах-утопиях (Энгемера и Ямбула) описывали фантастические страны, острова блаженных в далекой Аравии или Индии, где люди наслаждаются счастливой жизнью на фоне роскошной природы. У этих людей отменный достаток, хорошее здоровье, гармоничные отношения. Города-государства исчезли. В больших городах имеются только отдельные лица, которые преследуют, каждый на свой лад, индивидуальные интересы, которые ищут индивидуальных удовольствий. Литература становится одним из таких удовольствий, предназначенная для тех, для кого отдых состоит в приятном саморазвитии» [1, с. 320]. Боннар видит в литературе периода эллинизма разрушение классических традиций, выхолащивание смыслов. Он пишет о представителе так называемого реалистического мима Героде: «Поэзия Герода по своему характеру глубоко чужда всему тому, что было до сих пор в греческой литературе. Греческая литература была, прежде всего «Логосом», «Словом». Она существовала, чтобы быть услышанной, она существовала, чтобы быть действенной. С Геродом же более нет Слова, которое стремится быть услышанным. Есть только литература, находящая удовлетворение в подражании действительности, и грубой действительности. Это путь вульгарного реализма. Удивительно примитивны и мелки сюжеты у Герода. Бесконечные уговоры заботливых тетушек завести любовника или описание наказания плетью школьника, при котором мамаша уговаривает учителя бить посильнее, так как шалости мальчика ей дорого обходятся. Нет ни подлинных чувств, ни мысли, ни иронии» [1, с. 323].