Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗВ и У. Книга вторая с № источников в издательс...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
770.05 Кб
Скачать

Заключение

Во второй книге «Социокультурные традиции в знаниях об управлении», которая является частью общего труда «Знаниеведение и управление», рассмотрены знания об управлении, имевшие место в различных культурах евразийского континента – Востока, Запада и России.

Исследование традиций управления в отмеченных культурах показало не только общие черты данного феномена, но и явную специфику управления у разных народов. Эта специфика обусловлена рядом факторов, обусловливающих социокультурные особенности управления. К ним, прежде всего, следует отнести различия природно-географических условий, социального развития и социального устройства общественных систем, специфику менталитетов и национальных характеров культур Востока, Запада и России.

Значительное место уделено роли менталитета в управлении. Показано, что менталитет в концентрированной форме отражает специфику археологического и исторического прошлого, природных и социальных условий, корневых традиций жизни людей. Менталитет заключает в себе и основной культурологический принцип жизни народа, который закономерно отражается во всех сферах бытия, в том числе, и в сфере социального управления – от семьи до государства.

Исследование показало различие менталитетов отмеченных культур, которое в основном сводится к следующему. В наиболее общих чертах эти различия сводятся к следующему.

Менталитет Востока в целом нравственно определенный, оптимальный (согласно конфуцианству и буддизму), философско-религиозный, синкретичный, в большей степени – интравертный, использует преимущественно внерациональные методы познания. Основные действия – по традициям.

Менталитет Запада в целом нравственно дифференцированный – на мораль высших и низших, неоптимальный, формирует двойную мораль, часто конфликтного характера (подобно ницшеанству), рационально-философский, часто с конфликтным разрывом научного и религиозного миропонимания, в большей степени – экстравертный, либеральный, использует преимущественно рациональные методы познания. Основные действия – по законам.

Менталитет России в целом нравственно определенный, оптимальный (согласно трудовому общинному образу жизни и православию), философско-религиозный и философско-научный, но в общем непротиворечивый (как в религиозной вере и научном творчестве М.Ломоносова), в большей степени – экстравертный, использует интегративные методы познания (рационального и интуитивного характера). Основные действия – по ситуациям (если условия жизни в государстве в главном соответствуют интересам народа, то народ поддерживает свое государство).

В связи со спецификой менталитетов, управление в традициях и культурах Запада, Востока и России также имеет специфику. Прежде всего, эта специфика проявляется в тех культурологических принципах, которые положены в основу отношений между людьми. В этом отношении было отмечено, что основной западный принцип отношений «Свой – Чужой», который имеет высокий конфликтогенный потенциал. Напротив, культурологический принцип отношений Востока и России в целом сходен и строится на основе: «Все свои, но в Иерархии».

Эти принципы в целом закладываются и в фундаментальные основы управления. В результате в западной культуре преобладает принцип субъект-объектного управления и высокий конфликтогенный потенциал управляющего и управляемого звеньев (которые постепенно сглаживаются и выравниваются в достижениях ХХ века). В общинных культурах Востока и России в большей степени имеет место потенциал субъект-субъектных отношений в управлении, где оба звена в управлении стремятся гармонизировать отношения несмотря на иерархию и добровольное соподчинение людей в системах управления.

Соответственно, социально-фундаментальный смысл управления может иметь разные основания:

В западном ментальном типе управления действует принцип «Свой–Чужой» внутри управляемой системы, в моральном плане преобладает активный индивидуализм.

В восточном ментальном типе управления действует принцип «Все Свои, но в иерархии, при строгом подчинении низов – верхам», в моральном плане преобладает пассивный коллективизм.

В российском ментальном типе управления действует принцип «Все Свои, в иерархии, при относительной активности низов», в моральном плане преобладает активно-творческий коллективизм, или общинность как творческий принцип Общего Дела (разработанный в русской философской мысли XIX – начала ХХ веков).

Кроме того, исследование проблемы взаимодействия полярных отношений по типу «Свой» – «Чужой» в диалектическом аспекте показывает, что в ней можно выделить не только гибельные, но и оптимистичные варианты взаимодействия. При этом проблема восприятия и/или неприятия Инородного приобретает вариативность, в виде следующих возможных результатов:

1. Полная ассимиляция и вытеснение родного архетипа бытия (уничтожение Своего – Чужим).

2. Частичная неоптимальная, чрезмерная ассимиляция и трансформация своего архетипа бытия (порабощение Своего – Чужим).

3. Частичная, оптимальная, жизнеутверждающая ассимиляция и трансформация Своего (развитие Своего за счет инноваций Чужого).

4. Полное неприятие инородного и нововведений, ведущее к «закостенению» своего и омертвению культуры (стагнация своего за счет отторжения позитивных инноваций Чужого).

5. Мирное сосуществование Своего и Чужого в том случае, если совпадают ментальные ядра взаимодействующих культур, если происходит не агрессивное, а взаимодополняющее, взаимно обогащающее взаимодействие кульутр. Это может привести к образованию более широкой интегральной культурной системы на основе принципа «Все Свои, но с учетом и уважением индивидуальности».

Отмечено, что для социокультурной, политико-правовой и духовной жизни России оптимальным в современных условиях может оказаться лишь третий вариант. Он заключается в обязательности своего сохранения культурного архетипа, основ российской ментальности, но в то же время и в творческом подходе к новациям западного типа. Ментальное ядро российской культуры должно остаться, а изменениям могут подвергаться лишь периферийные части живой культурной системы.

Кроме особенностей управления, обусловленных социокультурными характеристиками, имеют место общие и всеобщие закономерности управления, которые проявляются в любой социальной системе, независимо от специфики традиций, и отражают законы саморегуляции активных систем, проявляющихся на социальном уровне организации материи. Этим закономерностям посвящена третья книга данного исследования.

165